Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Иннованта" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ПДН N3" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Поставка продуктов питания (смесь белковая композитная сухая)" (извещение N 0318200049621000243) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает на неправомерное отклонение заявки ООО "Иннованта".
Представителем Заказчика представлена документация об электронном аукционе, заявки участников закупки, письменные пояснения по существу доводов жалобы.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУЗ "ПДН N3" МЗ КК проводился электронный аукцион: "Поставка продуктов питания (смесь белковая композитная сухая)" (извещение N 0318200049621000243).
Начальная (максимальная) цена контракта - 592 634,10 рублей.
В силу ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч.1 ст.69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В ч.2 ст.69 Закона о контрактной системе указано, что аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В силу ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе 6. Заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу N 0318200049621000243-3 подведения итогов электронного аукциона от 20.12.2021 заявка ООО "Иннованта" (заявка N244) отклонена на основании: на основании п.1) ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе, а также непредставление документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 Федерального закона N44-ФЗ, несоответствие указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличие в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Причина несоответствия: Информация в заявке участника не соответствует требованиям (содержит недостоверную информацию) п.п. "б" п.2 ч.3 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а именно, участник в своей заявке указал недостоверную информацию, а именно: Согласно информации, размещенной в Едином реестре свидетельств о государственной регистрации, смесь белковая композитная сухая "Нутримикстура Экстра" с витаминами и минеральными веществами NAM.01.48.01.004.R.000276.11.21, Состав: молочный белок (концентрат молочного белка), растительные жиры, в т.ч. источники ПНЖК, мальтодекстрин, растворимые пищевые волокна, витаминно-минеральный премикс (В1 - тиамина мононитрат, В2 - рибофлавин, В3 - ниацин, В5 - пантотенат кальция, В6 - пиридоксина гидрохлорид, В7 - биотин, аскорбиновая кислота, витамина А ацетат, витамин D3 - холекальциферол, витамина Е ацетат, цинк - цитрат цинка III, йод - йодид калия, мальтодекстрин), кальция карбонат. Заказчиком были указаны требования к наличию химического элемента кальция в количестве, согласно технического задания, а не к его источникам, неорганическому химическому соединению CaCO3, пантотеновой кислоте. Отсутствие кальция в указанном составе продукта не позволяет сделать вывод о его соответствии описанию объекта закупки.)
Согласно п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Документация электронного аукциона содержит Раздел 2 "Описание объекта закупки":
N |
Наименование продукта |
Характеристика продукта |
Производитель |
Ед. измерения |
Кол-во |
Цена, руб. за единицу |
|
Область применения, качество, характеристики продукта |
Пищевая и Энергетическая ценность в 100 г. сухого продукта |
||||||
1 |
Смесь белковая композитная сухая
КТРУ 10.86.10.910-00000002 |
Вид применяемого сырья: Белок молока Агломерированная форма: Да Наличие обогащающих компонентов: Да Предназначена для использования пищеблоками медицинских организаций и учреждениями социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, санаториями и другими предприятиями общественного питания в качестве компонента при приготовлении блюд диетического лечебного и диетического профилактического питания взрослых и детей старше трех лет. Товар должен производиться согласно ГОСТа 33933-2016. Товар должен иметь свидетельство о государственной регистрации в соответствии с требованиями ТР ТС 021/2011 - "О безопасности пищевой продукции" |
Смесь белковая композитная сухая должна содержать кальций не менее 1,85г на 100 г. Пищевая и энергетическая ценность в 100 г Белки - 40,0 г Жиры - 20,0 г Углеводы - 30,0 г в т.ч. пищевые волокна - 4 г Энергетическая ценность - 452,0 Ккал. Упаковка: пакеты из многослойных полимерных материалов, масса нетто от 1,0 до 10,0 кг. Срок годности не менее 10 месяцев. |
|
кг |
230 |
|
ИТОГО: |
В п. 47 "Информационной карты" Заказчиком установлено:
Если позиция 39 содержит требования, установленные в соответствии с законодательством РФ к товару, работе, услуге |
Копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации. Руководствуясь разъяснениями ФАС России от 01.04.2016 г. N АК/21290/16, во избежание риска допуска к участию потенциальных Поставщиков, предлагающих к поставке пищевые продукты - смеси белковые композитные сухие, не допущенные к обороту на территории Российской Федерации, установлено требование в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 66 Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" о предоставлении во второй части заявки копии документов, подтверждающих соответствие товара, данным документом является свидетельство о государственной регистрации на предлагаемый к поставке товар. |
ООО "Иннованта" в первой части заявки указало:
N |
Наименование продукта |
Характеристика продукта |
Производитель |
Ед. измерения |
Кол-во |
|
Область применения, качество, характеристики продукта |
Пищевая и Энергетическая ценность в 100 г. сухого продукта |
|||||
1. |
Специализированный пищевой продукт для диетического лечебного и диетического профилактического питания - смесь белковая композитная сухая "Нутримикстура Экстра" с витаминами и минеральными веществами
КТРУ 10.86.10.910-00000002 |
Вид применяемого сырья: Белок молока Агломерированная форма: Да Наличие обогащающих компонентов: Да Предназначена для использования пищеблоками медицинских организаций и учреждениями социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, санаториями и другими предприятиями общественного питания в качестве компонента при приготовлении блюд диетического лечебного и диетического профилактического питания пациентов различных возрастных групп. Товар производиться согласно ГОСТа 33933-2016. Товар имеет свидетельство о государственной регистрации в соответствии с требованиями ТР ТС 021/2011 - "О безопасности пищевой продукции" |
Смесь белковая композитная сухая содержит кальций 1,85г на 100 г. Пищевая и энергетическая ценность в 100 г Белки - 40,0 г Жиры - 20,0 г Углеводы - 30,0 г в т.ч. пищевые волокна - 4 г Энергетическая ценность - 452,0 Ккал. Упаковка: пакеты из многослойных полимерных материалов, масса нетто 5 кг. Срок годности 10 месяцев. |
Изготовитель: ООО "Шелдонфарма"
Наименование страны происхождения товара
Российская Федерация (643|РОССИЯ (Российская Федерация) |RU|RUS). |
кг |
230 |
Во второй части заявки ООО "Иннованта" представило свидетельство о государственной регистрации N АМ.01.48.01.004.R.000276.11.21 от 23.11.2021 г. специализированный пищевой продукт для диетического лечебного и диетического профилактического питания - смесь белковая композитная сухая "Нутримикстура Экстра" с витаминами и минеральными веществами.
При рассмотрении заявки ООО "Иннованта", заказчик не смог идентифицировать соответствие наличия кальция в продукте и определил, что продукт представляет из себя смесь витаминно-минерального комплекса и смеси белковой по следующим основаниям:
Согласно ТР ТС 022/2011, ст 4., п 4.1. "Требования к маркировке упакованной пищевой продукции", маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения: состав пищевой продукции, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части 4.4 настоящей статьи и если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. ООО "Иннованта" предоставила к жалобе скан этикетки продукта "Нутримикстура Экстра", однако данная информация о наличии кальция не подтверждается в реестре свидетельств о государственной регистрации и так же на сайте описания продукта. (скриншоты представлены в приложении).
Согласно п. 1 ГОСТ 33933-2016 этот стандарт распространяется на смеси белковые композитные сухие, относящиеся к специализированным продуктам, предназначенным для диетического лечебного и диетического профилактического питания взрослых и детей старше трех лет в качестве компонента для приготовления готовых блюд.
В п. 3.1 ГОСТ 33933-2016 установлено, что под смесями белковыми композитными сухими понимаются специализированные пищевые продукты, состоящие из белков молока (казеина и/или белков сыворотки молока), или изолята соевого белка, или смеси белков молока (казеина и/или белков сыворотки молока) и изолята соевого белка, с добавлением одного или нескольких перечисленных в этом пункте ингредиентов.
В соответствии с п. 4.2 ГОСТ 33933 - 2016 смеси белковые композитные сухие в зависимости от вносимых пищевых ингредиентов подразделяют на произведенные с добавлением одного или нескольких следующих пищевых ингредиентов: полиненасыщенных жирных кислот; среднецепочечных жирных кислот; лецитина (Е322); мальтодекстрина; пищевых волокон; витаминов; минеральных веществ; аминокислот; пробиотиков; пребиотиков; ароматизаторов.
Согласно табл. 2 п. 5.1.3 ГОСТ 33933-2016 содержание витаминов и минеральных веществ в суточной порции смеси белковой композитной сухой, обогащенной витаминами и минеральными веществами, пребиотиками или соответствующими премиксами, составляет от 15,0 до 50,0 %, от нормы физиологической потребности в конкретном компоненте.
Табл. В.3 приложения В ГОСТ 33933-2016 предусматривает возможность содержания в 20 г смеси белковой композитной сухой кальция от 150 до 500 мг, в пересчете на 100 г смеси белковой композитной сухой это составляет от 750 до 2500 мг кальция.
Согласно п. 4.2.2.2.1.1 Методических рекомендаций МР 2.3.1.2432-08 "Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации" от 18.12.2008 г. (МР 2.3.1.2432-08) уточненная суточная физиологическая потребность в кальции составляет 1000 мг.
Ст. 39 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Закон N323-ФЗ) установлено, что лечебное питание является неотъемлемым компонентом лечебного процесса и профилактических мероприятий, включает в себя пищевые рационы, имеющие установленный химический состав, энергетическую ценность, нормы лечебного питания утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.06.2013 г. N395н "Об утверждении норм лечебного питания" (приказ МЗ РФ N395н) установлены нормы лечебного питания для стандартных диет лечебного питания с обязательным использованием в каждой из них специализированных продуктов лечебного питания в виде смесей белковых композитных сухих и витаминно-минеральных комплексов.
Этим приказом МЗ РФ установлены требования к количественному содержанию каждого из этих специализированных продуктов в суточном рационе пациентов.
В отношении смесей белковых композитных сухих установлено количественное содержание в граммах (для диеты ОВД 27 г), в отношении витаминно-минеральных комплексов - 50 - 100 (75 - 100) % от физиологической потребности (физиологической нормы).
50% от нормы физиологической потребности в кальции может быть обеспеченно применением в лечебном питании пациентов смеси белковой композитной сухой с содержанием 1,85 г кальция. (Расчет: 1,85 = 0,5 г х 100 г / 27 г, где 0,5 г - 50% от усредненной сточной физиологической потребности в кальции, 27 г - количество смеси белковой композитной в суточном рационе одного пациента).
В связи с дефицитом кальция в натуральных продуктах питания и отсутствием в обращении на рынке витаминно-минеральных комплексов, содержащих кальций в количестве, соответствующем приказу МЗ РФ N395н, восполнение недостатка в кальции в рационах лечебного питания за счет кальция смесей белковых композитных сухих является обоснованным и соответствует целям и функции лечебного питания.
Вместе с тем, замена витаминно-минеральных комплексов в лечебном питании пациентов на смесь белковую композитную сухую с содержанием витаминно-минерального комплекса (премикса) не соответствует приказу МЗ РФ N395н, установившему необходимость использования в лечебном питании этих обоих специализированных продуктов раздельно.
Одновременное применение в лечебном питании пациентов витаминно-минерального комплекса и смеси белковой композитной сухой с содержанием витаминно-минерального комплекса (премикса) является недопустимым, так как может привести к превышению верхнего безопасного уровня потребления витаминов, что нарушает утвержденные приказом МЗ РФ N395н нормы леченого питания.
Это подтверждается письмом Профильной комиссии по диетологии при МЗ РФ N 18/21 от 14.12.2021 г.
Специализированный пищевой продукт профилактического питания смесь белковая композитная сухая "Нутримикстура Экстра" с витаминами и минеральными веществами, производитель ООО "Шелдонфарма", как следует из его свидетельства о государственной регистрации AM.01.48.01.004.R.000276.11.21 от 23.11.2021 г. и сведений, содержащихся в Едином реестре специализированной пищевой продукции (Реестре свидетельств о государственной регистрации), имеет следующий состав:
молочный белок (концентрат молочного белка), растительные жиры, в т.ч. источники ПНЖК, мальтодекстрин, растворимые пищевые волокна, витаминно-минеральный премикс (В1 - тиамина мононитрат, В2 - рибофлавин, В3 - ниацин, В5 - пантотенат кальция, В6 - пиридоксина гидрохлорид, В7 - биотин, аскорбиновая кислота, витамина А ацетат, витамин D3 - холекальциферол, витамина Е ацетат, цинк - цитрат цинка III, йод - йодид калия, мальтодекстрин), кальция карбонат,
то есть имеет состав, не соответствующий требованиям, установленным документацией об электронном аукционе N0318200049621000243.
Применение в лечебном питании Заказчика этого продукта может привести к превышению верхнего безопасного уровня потребления витаминов, что не соответствует целям и функции лечебного питания, приказу МЗ РФ N395н и, соответственно, потребностям Заказчика.
Таким образом, отклонение заявки ООО "Иннованта" по основаниям, указанным в протоколе подведения итогов электронного аукциона 20.12.2021 г. N 0318200049621000243-3, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Иннованта" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318200049621000243).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 29 декабря 2021 г. N 1936/2021-КС
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.12.2021