Резолютивная часть решения оглашена "23" декабря 2021 года.
В полном объеме решение изготовлено "28" декабря 2021 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в составе:
председатель - заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
члены комиссии:
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Агаурова А.Э.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,
в присутствии представителей:
ГБУЗ "Тамбовская областная клиническая больница имени В.Д. Бабенко" - <_>,
ИП <_>,
в отсутствие представителя комитета государственного заказа Тамбовской области, уведомленного надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ИП (далее - Заявитель) посредством видеоконференцсвязи на действия ГБУЗ "Тамбовская областная клиническая больница имени В.Д. Бабенко" при проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующего средства - кожного антисептика на основе спирта (извещение N 0164200003021003932) и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Комитет государственного заказа Тамбовской области (Уполномоченный орган) опубликовал 24.11.2021 в единой информационной системе в сфере закупок извещение N 0164200003021003932 на поставку дезинфицирующего средства - кожного антисептика на основе спирта (далее - Аукцион).
Заказчик - ГБУЗ "Тамбовская областная клиническая больница имени В.Д. Бабенко".
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 533 200 руб.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 14.12.2021 N 0164200003021003932 аукционной комиссией были рассмотрены вторые части заявок 16 участников. Заявки N 4, N 5, N 7, N13 были признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям документации о закупке и Закону о контрактной системе.
Заявки участников N 12, N 21, N 6, N 15, N 19, N 22, N 20, N 3, N 10, N 14, N 16, N 11 признаны несоответствующими требованиям документации об Аукционе в связи с непредставлением сертификата происхождения товара по форме СТ-1.
Победителем закупки признана ИП (заявка N 4) с предложенной ценой контракта 1 300 302 руб.
ИП (заявка N 15), считая необоснованным отклонение его заявки аукционной комиссией в связи с непредставлением сертификата происхождения товара по форме СТ-1, обратился с жалобой в Тамбовское УФАС России.
Рассмотрение дела проводилось 22.12.2021, продолжилось 23.12.2021 после перерыва.
Заказчик представил письменные возражения по существу жалобы и просил отказать в её удовлетворении по основаниям, указанным в отзыве на жалобу.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, доводы заявителя, пояснения заказчика, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
1. В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства РФ N 102) утверждены перечни видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых установлены ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно подп. "а" п. 2 постановления Правительства РФ N 102 для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно для заявок (окончательных предложений), содержащих предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1:
- содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ N 102 подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень N 1 является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (далее - Правила), и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами.
Таким образом, в случае осуществления заказчиком закупки медицинских изделий, включенных в перечень, утвержденный Постановлением N 102, участник закупки, который предлагает товар, страной происхождения которого является Российская Федерация, Республика Армения, Республика Белоруссия или Республика Казахстан, такой участник закупки с целью подтверждения страны происхождения товара в составе своей заявки должен представить сертификат формы СТ-1.
В соответствии с ч. 1 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с ч. 19 ст. 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Согласно п. 3 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно извещению о проведении Аукциона предметом Аукциона является поставка дезинфицирующего средства - кожного антисептика на основе спирта .
В извещении и документации о закупке указан код позиции каталога товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) - 20.20.14.000-00000005 (средство дезинфицирующее).
В извещении об Аукционе и п. 24 Информационного паспорта Аукциона установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н и ограничение допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102.
В п. 4.8 раздела 4 "Инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе" установлено: "При установлении указанных в разделе 6 документации об аукционе ограничений и условий допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (в соответствии с Перечнем отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N102), участник аукциона в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", представляет в составе заявки на участие в аукционе документ, подтверждающий страну происхождения товара или копию этого документа".
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 14.12.2021 N 0164200003021003932 аукционной комиссией при рассмотрении второй части заявки ИП (заявка N 15) было принято решение:
"На основании п. 3 ч. 6 ст.69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и п. 6.1. документации об электронном аукционе признать заявку N 15 - Индивидуального предпринимателя ДРЫГИНА АНДРЕЯ ВАСИЛЬЕВИЧА не соответствующей требованиям п.3.5 документации об электронном аукционе.
Согласно п. 24 Информационного паспорта аукциона установлено ограничение допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами в соответствии с перечнем N 1 постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102.
В заявке участника отсутствуют документы, предусмотренные п. 6 ч.5 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, подтверждающие соответствие предлагаемого им товара ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со ст. 14 44-ФЗ или копии этих документов (сертификат о происхождении товаров формы СТ- 1), в связи с чем заявка участника приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
Заявка участника содержит предложение о поставке товара, происходящего из иностранных государств при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок, которые одновременно:
содержат предложения о поставке медицинских изделий, включенных в перечень, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок".
В первой части заявки Заявитель указал, что предлагает к поставке дезинфицирующее средство "БиаСептикМ", страна происхождения - Российская Федерация. Вторая часть заявки Заявителя содержит выписку из реестра российской промышленности продукции, копию свидетельства о государственной регистрации на дезинфицирующее средство "БиаСептикМ".
Согласно п. 6 ч. 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Установлено, что участники закупки с номерами заявок 4, 5, 7, 13 подтвердили страну происхождения товара сертификатами происхождения товара по форме СТ-1. В заявках N 12, N 21, N 6, N 15, N 19, N 22, N 20, N 3, N 10, N 14, N 16, N 11 отсутствовал сертификат о происхождении товаров формы СТ- 1, в связи с чем заявки данных участников в соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе приравниваются к заявкам, в которых содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
Согласно подп. "а" п. 2 постановления Правительства РФ N 102 Заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки или документации о закупке.
Комиссия Тамбовского УФАС России, изучив заявки участников, документацию о закупке, письменные возражения Заказчика, приходит к выводу, что действия аукционной комиссии Заказчика, признавшей заявку Заявителя несоответствующей требованиям документации и Закону о контрактной системе, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Довод жалобы Заявителя признается Комиссией Тамбовского УФАС России необоснованным.
2. Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что довод жалобы Заявителя о том, что в рассматриваемой закупке Заказчиком неправомерно установлено ограничение допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами в соответствии с постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102, по своей сути является обжалованием положений документации об Аукционе.
В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 07.12.2021. Вместе с тем, жалоба Заявителя подана в Тамбовское УФАС России - 16.12.2021, то есть после окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе.
Таким образом, довод Заявителя о том, что положения документации об Аукционе не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, не подлежит рассмотрению Комиссией Тамбовского УФАС России.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП <_> необоснованной.
2. Довод жалобы ИП <_.> в части обжалования положений аукционной документации оставить без рассмотрения в соответствии частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии Н.Е. Козлова
Члены комиссии А.Э. Агаурова
Т.В. Четверткова
Исп. Четверткова Т.В.,
тел. 8 (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 28 декабря 2021 г. N 068/06/69-1171/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.12.2021