Резолютивная часть решения оглашена "13" декабря 2021 г.
Решение изготовлено в полном объеме "15" декабря 2021 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: |
Стельмах С.В. - |
заместителя руководителя Кемеровского УФАС России; |
Членов комиссии: |
Горовых К.П. - |
начальника отдела контроля в сфере закупок; |
|
Сивороновой Т.В. - |
главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок; |
рассмотрев дело N 042/06/33-2127/2021, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - ГБУЗ "Кузбасский клинический кардиологический диспансер имени академика Л.С. Барбараша" законодательства в сфере закупок при проведении электронного аукциона N 0139200000121014690 "Поставка медицинского оборудования для Новокузнецкого филиала государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Кузбасский клинический кардиологический диспансер имени академика Л. С. Барбараша", руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - ФЗ N 44-ФЗ) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
установила:
07.12.2021 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ООО "Южно-Уральский центр снабжения" (вх. N 8296э от 07.12.2021) на действия заказчика - ГБУЗ "Кузбасский клинический кардиологический диспансер имени академика Л.С. Барбараша" при проведении электронного аукциона N 0139200000121014690 "Поставка медицинского оборудования для Новокузнецкого филиала государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Кузбасский клинический кардиологический диспансер имени академика Л. С. Барбараша".
По мнению заявителя, аукционная документация противоречит требованиям закона о контрактной системе, а именно: техническое задание составлено под единственного производителя Кардиометр-МТ, Россия. Кроме того, заявитель считает, что заказчик должен был установить ограничения предусмотренные Постановлением Правительства РФ N 878.
В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
01.12.2021 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ уполномоченным органом - Департаментом контрактной системы Кузбасса были размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0139200000121014690 "Поставка медицинского оборудования для Новокузнецкого филиала государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Кузбасский клинический кардиологический диспансер имени академика Л. С. Барбараша" и аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта - 398 000,00 рублей.
03.12.2021 по решению заказчика в аукционную документацию N 0139200000121014690 были внесены изменения (из пункта 14 информационной карты были исключены требования, установленные Постановлением Правительства РФ N 878).
Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 64 ФЗ N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно требованиям части 5 статьи 23 ФЗ N 44-ФЗ формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно требованиям части 6 статьи 23 ФЗ N 44-ФЗ Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. N 145 утверждены правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Постановление Правительства РФ N 145).
Согласно пункту 5 Постановления Правительства РФ N 145 заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Согласно пункту 6 Постановления Правительства РФ N 145 в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Позиция КТРУ N 26.60.12.111-00000024 "Электрокардиограф (является медицинским изделием)" включена в каталог товаров, работ, услуг, размещенный на Официальном сайте ЕИС, и содержит описание характеристик (Масса основного блока 0.2 и 3 кг, Модуль GSM Да, Питание от бортовой сети автомобиля Да, Подключение к ПК Да, Электропитание регистратора 220В, дополнительное описание дополнительное описание в приложенном файле, Анализ аритмий Да, Вывод ЭКГ на печать Внешний принтер, Дисплей Да, Категория пациентов Взрослые, Количество синхронно регистрируемых каналов, максимальное 12 шт).
Заказчиком в разделе "Описание объекта закупки" аукционной документации установлены требования к Электрокардиографу.
Комиссией Кемеровского УФАС России была проанализирована аукционная документация N 0139200000121014690 и установлено, что заказчик при описании объекта закупки (Электрокардиограф) указал характеристики, предусмотренные КТРУ, а также дополнительные характеристики с обоснованием необходимости использования данных характеристик, что является соблюдением требований частей 5, 6 статьи 23 ФЗ N 44-ФЗ.
Согласно части 3 статьи 14 ФЗ N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных запретов или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 10 статьи 42 ФЗ N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено 44-ФЗ, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 ФЗ N44-ФЗ.
Постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 установлены ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 878) установлен перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ N 878 при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявка (окончательное предложение), содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, произведенной на территориях государств - членов Евразийского экономического союза.
Подтверждением производства радиоэлектронной продукции является:
на территории Российской Федерации - наличие сведений о такой продукции в реестре;
на территории государства - члена Евразийского экономического союза - наличие сведений о такой продукции в евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, формирование и ведение которого устанавливаются правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров).
Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что закупаемый в рамках спорного электронного аукциона N 0139200000121014690 товар (код ОКПД2 26.60.12.111 Электрокардиограф) включен в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019.
Вместе с тем в реестре промышленной продукции товар "Электрокардиограф" (ОКПД2 26.60.12.111)" с характеристиками, требуемые заказчику, отсутствует.
Пунктом 4 Постановления Правительства РФ N 878 установлено, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре и реестре евразийских промышленных товаров отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр или реестр евразийских промышленных товаров, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ N 878 подтверждением случая, установленного пунктом 4 Постановления 878, является разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выданное в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу, что у заказчика - ГБУЗ "Кузбасский клинический кардиологический диспансер имени академика Л.С. Барбараша" при проведении спорной закупки имелись основания не устанавливать ограничения в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 878, однако, для реализации данного права заказчику необходимо было получить разрешение, выданное в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что заказчик 15.11.2021 в адрес Министерства промышленности и торговли РФ направил письмо с просьбой рассмотреть возможность получения разрешения на приобретения товаров при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования для Новокузнецкого филиала ГБУЗ "Кузбасский клинический кардиологический диспансер имени академика Л.С. Барбараша", ответ на которое заказчику по состоянию на момент размещения извещения о закупке (01.12.2021) и до настоящего времени не поступил.
Таким образом, поскольку при проведении спорной закупки осуществляется поставка товара - Электрокардиографа, включенного в перечень Постановления Правительства РФ N 878 от 10.07.2019, однако не содержащего характеристики, необходимые заказчику, заказчику необходимо было получить разрешение Минпромторга, с целью неустановления требований в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 878.
В связи с тем, что заказчиком не были установлены ограничения, предусмотренные Постановлением Правительства РФ N 878, и не получено разрешение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации о невозможности применения ограничений, заказчиком были нарушены требования части 3 статьи 14, пункта 10 статьи 42 ФЗ N 44-ФЗ.
Довод заявителя о том, что заказчиком техническое задание составлено под единственного производителя Кардиометр-МТ, Россия, признан Комиссией Кемеровским УФАС России необоснованным на основании следующего:
Представителем заказчика в адрес Кемеровского УФАС России была представлена сравнительная таблица с характеристиками для Электрокардиографа двух производителей:
- Кардиометр-МТ, производство АО МИКАРД ЛАНА, Россия, N ФСР 2009/06116 от 08.06.2017;
- Кардиоскрин, производство АКСМА, Россия N РЗН 2018/7062 от 02.09.2019.
Комиссией Кемеровского УФАС России были проанализированы характеристики для Электрокардиографа и установлено, что характеристики (анализ Аритмий, вывод ЭКГ на печать, дисплей, категории пациентов, количество синхронно регистрируемых кагалов, масса основного блока, подключение к ПК, полное входное сопротивление, коэффициент ослабления синфазных сигналов, уровень внутренних шумов, постоянная времени, диапазон входных сигналов и т.д.), установленные заказчиком для Электрокардиографа в пунктах 2.1- 9.4 описание объекта закупки, соответствуют товару следующих производителей:
- Кардиометр-МТ, производство АО МИКАРД ЛАНА, Россия;
- Кардиоскрин, производство АКСМА, Россия.
Кроме того, ФЗ N 44-ФЗ не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в аукционной документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за Заказчиком.
Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного Суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), в соответствии с которым является допустимым указание в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают потребностям заказчика и необходимы ему с учетом специфики использования такого товара (работ, услуг).
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого крута участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В этой связи включение в документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах. Наличии у Заказчика объективной потребности в получении определенного товара не может свидетельствовать о необоснованном ограничении им количества потенциальных участников закупки.
Заказчик вправе определить в документации о закупке такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности.
Поскольку требованиям к товару Электрокардиограф, установленным в разделе "Описание объекта закупки" аукционной документации, соответствуют товары не менее двух производителей, то данные требования не ограничивают количество участников закупки и не противоречат положениям пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ N44-ФЗ.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия Кемеровского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Южно-Уральский центр снабжения" на действия заказчика - ГБУЗ "Кузбасский клинический кардиологический диспансер имени академика Л.С. Барбараша" при проведении электронного аукциона N 0139200000121014690 "Поставка медицинского оборудования для Новокузнецкого филиала государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Кузбасский клинический кардиологический диспансер имени академика Л. С. Барбараша" частично обоснованной (нарушение части 3 статьи 14, пункта 10 статьи 42 ФЗ N 44-ФЗ).
2. Признать заказчика - ГБУЗ "Кузбасский клинический кардиологический диспансер имени академика Л.С. Барбараша" нарушившим требования части 3 статьи 14, пункта 10 статьи 42 ФЗ N 44-ФЗ.
3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела N 042/06/33-2127/2021 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии: С.В. Стельмах
Члены комиссии: Т.В. Сиворонова
К.П. Горовых
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 15 декабря 2021 г. N 042/06/33-2127/2021 (ключевые темы: государственные и муниципальные нужды - иностранные государства - аукционная документация - антимонопольный орган - промышленные товары)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2021