Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе (далее по тексту - Комиссия):
*
посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 12-00, при участии представителей:
- заказчика в лице Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области *
- заявителя в лице СПАО "Ингосстрах" *
рассмотрев жалобу СПАО "Ингосстрах" (115035, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 12, стр. 2) (вх. N 01-33989 от 21.12.2021 г.) о нарушении заказчиком в лице Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области (620027, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Грузчиков, д. 4), его комиссией при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на затраты на приобретение полисов ОСАГО (извещение N 0162100012621000018 ) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба СПАО "Ингосстрах" (вх. N 01-33989 от 21.12.2021 г.) о нарушении заказчиком в лице Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области, его комиссией при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на затраты на приобретение полисов ОСАГО (извещение N 0162100012621000018) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель СПАО "Ингосстрах" указал, что заказчиком неправомерно определен способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме запроса котировок в электронной форме в нарушение действующего законодательства. На основании изложенного, просил признать жалобу обоснованной.
Представитель заказчика с доводами с жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 106 Закона о контрактной системе.
16.12.2021 на официальном сайте было размещено извещение N 0162100012621000018 на затраты на приобретение полисов ОСАГО.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 136 380,45 рублей.
В силу ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с ч. 1 ст. 82.1. Закона о контрактной системе под запросом котировок в электронной форме понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, победителем такого запроса признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги и соответствующий требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме.
В силу п. 1 (б) ч. 10. ст. 82.1 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, установленной в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
б) на основании решения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в запросе котировок в электронной форме, которая не отклонена в соответствии с требованиями части 11 настоящей статьи, порядковый номер в порядке возрастания цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), предложенных в заявке на участие в запросе котировок в электронной форме, и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Победителем запроса котировок в электронной форме признается участник закупки, заявке на участие в запросе котировок в электронной форме которого присвоен первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в запросе котировок в электронной форме содержатся одинаковые предложения, предусмотренные пунктом 3 части 5 настоящей статьи, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в запросе котировок в электронной форме, которая поступила ранее других таких заявок.
Таким образом, основным критерием при определении победителя закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме, является наиболее низкое предложение по цене контракта.
Заказчиком при размещении закупки N 0162100012621000018 на затраты на приобретение полисов ОСАГО был выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме запроса котировок в электронной форме. При этом, Комиссией Свердловского УФАС России установлено следующее.
Вместе с этим, в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
На основании ч. 1 ст. 9 Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.
Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях) устанавливаются Банком России в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей транспортного средства, собственника транспортного средства (физическое или юридическое лицо), а также от назначения и (или) цели использования транспортного средства (транспортное средство специального назначения, транспортное средство оперативных служб, транспортное средство, используемое для бытовых и семейных нужд либо для осуществления предпринимательской деятельности (такси).
Указание Банка России от 28.07.2020 N 5515-У на основании пункта 1 статьи 8, пункта 7 статьи 9 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" устанавливает предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях), коэффициенты страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, порядок применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также перечень факторов, применение которых не допускается при установлении страховщиками значений базовых ставок страховых тарифов.
Юридических лиц (в том числе транспортные средства специального назначения, транспортные средства оперативных служб) обязаны применять базовые ставки коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, установленные п. 2.1 указаний: минимальное значение ТБ - 1 646, максимальное значение ТБ - 3 493.
Следовательно, для конкретного парка транспортных средств сумма страховой премии, определившаяся в порядке, утвержденном Указанием Банка России от 28.07.2020 N 5515-У, является фиксированной. Цена контракта на услуги ОСАГО также должна быть рассчитана в соответствии с требованиями Указания. При этом, проведение закупки в форме, установленной заказчиком, победитель определяется путем установления лучшего ценового предложения, т. е. основным критерием при определении победителя в запросе котировок в электронной форме является предложение о наиболее низкой цене товара, работы или услуги.
Таким образом, при проведении запроса котировок в электронной форме очередность поступления заявок выступает единственным критерием определения победителя закупки, и конкуренция по ценовому предложению полностью исключается, что не соответствует принципам определения поставщика путем проведения запроса котировок в электронной форме.
Следовательно, определение победителя путем установления участника, подавшего заявку ранее остальных, при условии обязательных для всех участников страховых тарифов и, соответственно, предопределенности цены контракта, размещение государственным заказчиком закупки в форме запроса котировок в электронной форме на затраты на приобретение полисов ОСАГО не отвечает целям осуществления закупки, установленным в Законе о контрактной системе, поскольку исключает конкуренцию и по каким-либо другим критериям, предусмотренным в Федеральном законе 44-ФЗ.
Таким образом, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу, что определение победителя в форме запроса котировок в электронной форме на затраты на приобретение полисов ОСАГО нарушает ч. 5 ст. 24, ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе.
В силу п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль
3) определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Таким образом, довод относительно формирования начальной (максимальной) цены не может быть рассмотрен, антимонопольным органом, так как антимонопольный орган не является органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В данных действиях заказчика содержатся признаки события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу СПАО "Ингосстрах" признать обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области, его комиссии выявлено нарушение ч. 5 ст. 24, ч. 2 ст. 8 Закона о контактной системе.
3. Заказчику в лице Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области, котировочной комиссии выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица заказчика, ответственного за принятие решения о способе определения поставщика (извещение N 0162100012621000018) с документами, удостоверяющими личность, закрепляющими за данным лицом служебную обязанность по совершению таких действий на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 5 / Химиков, 3, 4 этаж, с объяснением по факту выявленного нарушения _________________________ 20__________________ г. в ____________.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
* |
Члены Комиссии |
*
* |
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ | |
ПРЕДПИСАНИЕ N 066/06/24-4687/2021 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе | |
г. Екатеринбург |
23.12.2021 г. |
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
*, на основании своего решения N 066/06/24-4687/2021 от 23.12.2021 г.,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику в лице Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области в срок до 25.01.2022 года аннулировать закупку N 0162100012621000018 путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения закупки, и отзыва извещения способом, которым оно было опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru).
2. Оператору электронной площадки, единой информационной системе обеспечить возможность исполнения пункта 1 настоящего предписания.
3. Заказчику в лице Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области в срок до 31.01.2022 года представить в Свердловское УФАС России копию документа, подтверждающего выполнение пункта 1 настоящего предписания, а также по факсу: (343) 377-00-84 или по адресу электронной почты: to66@fas.gov.ru.
Комиссия Свердловского УФАС России обращает внимание, что частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок предписания предусмотрена административная ответственность.
Настоящее Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
* |
Члены Комиссии |
*
* |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 23 декабря 2021 г. N 066/06/24-4687/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.12.2021