Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
В присутствие представителей:
от заказчика - Управления Судебного департамента в Приморском крае:
- Шилович Анна Олеговна (представитель по доверенности NУСД-2/2503 от 21.07.2021);
от заявителя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "Юнифайд Солюшнз": представитель не явился, о дате, месте, времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Юнифайд Солюшнз" и материалы дела N 027/06/33-1743/2021, Комиссия Хабаровского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Юнифайд Солюшнз" (далее - Заявитель) на действия заказчика - Управления Судебного департамента в Приморском крае при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию систем: охранно-пожарной, тревожной сигнализации, систем охранного видеонаблюдения, металлодетекторов, противотаранных устройств, в том числе внутреннее испытание противопожарного водопровода, комплекса технических средств контроля доступа и системы телевизионного видеонаблюдения для нужд судов общей юрисдикции в 1 полугодии 2022 г. (Арсеньевский городской суд; Анучинский районный суд; Кавалеровский районный суд; Ольгинский районный суд; Тернейский районный суд, Чугуевский районный суд, Яковлевский районный суд, Дальнегорский районный суд; Лазовский районный суд (извещение N0320100020721000098 от 08.12.2021).
Заявитель указывает в своей жалобе на нарушения заказчиком требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при описании объекта закупки в части отсутствия сведений, позволяющих определить объем оказываемых услуг, модель оборудования, подлежащего обслуживанию.
На основании статьи 99 Закона о контрактной системе, Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N0320100020721000098 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 08.12.2021.
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя): электронный аукцион.
Объект закупки: оказание услуг по техническому обслуживанию систем: охранно-пожарной, тревожной сигнализации, систем охранного видеонаблюдения, металлодетекторов, противотаранных устройств, в том числе внутреннее испытание противопожарного водопровода, комплекса технических средств контроля доступа и системы телевизионного видеонаблюдения для нужд судов общей юрисдикции в 1 полугодии 2022 г. (Арсеньевский городской суд; Анучинский районный суд; Кавалеровский районный суд; Ольгинский районный суд; Тернейский районный суд, Чугуевский районный суд, Яковлевский районный суд, Дальнегорский районный суд; Лазовский районный суд.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 165 666,66 рублей.
Дата и время начала срока подачи заявок: 08.12.2021 15:58 (МСК+7).
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 16.12.2021 14:20 (МСК+7).
Дата и время проведения аукциона: 20.12.2021 10:34.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки от 17.12.2021 на участие в торгах подана одна заявка ООО "Сигнал", признана соответствующей требованиям аукционной документации и допущены к участию в аукционе.
Победителем торгов признано ООО "Согнал" (Протокол рассмотрения единственной заявки N032010002072000098 от 17.12.2021).
В ходе проведения проверки Заказчиком представлен отзыв, согласно которому описание объекта закупки составлено с соблюдением требований Закона о контрактной системе, содержится указание на площади помещений, в которых установлены системы, подлежащие обслуживанию.
Изучив материалы дела N027/06/33-1743/2021, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к выводу об необоснованности доводов жалобы по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В рассматриваемом случае объектом закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию систем: охранно-пожарной, тревожной сигнализации, систем охранного видеонаблюдения, металлодетекторов, противотаранных устройств, в том числе внутреннее испытание противопожарного водопровода, комплекса технических средств контроля доступа и системы телевизионного видеонаблюдения для нужд судов общей юрисдикции в 1 полугодии 2022 года.
Аукционная документация содержит раздел "Техническая часть извещения и документации о проведении аукциона в электронной форме" (далее - Техническая часть), содержащий описание объекта закупки.
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что аукционная документация содержит перечень совершаемых действий Исполнителем при оказании услуг по техническому обслуживанию применительно к каждой из систем, подлежащих обслуживанию, а также периодичность оказания таких услуг, необходимость круглосуточного приема и выполнения заявок от Заказчиков. Также содержится указание на количество установленных пожарных кранов для целей обслуживания.
Дополнительно аукционная документация содержит перечень мест оказываемых услуг с указанием общей площади (кв.м.) применительно к каждому суду общей юрисдикции, на территории которого подлежит оказание услуг по техническому обслуживанию систем.
Комиссия Хабаровского УФАС России также принимает во внимание доводы Заказчика о типовом характере совершаемых действий по техническому обслуживанию, а также возможности замены оборудования, вышедшего из строя с изменением модели, в связи с чем доводы жалобы о необходимости указания конкретного наименования применительно к каждому оборудованию признаются необоснованными.
При таких обстоятельствах Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о соблюдении Заказчиком требований Закона о контрактной системе в части описания объекта закупки, а доводы жалобы признаются необоснованными.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В силу ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 1 ст. 63 Закона о контрактной системе установлено, что извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.
Из положений п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе следует, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Из приведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчик обязан указать требования к участникам и исчерпывающий перечень документов, подлежащих предоставлению для подтверждения соответствия требованиям, как в извещении о проведении закупки, так и аукционной документации.
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что в извещении об осуществлении закупки отсутствует указание на требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Так, в извещении о проведении электронного аукциона отражены следующие условия проведения закупки:
"Требования к участникам 1 Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ дополнительная информация к требованию отсутствует 2 Требования к участникам закупок в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ дополнительная информация к требованию отсутствует Ограничения и запреты 1 Закупка у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций дополнительная информация к ограничению отсутствует" |
Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что документация о проведении аукциона содержит указание на требование к участнику закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений) с указанием на необходимость предоставления такой лицензии в составе заявки на участие в торгах, в связи с чем указанное требование к участникам с перечнем исчерпывающих документов, подлежащих предоставлению, подлежали указанию в извещении об осуществлении закупки.
Таким образом, Заказчиком в нарушение п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки не установлено требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также исчерпывающий перечень документов, подлежащих предоставлению участником закупки.
Указанное образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В рассматриваемом случае в пунктах 28, 30 (Порядок подачи заявок) аукционной документации установлено, что в составе заявки предоставляется копия лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
Согласно п. 20 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий" сведения, содержащиеся в реестрах лицензий, являются открытыми, за исключением случаев, если доступ к таким сведениям в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен.
В соответствии с Письмом Минэкономразвития России от 23.04.2021 NД24и-12191, с 01.01.2021 года выдача лицензии на бумажном носителе отменена в пользу записи в реестре лицензий, подтверждением наличия лицензии является запись в реестр лицензий.
Следовательно, согласно требованиям действующего законодательства, с 01.01.2021 запись в реестре лицензий является тождественным способом подтверждения наличия у участника закупки действующей лицензии.
Вместе с тем, в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе аукционная документация, утвержденная заказчиком, не содержит условия о возможности предоставления в составе заявки выписки из реестра лицензий, ограничивая возможность подачи заявки указанием на необходимость предоставления в составе заявки копии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений) (п. 28 "Требования, предъявляемые участникам аукциона", п. 30 "Порядок подачи заявок участников закупки" аукционной документации). Указанное нарушение образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, учитывая, что выявленное нарушение не оказало влияние на результат проведения торгов, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Юнифайд Солюшнз" на действия заказчика - Управления Судебного департамента в Приморском крае при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию систем: охранно-пожарной, тревожной сигнализации, систем охранного видеонаблюдения, металлодетекторов, противотаранных устройств, в том числе внутреннее испытание противопожарного водопровода, комплекса технических средств контроля доступа и системы телевизионного видеонаблюдения для нужд судов общей юрисдикции в 1 полугодии 2022 г. (Арсеньевский городской суд; Анучинский районный суд; Кавалеровский районный суд; Ольгинский районный суд; Тернейский районный суд, Чугуевский районный суд, Яковлевский районный суд, Дальнегорский районный суд; Лазовский районный суд (извещение N0320100020721000098 от 08.12.2021) - необоснованной.
2. Признать заказчика - Управления Судебного департамента в Приморском крае нарушившим требования п. 6 ч. 5 ст. 63, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных должностных лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 23 декабря 2021 г. N 7-1/618
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.12.2021