Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
- Ильченко Л.А. |
-заместитель руководителя управления; |
|
|
Члены Комиссии: |
- Новоселов В.И. |
- начальник отдела контроля закупок; |
|
|
|
- Пилипенко М.А. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок. |
|
|
В присутствии представителей:
от заказчика - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области: Якимченко С.Н. по доверенности от 22.12.2021 N 17ро/81 9141 1-08;
от участника закупки - ИП Чайка И.А.: Ильченко И.В. по доверенности от 19.12.2021;
рассмотрев жалобу ИП Чайка И.А. и материалы дела N 027/06/69-1761/2021, Комиссия Хабаровского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ИП Чайка И.А. (далее - Заявитель) на действия заказчика - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (далее - Заказчик) при осуществлении закупки путем проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по вывозу и утилизации биологических отходов (извещение N 0122100004021000030).
По мнению Заявителя, его права и законные интересы как участника закупки нарушены действиями заказчика, выразившимся в неправомерном признании заявки участника закупки несоответствующей требованиям аукционной документации.
На основании статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N 0122100004021000030 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 18.11.2021.
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя): электронный аукцион.
Объект закупки: оказание услуг по вывозу и утилизации биологических отходов.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 250 000,00 рублей.
Дата и время начала срока подачи заявок: 18.11.2021 15:35 (МСК+7).
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 03.12.2021 23:59 (МСК+7).
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, закупка осуществляется с учетом невозможности определения заказчиком объема подлежащих выполнению работ, оказываемых услуг.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 08.12.2021 N0122100004021000030-3 заявка ИП Чайка И.А. признана несоответствующей требованиям аукционной документации по следующему основанию:
- "на основании п.2 ч.б ст.69 Закона 44-ФЗ (Участник закупки не соответствует требованиям, установленным п. 1 ст. 69.2., ст. 4.2. Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды": не предоставил копию свидетельства о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее-НВОС), с присвоением 1-й или Н-й категории объекта, оказывающего НВОС (согласно пп. 13 п. 1 и пп. 29 п. 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий")".
Не согласившись с принятым аукционной комиссией заказчика решением, ИП Чайка И.А. обратилась в Хабаровское УФАС России с жалобой, указывая на неправомерное признание заявки участника закупки несоответствующей требованиям аукционной документации.
В ходе проведения внеплановой проверки заказчиком представлен мотивированный отзыв на жалобу, согласно которому заказчик полагает жалобу необоснованной в полном объеме.
Изучив материалы дела N 027/06/69-1761/2021, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу положений ст.ст. 63, 64 Закона о контрактной системе требования к участникам закупки подлежат обязательному отражению в извещении об осуществлении закупки, аукционной документации.
В рассматриваемом случае извещение, аукционная документация содержит требование к участникам закупки, а именно:
"Соответствие участника закупки требованиям, установленным п. 1 ст. 69.2., ст. 4.2. Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды": предоставить копию свидетельства о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее-НВОС), с присвоением I-й или II-й категории объекта, оказывающего НВОС (согласно пп. 13 п. 1 и пп. 29 п. 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий")".
В силу п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Таким образом, в составе заявки на участие в закупке участник закупки должен предоставить документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным заказчиком в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе (ч. 1 ст. 69 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 2 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
В силу ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Из приведенных положений Закона о контрактной системе следует, что аукционная комиссия заказчика проверяет заявку участника закупки на соответствие требованиям аукционной документации.
В рассматриваемом случае аукционная документация содержала обязанность предоставления участником закупки копии свидетельства о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее-НВОС), с присвоением I-й или II-й категории объекта, оказывающего НВОС (согласно требованиям п. 1 ст. 69.2., ст. 4.2. Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и пп. 13 п. 1, пп. 29 п. 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий").
Материалами дела подтверждается, что ИП Чайка И.А. представила в составе заявки на участие в закупке свидетельство о постановке на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, выданное ООО "Промышленная экология".
Соответствующих документов непосредственно в отношении ИП Чайка И.А. не представлено.
Как разъяснено в п. 7 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, возможность привлечения иных лиц (субподрядчиков) для исполнения государственного (муниципального) контракта не исключает необходимость наличия соответствующих документов у участников закупки.
Таким образом, аукционная комиссия заказчика, действуя на основании требований аукционной документации, правомерно приняла решение о признании заявки ИП Чайка И.А. несоответствующей требованиям аукционной документации.
Вместе с тем, в ходе проведенной внеплановой проверки Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Из положений ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе следует, что заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В силу ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона (ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Таким образом, требования к участникам закупки о наличии у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, допустимо к предъявлению исключительно в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
В рассматриваемом случае объектом закупки является оказание услуг по вывозу и утилизации биологических отходов. Законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок дополнительные требования к участникам закупки на оказание услуг по вывозу и утилизации биологических отходов, в том числе о наличии каких-либо ресурсов, необходимых для исполнения контракта, не предъявляются.
Следовательно, заказчиком в нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе неправомерно предъявлено требование к участникам закупки о предоставлении копии свидетельства о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее-НВОС), с присвоением I-й или II-й категории объекта, оказывающего НВОС (согласно требованиям п. 1 ст. 69.2., ст. 4.2. Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и пп. 13 п. 1, пп. 29 п. 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий").
Доводы заказчика о необходимости предъявления таких требований, обусловленных объектом закупки, отклоняются Комиссией Хабаровского УФАС России ввиду следующего.
В соответствии с абз. 13 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ ) негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу ч. 1 ст. 4.2 Закона N 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:
1. объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории;
2. объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории;
3. объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории;
4. объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.
Согласно ч. 1 ст. 69.2 Закона N 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Таким образом, юридические лица, индивидуальные предприниматели должны поставить на государственный учет именно те объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, на которых они осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность, в том числе посредством размещения отходов собственного производства или принимаемых от сторонних организаций отходов для размещения на собственной территории.
Согласно ч. 2 ст. 69.2 Закона N 7-ФЗ постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Из анализа приведенных норм следует, что постановка на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду может осуществляться в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации объекта, и не предполагает обязательное наличие свидетельства о таком учете на момент начала осуществления хозяйствующим субъектом деятельности.
Таким образом, заказчик, устанавливая требования о наличии у участника закупки копии свидетельства о постановке на государственный учет объекта, оказывающего НВОС, нарушает ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, что образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая выявленные в ходе проведения внеплановой проверки нарушения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику предписания об устранении допущенных нарушений путем аннулирования протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, внесения изменений в аукционную документацию.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу жалоба ИП Чайка И.А. на действия заказчика - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (далее - Заказчик) при осуществлении закупки путем проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по вывозу и утилизации биологических отходов (извещение N 0122100004021000030)- необоснованной.
2. Признать заказчика - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области нарушившим ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе;
3. Выдать заказчику - Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области предписание об устранении выявленных нарушений путем аннулирования протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, внесения изменений в аукционную документацию.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Председатель Комиссии: |
Ильченко Л.А. |
Члены Комиссии: |
Новоселов В.И. |
|
Пилипенко М.А. |
Исп. Пилипенко Мария Алексеевна
(4212) 31-11-91
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 24 декабря 2021 г. N 7-1/623
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2021