Резолютивная часть решения оглашена 27 декабря 2021 года
В полном объеме решение изготовлено 29 декабря 2021 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Муниципального бюджетного учреждения "Магнитогорский спортивно-технический клуб" (далее - МБУ "МСТК", заказчик) о включении сведений об Индивидуальном предпринимателе Гришанове Кирилле Алексеевиче (далее - ИП Гришанов К.А., поставщик) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта на поставку товара N 21/13 от 09.09.2021, заключенного в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, в присутствии:
- представителя МБУ "МСТК" директора Моисеева Дениса Анатольевича, действующего на основании распоряжения N 301-К от 01.04.2021,
- в отсутствие ИП Гришанова К.А., телеграмма, направленная в адрес индивидуального предпринимателя, вернулась с отметкой "Поданная вами телеграмма ИП Гришанову К.А. вручена матери 22/12".
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 13.05.2021 поступило обращение МБУ "МСТК" о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ИП Гришанове К.А. в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта на поставку товара N 21/13 от 09.09.2021, заключенного в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Согласно материалам дела, МБУ "МСТК" 09.09.2021 заключен контракт N 21/13 на поставку мотоциклетных запчастей, согласно спецификации. Цена контракта составляет 473 620,00 (четыреста семьдесят три тысячи шестьсот двадцать) рублей 00 копеек.
Решением от 01.11.2021 заказчик отказался от исполнения контракта в одностороннем порядке и направлены сведения в антимонопольный орган.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором.
Частью 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно части 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном Законом о контрактной системе порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Между МБУ "МСТК" и ИП Гришановым К.А. 09.09.2021 заключен на поставку товара N 21/13 (далее - контракт).
Пунктом 1.1 контракта установлена обязанность поставщика поставить мотоциклетные запчасти, согласно спецификации (далее - товар), а заказчик обязуется принять и оплатить товар в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
В соответствии с пунктом 1.2 контракта наименование, количество и иные характеристики поставляемого товара указаны в спецификации, являющейся неотъемлемой частью контракта.
Так, поставке подлежали дроссельная заслонка карбюратора для КТМ 65 SX оригинал (в количестве 1 шт), карбюратор для КТМ 65 SX оригинал (в количестве 1 шт), первичный привод с сепаратором сцепления для КТМ 65 SX оригинал (в количестве 1 шт), крышка сцепления снаружи для КТМ 65 SX оригинал (в количестве 1 шт), радиатор левый для КТМ 65 SX оригинал (в количестве 1 шт), коленчатый вал для КТМ 65 SX оригинал (в количестве 1 шт), поплавковая камера для КТМ 85 SX оригинал (в количестве 3 шт), цилиндр плюс поршень (комплект) для КТМ 85 SX оригинал (в количестве 1 комплекта), водяной насос для КТМ 85 SX оригинал (в количестве 1 шт), ротор для КТМ 85 SX оригинал (в количестве 2 шт), кикстартер для КТМ 85 SX оригинал (в количестве 3 шт), геркон в сборе для КТМ 85 SX оригинал (в количестве 1 шт), подшипник для КТМ 85 SX оригинал (в количестве 10 шт), комплект для замены промежуточного вала КТМ 85 SX оригинал (в количестве 2 шт), пружина для Honda 250 CRF оригинал (в количестве 4 шт), радиатор для Honda 250 CRF оригинал (в количестве 1 шт), топливный бак для Honda 250 CRF оригинал (в количестве 1 шт), колодки тормозные задние Honda 250 CRF оригинал (в количестве 2 шт).
Срок поставки товара: с момента заключения контракта по 18 октября 2021 года (пункт 1.4 контракта).
Поставка товара заказчику осуществляется силами поставщика по адресу: г. Магнитогорск, ул. Электросети, 2 (пункт 1.5 контракта).
Цена контракта определена пунктом 2.1 и составляет 473620,00 (четыреста семьдесят три тысячи шестьсот двадцать) рублей 00 копеек.
Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случаях одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном частями 9-23 статьи 95 Закона о контрактной системе (пункт 11.8 контракта).
Претензией N 76 от 18.10.2021 заказчик, обратив внимание поставщика на нарушение индивидуальным предпринимателем условий контракта, установил срок для поставки товара до 31.10.2021 года.
Ответа на претензию заказчику не поступило, товар поставлен не был.
Решение заказчика об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта принято МБУ "Магнитогорский спортивно-технический клуб" 01.11.2021 г.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта 02.11.2021 направлено в адрес индивидуального предпринимателя заказным письмом с уведомлением.
Надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта является получение заказчиком информации об отсутствии поставщика по его адресу, указанному в контракте. Согласно информации, размещенной на сайте Почты России письмо, отправленное по адресу 456772, Челябинская область, г. Снежинск, ул. Комсомольская, д. 22, кв. 73, не получено индивидуальным предпринимателем, выслано обратно отправителю 06.12.2021. Обратно заказчику заказное письмо вернулось 08.12.2021, (вх. N 295).
Таким образом, контракт является расторгнутым 20.12.2021.
Однако информацию о расторжении контракта не представляется возможным разместить в единой информационной системе, так как контракт заключен с единственным поставщиком по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Таким образом, заказчиком соблюден порядок расторжения контракта в связи с односторонним отказом от исполнения обязательств, предусмотренный Законом о контрактной системе.
Основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе является совершение поставщиком (стороны по контракту) действий, свидетельствующих о его недобросовестном поведения, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе и гражданского законодательства, нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, нарушению обеспечения публичных интересов в правоотношениях, регулируемых законодательством о контрактной системе.
С учетом характера правовых последствий включения индивидуального предпринимателя в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - юридической ответственности в виде невозможности в течение двух лет участвовать в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлению подлежит субъективная сторона действий поставщика, предполагающая наличие вины (умысла, неосторожности).
Правовая конструкция части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предполагает право сторон принять решения об одностороннем отказе от исполнения контракта только в соответствии с гражданским законодательством и договором.
Таким образом, установлено, что ИП Гришановым К.А. неоднократно нарушены сроки поставки товара, поставка товара надлежащего качества и в требуемом заказчику количестве не осуществлена.
Челябинское УФАС России обращает внимание, что согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Времени для выполнения условий контракта у индивидуального предпринимателя было предостаточно. Причина неисполнения условий контракта неизвестна. Доказательств невозможности осуществления поставщиком в сроки, предусмотренные контрактом, и на согласованных сторонами условиях, поставки товара надлежащего качества и соответствующего количества в материалы дела ИП Гришановым К.А. не представлено.
С учетом изложенного, предпринимательские риски, в силу действующего законодательства несет хозяйствующий субъект, принявший решение о заключении с заказчиком контракта.
Так, заключая контракт для муниципальных нужд в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, индивидуальный предприниматель несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта им как лицом, взявшим на себя обязательства по исполнению такого контракта.
Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
ИП Гришанова К.А. нарушены условия контракта на поставку товара N 21/13 от 09.09.2021, поставщиком нарушены сроки поставки товара, товар не поставлен.
Действия ИП Гришанова К.А. явились причиной нарушения муниципальных интересов, поскольку потребность МБУ "МСТК" в приобретении мотоциклетных запчастей, согласно спецификации не удовлетворена.
Поставщик не выполнил условия контракта.
Следовательно, в действиях ИП Гришанова К.А. содержатся признаки недобросовестного поведения, являющегося основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА*:
Включить сведения, представленные Муниципальным бюджетным учреждением "Магнитогорский спортивно-технический клуб" об Индивидуальном предпринимателе Гришанове Кирилле Алексеевиче (ИНН 742309247530) сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Н.В. Фадеева
Е.Б. Черенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 29 декабря 2021 г. N 074/06/104-3836/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2021