Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Зам. Председателя Комиссии: |
Амировой В.Р. - начальника отдела, |
Членов Комиссии: |
Гиниятуллиной Л.Р. - старшего государственного инспектора, |
|
Тимофеева М.А. - ведущего специалиста-эксперта, |
в присутствии представителя заказчика Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан по доверенности - Шайдуллиной Р.С. (доверенность N2452 от 07.08.2020 г.), в отсутствии представителя заявителя ООО "Норма", о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленного надлежащим образом, рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобу заявителя ООО "Норма" (вх. N16730/ж от 16.12.2021 г.) на действия заказчика Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан при проведении закупки N0111300039721000064 на предмет: "Право заключения муниципального контракта на выполнение работ по благоустройству территории (зимнее содержание дорог) Тукаевского муниципального района Республики Татарстан в 2022 году",
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона N0111300039721000064 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 08.12.2021 г.
Заказчик - Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан.
Начальная (максимальная) цена контракта - 16 110 668,00 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства, а именно заказчиком в документации установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 г. N99, не связанные с предметом закупки.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, позиции заказчика, изучения документации электронного аукциона приходит к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе Заказчик в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" установлены дополнительные требования к участникам аукциона (далее - Постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99).
Пунктом 2 (2) Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 г. N 99 установлено, что при выполнении работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей устанавливаются дополнительные требования к участникам закупок:
- наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории.
При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В силу пункта 2 (3) Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 г. N 99 установлено, что при выполнении работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей устанавливаются дополнительные требования к участникам закупок:
- наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог.
При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Предметом контракта предусмотрены работы по благоустройству территории (зимнее содержание дорог) Тукаевского муниципального района Республики Татарстан в 2022 году в соответствии с условиями Контракта и Задания (Приложение N1 к Контракту).
В техническом задании заказчик указал следующие виды работ:
Наименование работ и затрат |
Единица измерен. |
Коли- чество |
Очистка дороги от снега плужным оборудованием на базе комбинированной дорожной машины мощностью менее 210 л.с. |
10000 м2 |
2310 (3300000*7) |
Удаление снежного вала шнекороторными снегоочистителями на базе автомобиля |
10 км вала |
22,6 |
Очистка дороги от снега плужными снегоочистителями на базе трактора |
10000 м2 |
507,48 (724970*7) |
Очистка дороги от снега средними автогрейдерами: снег рыхлый до 500 мм |
10000 м2 |
1670,15 (3340300*5) |
Уборка обочины от снежных валов автогрейдерами |
10 км вала |
121,4 |
Погрузка снега погрузчиками на пневмоколесном ходу с перемещением на расстояние до 10 м |
100 м3 |
791 |
Погрузка снега в автотранспортные средства снегопогрузчиками |
100 м3 |
754,66 |
Перевозка грузов автомобилями-самосвалами (работающими вне карьеров), расстояние перевозки 3 км: класс груза 1 |
т |
37733 |
Очистка дороги от снега бульдозерами: до 108 л.с. |
10000 м2 |
180,02 |
Распределение пескосоляной смеси или фрикционных материалов: комбинированной дорожной машины мощностью от 210 до 270 л.с. |
10000 м2 |
424,08 (530100*8) |
Противогололедные материалы (ПСС) 0,254т/1000м2 |
т |
132,52 |
Очистка автопавильонов и территорий, прилегающих к ним, от снега и льда |
1000 м2 |
20 |
Очистка барьерного ограждения от снега и грязи вручную |
1000 м |
13,452 |
Уборка снега из-под барьерного ограждения вручную |
1000 м |
13,452 |
Очистка дорожных знаков от снега: вручную |
100 шт |
1,90 |
Разбрасывание снега возле стоек дорожных знаков, сигнальных столбиков, тумб и опор дорожного освещения |
100 шт. |
1,90 |
Очистка отверстий труб от снега и льда |
10 шт. |
124 |
Очистка тротуаров, площадок отдыха и стоянок автомобилей от снега и льда: механической щеткой на тракторе 40 кВт (55 л.с.) |
1000 м2 |
8,277 |
В аукционной документации заказчиком установлено следующее дополнительное требование к участнику закупки:
Дополнительные требования, предъявляемые участникам аукциона (в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе):
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" установлены следующие дополнительные требования к участникам аукциона: наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории.
При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка
Участник должен предоставить в составе заявки следующие документы:
копию контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Таким образом, Комиссией установлено, что в аукционной документации заказчик установил дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 2 (2) Постановления N99.
Согласно пояснениям заказчика перечисленные в техническом задании виды работ относятся именно к благоустройству, соответственно, с учетом данного факта заказчик установил дополнительные требования по пункту 2 (2) Постановления N99.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Частью 3 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ установлено, что классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
В соответствии с Методическими рекомендациями по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, принятыми и введенными в действие Письмом Минтранса России от 17.03.2004 N ОС-28/1270-ис зимнее содержание - работы и мероприятия по защите дороги в зимний период от снежных отложений, заносов и лавин, очистке от снега, предупреждению образования и ликвидации зимней скользкости и борьбе с наледями.
Пунктом 7 Приказа Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" установлено, что в состав работ по зимнему содержанию входят:
1) уход за постоянными снегозащитными сооружениями;
2) устройство снегомерных постов, необходимых для изучения работы автомобильных дорог и дорожных сооружений в зимних условиях;
3) заготовка, установка, перестановка, уборка и восстановление временных снегозадерживающих устройств (щитов, изгородей, сеток и др.), сигнальных вех; формирование снежных валов и траншей для задержания снега на придорожной полосе и их периодическое обновление;
4) механизированная снегоочистка, расчистка автомобильных дорог от снежных заносов, борьба с зимней скользкостью, уборка снежных валов с обочин;
5) профилирование и уплотнение снежного покрова на проезжей части автомобильных дорог с переходным или грунтовым покрытием;
6) погрузка и вывоз снега, в том числе его утилизация;
7) распределение противогололедных материалов;
8) регулярная очистка от снега и льда элементов обустройства, в том числе автобусных остановок, павильонов, площадок отдыха, берм дорожных знаков, ограждений, тротуаров, пешеходных дорожек и других объектов;
9) очистка от снега и льда элементов мостового полотна, а также зоны сопряжения с насыпью, подферменных площадок, опорных частей, пролетных строений, опор, конусов и регуляционных сооружений, подходов и лестничных сходов;
10) круглосуточное дежурство механизированных бригад для уборки снега и борьбы с зимней скользкостью, патрульная снегоочистка;
11) устройство, поддержание в чистоте и порядке зимних автомобильных дорог (автозимников);
12) обслуживание и восстановление баз хранения противогололедных материалов и скважин для добычи природных рассолов, приготовление противогололедных материалов, поддержание в чистоте и порядке подъездов к базам хранения противогололедных материалов и скважинам для добычи природных рассолов;
13) поддержание в чистоте и порядке, обслуживание и восстановление автоматических систем раннего обнаружения и прогнозирования зимней скользкости, а также автоматических систем распределения противогололедных материалов, в том числе содержание и (или) аренда каналов связи и оплата услуг связи для их функционирования, на развязках в разных уровнях и искусственных сооружениях;
14) закрытие отверстий водопропускных труб осенью и открытие их весной, очистка водопропускных труб от снега, льда, мусора и посторонних предметов;
15) борьба с наледями на автомобильных дорогах, в том числе у искусственных сооружений;
16) проведение противолавинных мероприятий, уборка лавинных отложений;
17) устройство, поддержание в чистоте и порядке ледовых переправ.
Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что предусмотренные контрактом работы относятся к зимнему содержанию дорог.
Следовательно, учитывая, что начальная стоимость предусмотренных контрактом работ по содержанию дорог превышает 5 млн. рублей уполномоченному органу, заказчику помимо дополнительных требований в соответствии с пунктом 2.2 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 необходимо было в том числе установить дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 2.3 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог.
Вместе с тем, Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что извещение о проведении закупки и аукционная документация не содержат дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с пунктом 2.3 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
Таким образом, заказчиком нарушены требования частей 2 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, пункта 2.3 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N99.
Довод заявителя признан обоснованным.
При этом, учитывая, что заявка участника рассматриваемого электронного аукциона соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99, Комиссией Татарстанского УФАС России, принято решение предписание об устранении нарушений законодательства заказчику не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя ООО "Норма" (вх. N16730/ж от 16.12.2021 г.) на действия заказчика Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан при проведении закупки N0111300039721000064 на предмет: "Право заключения муниципального контракта на выполнение работ по благоустройству территории (зимнее содержание дорог) Тукаевского муниципального района Республики Татарстан в 2022 году" обоснованной.
2. Признать заказчика Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан нарушившими требования части 2 статьи 31, части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункта 2.3 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
3. Предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. Председателя Комиссии |
В.Р. Амирова |
Члены Комиссии |
Л.Р. Гиниятуллина |
|
М.А. Тимофеев |
Исп.: Гиниятуллина Лейсан Рустамовна
Тел. (843) 293-10-91
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 23 декабря 2021 г. N 016/06/31-2467/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.12.2021