рассмотрев материалы дела N 7-3/729 по обращению заказчика - краевого государственного казенного учреждения "Хабаровское управление автомобильных дорог" (далее - КГКУ "Хабаровскуправтодор", Учреждение, заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об обществе с ограниченной ответственностью "АЛЕКС" (ИНН 2724227610) (далее - ООО "АЛЕКС") и его учредителе (генеральном директоре) Казарян Рубене Жораевиче (ИНН 651000854468) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 12.05.2021 N 151 на выполнение работ по обустройству дороги регионального или межмуниципального значения "г. Хабаровск - с. Ильинка - с. Ракитное - с. Гаровка-1 - пос. им. Горького (г. Хабаровск)" проходящей по территории с. Ракитное (ул. Школьная от переулка Школьный до квартала Грушевый сад) (реестровый номер 2272108650521000018), заключенного по результатам электронного аукциона N 0122200002521002280, и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником осуществления закупки - ООО "АЛЕКС",
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
Уполномоченным органом - комитетом государственного заказа Правительства Хабаровского края для заказчика - КГКУ "Хабаровскуправтодор" проведен электронный аукцион на выполнение работ по обустройству дороги регионального или межмуниципального значения "г. Хабаровск - с. Ильинка - с. Ракитное - с. Гаровка-1 - пос. им. Горького (г. Хабаровск)" проходящей по территории с. Ракитное (ул. Школьная от переулка Школьный до квартала Грушевый сад).
Извещение N 0122200002521002280 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 20.04.2021.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 582 270,00 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0122200002521002280 от 28.04.2021 на участие в закупке подано пять заявок. Все пять заявок признаны соответствующими требованиям аукционной документации и допущены к участию в электронной процедуре.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона N 0122200002521002280 от 30.04.2021 из трех участвующих в аукционе заявок победителем признано ООО "АЛЕКС" (заявка N 10972758), предложившее наименьшую цену контракта 4 633 284,10 рублей.
12.05.2021 по результатам электронной процедуры между Учреждением и победителем закупки ООО "АЛЕКС" заключен контракт N 151 на выполнение работ по обустройству дороги регионального или межмуниципального значения "г. Хабаровск - с. Ильинка - с. Ракитное - с. Гаровка-1 - пос. им. Горького (г. Хабаровск)" проходящей по территории с. Ракитное (ул. Школьная от переулка Школьный до квартала Грушевый сад) (реестровый номер 2272108650521000018) (далее - контракт). Цена контракта составляет 4 633 284,10 рублей (п. 2.1 контракта).
Согласно п. 1.1 контракта предметом контракта является выполнение работ по обустройству дороги регионального или межмуниципального значения "г. Хабаровск - с. Ильинка - с. Ракитное - с. Гаровка-1 - пос. им. Горького (г. Хабаровск)" проходящей по территории с.Ракитное (ул. Школьная от переулка Школьный до квартала Грушевый сад) (далее - Работы). Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить Работы в соответствии с Технической частью (Приложение 1), являющейся неотъемлемой частью контракта, а Заказчик обязуется принять выполненные Работы и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
В соответствии с п. 1.2 контракта объем выполняемых Работ установлен в Технической части.
П. 1.3 Технической части (Приложение 1 к контракту) определены основные технические показатели:
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Значение показателя |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Вид работ |
|
Ремонт |
2 |
Категория дороги |
|
3 |
3 |
Протяженность участка ремонта (ПК8+630 - ПК9+450) |
м |
820 |
4 |
Ширина тротуара |
м. |
1 - 1,5 |
5 |
Вид покрытия |
|
асфальтобетон |
В соответствии с п. 1.6 Технической части (Приложение 1 к контракту) работы должны быть выполнены в полном соответствии с Технической частью, требованиями Технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" ТР ТС N 014/2011, а также требованиями действующих в области дорожного строительства государственных стандартов (ГОСТ), строительных норм и правил (СНиП), сводов правил (СП), ведомственных строительных норм (ВСН).
Используемые для производства работ материалы должны иметь соответствующие документы, удостоверяющие их качество и безопасность в соответствии с действующим законодательством и нормативной документацией. Копии вышеуказанных документов представляются Подрядчиком Заказчику за пять дней до начала производства работ с применением таких материалов. Подлинники указанных документов (или их копии, заверенные в установленном порядке) представляются в составе исполнительной производственно-технической документации при приемке работ, выполненных с применением таких материалов. При отсутствии указанных документов и контроля качества со стороны Подрядчика Заказчик имеет право не принимать данные работы до момента подтверждения Подрядчиком качества используемых материалов и иных параметров выполненных работ в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", СП 46.13330.2012 "Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 3.06.04-91", СП 78.13330.2012 "Автомобильные дороги. Актуализированная редакция 3.06.03-85" и другими нормативными документами (подп. 2.5.2 п. 2.5 Технической части (Приложение 1 к контракту).
В силу подп. 4.4.2 п. 4.4 контракта Подрядчик обязан обеспечить выполнение работ на объекте в соответствии со сметными расчетами стоимости работ по ремонту автомобильной дороги.
Согласно подп. 4.2.5. п. 4.2 Заказчик обязан при обнаружении в ходе выполнения Работ отступлений от условий настоящего Контракта, которые могут ухудшить качество выполненных Работ, или иных недостатков, заявить об этом Подрядчику в письменной форме в течение 2 (двух) рабочих дней после обнаружения таких фактов, назначив срок их устранения.
В соответствии с п. 6.1 контракта приемка выполненных работ по объекту производится Заказчиком ежемесячно на основании предоставленного Подрядчиком акта о приемке выполненных работ (форма N КС-2) с учетом коэффициента снижения по результатам осуществления закупки, составленного на основании ведомости объемов и стоимости работ, с приложением подтверждающей исполнительной документации.
П. 6.6 контракта установлено, что Заказчик проводит проверку предоставленных Подрядчиком результатов работ, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта. Для проверки выполненных Подрядчиком Работ, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта Заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе. В случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке выполненных Работ, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения. Заказчик вправе не отказывать в приемке выполненных Работ в случае выявления несоответствия таких Работ условиям контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке Работ и устранено Подрядчиком
В соответствии с п.п. 6.7, 6.8 контракта Заказчик в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения от Подрядчика извещения о готовности к сдаче результата выполненных по контракту Работ, а также исполнительной и отчетной документации осуществляет приемку выполненных Работ и, при установлении полного соответствия выполненных Работ требованиям настоящего контракта, направляет Подрядчику подписанный акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2). Акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2) подписывается представителями Подрядчика и Заказчика с расшифровкой подписи, заверяется печатями Подрядчика (при наличии печати) и Заказчика. В случае если акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2) подписан не уполномоченными лицами, отсутствует расшифровка подписей, отсутствуют печати Подрядчика (при наличии печати) и Заказчика, акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2) считается неподписанным, а Работы непринятыми.
В случае обнаружения Заказчиком при проведении приемки Работ недостатков в выполненной Работе Заказчик в срок, указанный в п. 6.7, направляет Подрядчику в письменной форме мотивированный отказ от приемки Работ с указанием перечня выявленных недостатков в выполненных Работах, который составляется, в том числе, с учетом отраженного в заключении по результатам экспертизы выполненных Работ предложения экспертов, экспертных организаций, если таковые привлекались для ее проведения (п. 6.9 контракта).
Согласно п. 5.1 контракта срок выполнения (завершения) Работ: Начало выполнения Работ - с момента заключения контракта. Окончание Работ - не позднее 15.07.2021.
Настоящий контракт вступает в действие с момента его подписания Сторонами и действует до 06.09.2021 включительно, а в части гарантийных обязательств - до полного их исполнения Сторонами (п. 11.1 контракта).
В соответствии с п. 13.1 контракта настоящий контракт может быть расторгнут: по соглашению Сторон; в судебном порядке; в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Подп. 13.3.1, 13.3.2 п. 13.3 контракта установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае просрочки выполнения Работ, предусмотренных графиком выполнения строительно-монтажных работ, более чем на 10 (десять) рабочих дней; в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством. При этом Заказчик оплачивает Подрядчику только работы, выполненные и принятые Заказчиком до расторжения настоящего контракта.
Материалами дела установлено, что работы по контракту согласно Акту о приемке выполненных работ N 1 от 14.07.2021 (форма КС-2), справке о стоимости выполненных работ и затрат N 1 от 14.07.2021 (форма КС-3),платежному поручению N 866619 от 30.07.2021 выполнены Подрядчиком (ООО "АЛЕКС") и приняты заказчиком на общую сумму 4 294 464,00 рублей.
Вместе с тем, как следует из пояснений заказчика, в связи с нарушением сроков сдачи результатов работ, предусмотренных графиком выполнения строительно-монтажных работ, а также ввиду несоответствия качества асфальтобетонной смеси, уложенной на тротуаре, требованиям ГОСТ 9128-2013 (протокол испытаний от 13.08.2021 N 01-180-001), руководствуясь п. 13.1 контракта, на основании ст.ст. 715, 723 Гражаданского кодекса Российской Федерации, ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, заказчиком 12.11.2021 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Контракта расторгнут с 17.12.2021.
Как следует из пояснений представителя ООО "АЛЕКС", в соответствии с принятыми на себя обязательствами, Подрядчик выполнил все работы но контракту в срок и с надлежащим качеством. Факт своевременного и надлежащего исполнения работ по контракту подтверждается подписанием со стороны заказчика Акта формы КС-2 о приемке выполненных работ N 1 от 14.07.2021, а также справки формы КС-3 о стоимости выполненных работ и затрат N 1 от 14.07.2021. Учитывая, что в соответствии с п. 6.7 контракта Заказчик направляет Подрядчику подписанный акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2) только при установлении полного соответствия выполненных Работ требованиям Контракта, подписание заказчиком данного акта подтверждает тот факт, что все работы по контракту выполнены исключительно в соответствии с условиями контракта и все обязательства Подрядчика по контракту исполнены в полном объёме, при этом представленный КГКУ "Хабаровскуправтодор" протокол испытаний от 13.08.2021 N 01-180-001, свидетельствующий о ненадлежащем качестве выполненных работ, а именно: о том, что "плотная горячая песчаная асфальтобетонная смесь типа Г марки IIN на тротуаре не соответствует требованиям ГОСТ 9128-2013 "Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия", а её коэффициент уплотнения не соответствует требованиям СП 82.13330.2016 "Автомобильные дороги" (п. 6.15), не может быть принят в качестве доказательства ненадлежащего качества работ.
В ходе рассмотрения настоящего дела заказчиком представлено письмо, направленное ООО "АЛЕКС" (исх. от 30.06.2021 N 23) в адрес заказчика по спорной ситуации, сложившейся между заказчиком и Поставщиком по качеству асфальтобетонного покрытия тротуаров (пешеходных дорожек). К данному письму Обществом приложен паспорт используемой асфальтобетонной смеси (Тип Г, марка 2) от 02.06.2021, а также протокол испытаний, выданный дорожно-строительной лабораторией Хабаровского ЦСМ (заключение о состоянии измерений N 898, действительно до 16.07.2021), согласно которому используемая ООО "АЛЕКС" асфальтобетонная смесь соответствует требованиям ГОСТ 9128-2013, а коэффициент уплотнения данной смеси - СП 78.13330.2012.
В результате изучения материалов дела 7-3/729, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно п. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
При этом, согласно п. 2 ст. 720 ГК РФ заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с п. 13.1 контракта настоящий контракт может быть расторгнут: по соглашению Сторон; в судебном порядке; в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Подп. 13.3.1, 13.3.2 п. 13.3 контракта установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае просрочки выполнения Работ, предусмотренных графиком выполнения строительно-монтажных работ, более чем на 10 (десять) рабочих дней; в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством. При этом Заказчик оплачивает Подрядчику только работы, выполненные и принятые Заказчиком до расторжения настоящего контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принято заказчиком 12.11.2021.
16.11.2021 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено заказчиком в ЕИС (реестровая запись N 03222200021121000016) и в этот же день направлено в адрес Подрядчика (ООО "АЛЕКС") Почтой России заказным письмом с уведомлением (почтовый идентификатор 68002163095163) и по электронной почте.
Вместе с тем, входе рассмотрения дела представитель Общества факт получения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по электронной почте отрицал.
При определении даты вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик исходил с даты надлежащего уведомления Поставщика.
Датой надлежащего уведомления из представленной заказчиком информации (письмо исх. от 22.12.2021 N 10352-5) является дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС, а именно: 16.12.2021.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Вместе с тем, согласно информации, размещенной в ЕИС, а также обращению заказчика (исх. от 20.12.2021 N 10241-5), контракт расторгнут с 17.12.2021.
Согласно ч. 2 ст.104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра (далее - Правила ведения реестра). В соответствии с Правилами ведения реестра в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в ч. 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно подп. "а" п. 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подп. "е" п. 9 и подп. "г" п. 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Закона N 44-ФЗ.
Подп. "б" п. 13 Правил ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подп. "а" настоящего пункта, антимонопольный орган принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных п.п. 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
При этом ни Закон N 44-ФЗ, ни Правил ведения реестра не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Из положений ч. 7 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, Правил ведения реестра следует обязанность антимонопольного органа полно, объективно и всесторонне проверить представленные заказчиком документы и информацию. Только в случае подтверждения достоверности приведенных в них фактов и обстоятельств антимонопольный орган вправе принять решение о включении соответствующих сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
П. 15 Правил ведения реестра предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подп. "а" п. 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Проанализировав документы и сведения, представленные в материалы дела, оценивая соблюдение заказчиком процедуры принятия решения об одностороннем отказе, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о том, что заказчиком не доказано соблюдение процедуры расторжения контракта в одностороннем порядке, что повлекло за собой сокращение 10-го срока, предусмотренного ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Данное обстоятельство исключает возможность включения информации об ООО "АЛЕКС" в реестр недобросовестных поставщиков (подп. "а" п. 15 Правил ведения реестра).
Таким образом, в действиях заказчика - КГКУ "Хабаровскуправтодор" установлено нарушение ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, за которое предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 6 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие, которое предполагает недобросовестное поведение участника закупки, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона N 44-ФЗ.
По смыслу положений Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
В то же время включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, на что также указано в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 N ВАС11617/12 и от 12.07.2013 N ВАС-8371/13.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности. Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказов.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России, Подрядчик, полагая, что выполнил условия контракта, направил заказчику для подписания Акт о приемке выполненных работ N 1 от 14.07.2021 (форма КС-2), справку о стоимости выполненных работ и затрат N 1 от 14.07.2021 (форма КС-3), которые подписаны заказчиком без замечаний и оплачены согласно платежному поручению N 866619 от 30.07.2021 на общую сумму 4 294 464,00 рублей.
Вместе с тем, заказчиком проведена экспертиза качества асфальтобетонной смеси, уложенной на тротуаре, на соответствие требованиям ГОСТ 9128-2013 (протокол испытаний от 13.08.2021 N 01-180-001). С учетом результатов проведенной экспертизы заказчик установил, что "плотная горячая песчаная асфальтобетонная смесь типа Г марки II" на тротуаре не соответствует требованиям ГОСТ 9128-2013 "Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия", а её коэффициент уплотнения не соответствует требованиям СП 82.13330.2016 "Автомобильные дороги" (п. 6.15).
При этом, согласно протоколу испытаний, выданному дорожно-строительной лабораторией Хабаровского ЦСМ (заключение о состоянии измерений N 898, действительно до 16.07.2021), используемая ООО "АЛЕКС" асфальтобетонная смесь соответствует требованиям ГОСТ 9128-2013, а коэффициент уплотнения данной смеси - СП 78.13330.2012.
Указанное выше свидетельствует о том, что представленные Хабаровскому УФАС России материалы содержат противоречивые сведения в отношении качества асфальтобетонной смеси, уложенной на тротуаре, что не позволяет антимонопольному органу сделать однозначный вывод о недобросовестном поведении Подрядчика при исполнении контракта, невозможности признания доказанным факта существенного нарушения условий государственного контракта со стороны ООО "АЛЕКС", что также является обстоятельством, исключающим возможность включения информации об ООО "АЛЕКС" в реестр недобросовестных поставщиков (подп. "б" п. 15 Правил ведения реестра).
В связи с отсутствием у антимонопольного органа бесспорных и безусловных доказательств недобросовестного поведения ООО "АЛЕКС", Хабаровское УФАС России, руководствуясь ст. 104 Закона N 44-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком - КГКУ "Хабаровскуправтодор" об ООО "АЛЕКС" (ИНН 2724227610) и его учредителе (генеральном директоре) Казарян Рубене Жораевиче (ИНН 651000854468), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Признать заказчика - КГКУ "Хабаровскуправтодор" нарушившим ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
3. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного дела.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Заместитель председателя Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 27 декабря 2021 г. N РНП-523
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2021