Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от ООО "Контракт" на действия Заказчика - АО "Дальневосточный завод "Звезда" при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Площадка временного хранения твердых радиоактивных отходов (ТРО)" в рамках мероприятия "Реконструкция и техническое перевооружение предприятия для обеспечения ремонта АПЛ третьего поколения" Федеральной целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы" (извещение N 0420100000621000003) (далее - аукцион).
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ), так как:
- в нарушение статьи 16 Закона N44-ФЗ сведения о связи закупки с позицией плана-графика отсутствуют;
- установлены требования ко второй части заявки в нарушение положений Закона NФЗ-44;
- срок оплаты выполненных работ установлен в контракте с нарушением требований действующего законодательства;
- размер штрафов установлен с нарушением статьи 34 Закона N44-ФЗ.
Заказчик частично не согласился с доводами жалобы.
Огласив доводы жалобы, заслушав пояснения присутствующей стороны, рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 24.08.2021 размещены извещение и документация об Аукционе ( sberbank-ast.ru 0420100000621000003).
Объект закупки - выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Площадка временного хранения твёрдых радиоактивных отходов (ТРО)" в рамках мероприятия "Реконструкция и техническое перевооружение предприятия для обеспечения ремонта АПЛ третьего поколения" Федеральной целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы".
Начальная (максимальная) цена контракта - 178 506 227,67 рублей.
Согласно части 1 статьи 16 Закона N44-ФЗ планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Закона N44-ФЗ при предоставлении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации юридическому лицу средств, указанных в абзаце втором пункта 1 статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на юридическое лицо, которому предоставлены указанные средства, при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона N44-ФЗ закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Обязанность по осуществлению планирования закупок для юридических лиц, реализующих инвестиционные проекты по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства в соответствии с частью 5 статьи 15 Закона N44-ФЗ, нормами Закона N44-ФЗ не установлена.
Данная позиция изложена в письме Минфина России от 21.06.2017 N 24-01-10/3885.
Между АО "ДВЗ "Звезда" и Министерством промышленности и торговли РФ заключен договор N N 01-09/398дсп/085/АО от 26.09.2013 о предоставлении бюджетных инвестиций в размере 600 000 000,00 рублей для выполнения работ в рамках мероприятия "Реконструкция и техническое перевооружение предприятия для обеспечения ремонта АПЛ третьего поколения", в т.ч. на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Площадка временного хранения твёрдых радиоактивных отходов (ТРО)" мероприятия "Реконструкция и техническое перевооружение предприятия для обеспечения ремонта АПЛ третьего поколения" в рамках Федеральной целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2021 годы".
Таким образом, данная закупка осуществляется АО "ДВЗ "Звезда" за счет выделенных инвестиций с целью выполнения строительно-монтажных работ по объекту "Площадка временного хранения твёрдых радиоактивных отходов (ТРО)" мероприятия "Реконструкция и техническое перевооружение предприятия для обеспечения ремонта АПЛ третьего поколения" в рамках Федеральной целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы", что не противоречит положениям части 5 статьи 15 Закона N44-ФЗ и не обязывает заказчика осуществлять планирование данной закупки.
Следовательно, Заказчик не допустил нарушение требований статьи 16 Закона N44-ФЗ.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с частью 5 статьи 66 Закона N44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) документы, подтверждающие право участника электронного аукциона на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, если участник электронного аукциона заявил о получении указанных преимуществ), или копии таких документов;
6) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Частью 6 статьи 66 Закона N44-ФЗ установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В нарушение пункта 1 части 5 статьи 66 Закона N44-ФЗ в документации об аукционе установлено требование ко второй части заявки:
"наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника аукциона".
В нарушение пункта 2 части 5 статьи 66 Закона N44-ФЗ Заказчиком установлено требование ко второй части заявки:
"декларацию о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктом 31 Информационной карты - указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки".
В соответствии с частью 8 статьи 31 Закона N44-ФЗ Комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур, запроса котировок и предварительного отбора) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, и в отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации. Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7 - 9, 11 части 1 настоящей статьи, а также при проведении электронных процедур, запроса котировок и предварительного отбора требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи.
Декларирование участником закупки своего соответствия требованию, установленному п. 10 ч. 1 ст. 31 и ч.1.1 ст.31 Закона N 44-ФЗ, закон не предусматривает.
Ответственность за вышеуказанное нарушение предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункта 1 части 13 статьи 34 Закона N44-ФЗ в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
Частью 13.1 Закона N44-ФЗ установлено, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
С 14 мая 2021 года при заключении контрактов в 2021 году заказчики должны предусмотреть в них предельный срок оплаты - 10 рабочих дней с даты подписания документа о приемке.
Данный предельный срок установлен Постановлением Правительства РФ от 28.04.2021 N 667 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2020 г. N 2050"
В нарушение положений действующего законодательства в пунктах 8.7, 8.8, 8.9 проекта контракта Заказчиком установлен срок оплаты "не позднее 30 (тридцати) календарных дней".
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно частям 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа, пени устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 утверждены новые Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Вместе с тем, в разделе 19 проекта контракта указано:
"19. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
19.2. Подрядчик несёт ответственность:
19.2.3. В случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, согласно части 6 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ, Заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа). Согласно части 8 статьи 34 Федерального закона от N 44-ФЗ, штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств Подрядчиком, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств Подрядчика, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации N 1042 от 30.08.2017 г. и составляет 0,5 % цены Контракта.
19.3. Ответственность Заказчика:
19.3.2. В случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, согласно части 5 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ, Подрядчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа). Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном постановлением Правительством Российской Федерации N 1042 от 30.08.2017 г. и составляет 100 000,00 руб".
Таким образом, в проекте контракта документации об Аукционе за ненадлежащее исполнение заказчиком и подрядчиком обязательств отсутствуют все возможные значения размеров штрафа для каждого порогового значения цены контракта, предусмотренного Правилами. Заказчиком исключена возможность снижения цены контракта ниже ста, пятидесяти и ниже трех миллионов рублей, что противоречит самому принципу аукциона, как способа осуществления закупки с неограниченной возможностью снижения ценового предложения участниками аукциона.
Ответственность за вышеуказанное нарушение предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам проведенной внеплановой проверки Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Согласно представленным документам закупка была признана не состоявшейся в связи с отсутствием поступивших заявок.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Контракт" на действия Заказчика - АО "Дальневосточный завод "Звезда" при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Площадка временного хранения твердых радиоактивных отходов (ТРО)" в рамках мероприятия "Реконструкция и техническое перевооружение предприятия для обеспечения ремонта АПЛ третьего поколения" Федеральной целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы" (извещение N 0420100000621000003) обоснованной в части нарушения части 5 статьи 66, пункта 1 части 13 статьи 34, части 5, 8 статьи 34 Закона N44-ФЗ.
2. Признать, что заказчик допустил нарушение:
- части 5 статьи 66, пункта 1 части 13 статьи 34, части 5, 8 статьи 34 Закона N44-ФЗ Закона N 44-ФЗ.
3. Не выдавать заказчику и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения Закона N 44-ФЗ, допущенного при проведении аукциона, т.к. закупка была признана не состоявшейся.
4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для возбуждения административного производства.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 28 декабря 2021 г. N 025/06/64-1619/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.12.2021