Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 17.12.2021 N 859 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "КАЙРОС" (далее - Комиссия), при участии представителей: заказчика ОГБУЗ "Детская областная клиническая больница", уполномоченного органа - управления государственного заказа и лицензирования Белгородской области, в отсутствие представителей заявителя ООО "КАЙРОС" (о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежаще), рассмотрев материалы дела N 031/06/64-917/2021 по жалобе ООО "КАЙРОС" на положения документации об электронном аукционе на поставку медицинского изделия: система рентгеновская диагностическая стационарная общего назначения, цифровая, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (извещение N 0126200000421006331) (далее - Электронный аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "КАЙРОС" на положения документации об Электронном аукционе.
Из жалобы следует, что документация об Электронном аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В жалобе заявитель указал, что согласно документации об Электронном аукционе объектом закупки является - Система рентгеновская диагностическая стационарная общего назначения, цифровая (является медицинским изделием).
Заказчиком установлен код КТРУ 26.60.11.113-00000096 "Система рентгеновская диагностическая стационарная общего назначения, цифровая (является медицинским изделием)".
Согласно информации из КТРУ для рентгеновской системы включены следующие технические характеристики:
- Автоматизированное рабочее место врача-рентгенолога Да.
- Анодный ток, максимальный, мА > 600 и 800.
- Пространственное разрешение, пар линий/мм 2.2.
- Анодное напряжение, максимальное 125 кВ.
- Возможность проведения рентгеноскопии Нет.
Вместе с тем, проанализировав описание объекта закупки, содержащееся в документации об Электронном аукционе ООО "КАЙРОС" пришло к выводу, что заказчик, осуществляя закупку товара, соответствующего позиции КТРУ (26.60.11.113-00000096), указал характеристики, содержащиеся в КТРУ, а также указал дополнительные характеристики в нарушение требований пункта 5 Правил Постановления Правительства РФ N 145. При указанных обстоятельствах, по мнению заявителя, заказчиком нарушены требования части 5, 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, а также пункт 5 Правил Постановления Правительства РФ N 145. В день проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы ООО "КАЙРОС" заявитель отозвал жалобу. Вместе с тем, руководствуясь постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", статьей 99 Закона о контрактной системе, приказом Белгородского УФАС России от 17.12.2021 N 859 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "КАЙРОС", Комиссия проводит внеплановую проверку по информации, поступившей от ООО "КАЙРОС". Проведя в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе и Постановлением N1576 внеплановую проверку, Комиссия приходит к следующим выводам. |
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 21.11.2021 размещены извещение и документация об Электронном аукционе.
Объект закупки - поставка медицинского изделия: система рентгеновская диагностическая стационарная общего назначения, цифровая, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.
Начальная (максимальная) цена контракта - 15 200 000, 00 рублей.
На момент заседания Комиссии контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе КТРУ, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 08 февраля 2017 года N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила, КТРУ соответственно).
Согласно пункту 2 Правил, КТРУ используется заказчиками в целях описания объектов закупки.
При формировании описания объекта закупки применена соответствующая позиция КТРУ 26.60.11.113-00000096 "Система рентгеновская диагностическая стационарная общего назначения, цифровая" в части кода позиции каталога и наименования (пункт 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд).
Согласно пункту 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Вместе с тем, позиция КТРУ 26.20.11.113-00000096 Система рентгеновская диагностическая стационарная общего назначения, цифровая обязательна к применению с 23.12.2021, при этом извещение об осуществлении закупки размещено 27.11.2021.
Соответствующая позиция КТРУ 26.20.11.113-00000096 была обновлена 23.11.2021.
Согласно пункту 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, информация, включаемая в позицию каталога в соответствии с подпунктом "а" пункта 10 указанных Правил (код позиции каталога), подлежит применению со дня включения в каталог новой позиции каталога. Код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
При этом дата начала обязательного применения информации, предусмотренной подпунктами "б" - "г" (наименование товара, работы, услуги; единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги; информация, содержащая описание товара, работы, услуги) и "е" - "з" пункта 10 Правил (дата включения в каталог позиции; дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога; дата окончания применения позиции каталога), устанавливается уполномоченным органом не ранее 30 дней со дня включения в каталог новой позиции каталога.
Соответственно, обновленные позиции КТРУ станут обязательны к применению по истечении 30 дней после их включения в каталог.
Согласно действующей версии КТРУ (N2), размещенной в ЕИС 23.11.2021 года (вкладка "Журнал версий"), со статусом "Включено в КТРУ", установлена дата начала обязательного применения позиции каталога - 23.12.2021 года, дата окончания применения позиции каталога - бессрочно.
При этом 27.11.2021 года на момент размещения извещения о проведении спорной закупки предыдущая версия КТРУ (N 1), размещенная в ЕИС 01.10.2020 года (вкладка "Журнал версий"), находилась на статусе "Недействительно", согласно которой были установлены: дата начала обязательного применения позиции каталога - 02.11.2021 года, дата окончания применения позиции каталога - бессрочно.
При этом ни Законом о контрактной системе, ни Правилами формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ, Правилами использования КТРУ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, не предусмотрены переходные положения в части обязательного применения Заказчиком информации, содержащей описание товара, работы, услуги, включенной в позицию каталога товаров, работ и услуг, в версии (редакции) действующей до внесения актуальной версии (редакции).
На заседании Комиссии представитель уполномоченного органа пояснил, что учитывая изложенное выше, заказчик при описании объекта закупки руководствовался, в том числе требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик, при формировании описания объекта закупки руководствовался, в том числе следующими стандартами:
- ГОСТ 55772-2013 "Комплексы рентгеновские для просвечивания и снимков цифровые. Технические требования для государственных закупок" (далее - ГОСТ 55772-2013). В введении к указанному ГОСТу сказано: "устанавливает основные требования, которые должны содержаться в технических заданиях для государственных закупок на комплексы рентгеновские для просвечивания и снимков цифровые, предназначенные для общей диагностики. При проведении конкурсных торгов в тендерные задания по закупке комплексов рентгеновских для просвечивания и снимков цифровых, в ряде случаев включают технические требования, не соответствующие назначению закупаемого оборудования: либо излишне конкретизированные и избыточные, либо косвенно относящиеся к его потребительским свойствам. Настоящий стандарт имеет целью упорядочить сложившую практику подготовки технических требований для государственных закупок".
Согласно описанию указанный ГОСТ устанавливает общие требования к подготовке технических заданий (ТЗ) и их оформлению при проведении государственных закупок медицинского оборудования (МО): комплексов рентгеновских для просвечивания и снимков цифровых (КРЦ). Стандарт распространяется на КРЦ, имеющие в своем составе три рабочих места: поворотный стол-штатив для просвечивания и снимков, стол для рентгенографии с возможностью (или без) линейной продольной томографии, вертикальную стойку для снимков или телеуправляемый поворотный стол-штатив, в котором совмещены возможности трех рабочих мест;
- ГОСТ Р 58453-2019 "Изделия медицинские. Комплексы рентгеновские для просвечивания и снимков цифровые. Существенные технические характеристики". Стандарт устанавливает существенные технические характеристики цифровых рентгеновских комплексов для просвечивания и/или снимков (КРЦ), распространяется на КРЦ, имеющие в своем составе одно, два или три рабочих места: поворотный стол-штатив для просвечивания и снимков, стол для рентгенографии с возможностью (или без) линейной продольной томографии, вертикальную стойку для снимков или телеуправляемый поворотный стол-штатив, универсальную стойку-штатив;
- ГОСТ Р 57084-2016 "Изделия медицинские электрические. Детекторы для рентгенодиагностики плоскопанельные. Технические требования для государственных закупок" (далее - ГОСТ Р 57084-2016). Согласно описанию: "стандарт устанавливает основные требования, которые должны содержаться в технических заданиях для государственных закупок плоскопанельных детекторов для рентгенодиагностики. Настоящий стандарт может использоваться самостоятельно, а также совместно с закупочными стандартами на изделия, в которых указаны требования к плоскопанельным детекторам. В таком случае технические требования, указанные в настоящем стандарте, дополняют требования, которые указаны в совместно используемом стандарте", "стандарт устанавливает общие требования к подготовке технических заданий (ТЗ) и их оформлению при проведении государственных закупок следующего высокотехнологичного медицинского оборудования (ВМО): плоскопанельных детекторов для рентгенодиагностики. _ Плоскопанельные детекторы являются запасными частями к рентгеновским цифровым аппаратам";
- ГОСТ Р 57082-2016 "Изделия медицинские электрические. Рабочая станция врача-рентгенолога. Технические требования для государственных закупок" (далее - ГОСТ Р 57082-2016). В соответствии с описанием: "стандарт устанавливает основные требования, которые должны содержаться в технических заданиях для государственных закупок рабочих станций врача-рентгенолога. Настоящий стандарт может использоваться самостоятельно, а также совместно с закупочными стандартами на изделия, в которых указаны требования к рабочей станции врача-рентгенолога. В таком случае технические требования, указанные в настоящем стандарте, дополняют требования, которые указаны в совместно используемом стандарте", "стандарт устанавливает общие требования к подготовке технических заданий (ТЗ) и их оформлению при проведении государственных закупок высокотехнологичного медицинского оборудования (ВМО): рабочей станции врача-рентгенолога";
- ГОСТ 20790-93 "Приборы, аппараты и оборудование медицинские. Общие технические условия". Указанный стандарт распространяется на изделия медицинской техники, предназначенные для применения в медицинской практике, а также на составные части этих изделий, имеющие функциональное медицинское назначение и изготовляемые отдельно (далее - изделия): медицинские приборы; медицинские аппараты; медицинское оборудование; медицинские комплексы.
ГОСТы 55772-2013, 57084-2016, 57082-2016 отражают специфику отечественных форм государственных закупок медицинского оборудования, так как содержат основные технические характеристики, которые должны указываться заказчиком в техническом задании.
В частности, пунктом 6 ГОСТа 55772-2013, пунктом 6 ГОСТа Р 57082-2016, пунктом 7 ГОСТа Р 57084-2016 определены основные технические характеристики, указываемые в техническом задании на торги соответствующего медицинского оборудования.
Указанные стандарты являются обязательными к применению заказчиком в силу положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 4.5 ГОСТа 57082-2016 ответственность за полноту и достаточность технического задания лежит на заказчике.
Кроме того, пунктом 7.2 ГОСТа 55772-2013, который устанавливает требования к оформлению технического задания в отношении комплекса рентгеновского определено, что в описание объекта закупки, возможно включение дополнительных требований, обоснованных заказчиком с позиций проведения необходимых исследований в соответствии с профилем лечебного учреждения.
ГОСТ 55772-2013 предусматривает в описании объекта закупки более 90 (девяноста) характеристик. Все описания важных технических характеристик влияют на функционал, срок эксплуатации и соответственно на стоимость оборудования.
Таким образом, учитывая изложенное выше, описание объекта закупки при проведении Электронного аукциона заказчиком осуществлено в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Постановлением N1576 Комиссия Белгородского УФАС России
РЕШИЛА:
По результатам проверки информации содержащейся в обращении, поступившем от ООО "КАЙРОС", нарушений не выявлено.
Председатель Комиссии: О.В. Сотникова
Члены Комиссии: М.В. Бесчастнова
И.А. Белоусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 29 декабря 2021 г. N 031/06/64-917/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2021