На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) N 014/06/99-2551/2021 от 13.12.2021 года, обращения ИП Кривошапкина А.М. (далее также - заявитель), пересланного с ФАС России (вх. N 914э от 26.11.2021 года), в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), Комиссией в следующем составе:
<_>- начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, руководителя Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_>- государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
проведена внеплановая проверка действий (бездействия) заказчика Казенного предприятия РС(Я) "Дороги Арктики" в части заключения государственного контракта при проведении запроса предложений в электронной форме на выполнение регламентных работ по содержанию мостовых сооружений на автомобильной дороге общего пользования регионального значения "Усть-Куйга -Депутатский - Белая Гора" на участке км 0+000 км 223+180 (Усть-Куйга - Депутатский) в Усть - Янском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) (изв. N 0516500000318000068).
Полное наименование проверяемой организации: Казенное предприятие Республики Саха (Якутия) "Дороги Арктики" (далее также- заказчик);
Юридический адрес проверяемой организации: 678890, Республика Саха /Якутия/, Абыйский у., пгт Белая гора, ул. И.Н.Ефимова, д. 15;
Почтовый адрес проверяемой организации: 678890, Республика Саха /Якутия/, Абыйский у., пгт Белая гора, ул. И.Н.Ефимова, д. 15;
ОГРН 1141448000561;
ИНН 1401000761;
КПП 140101001;
Проверка проведена с 14 декабря 2021 года по 27 декабря 2021 года;
Вид проверяемой деятельности: соблюдение заказчиком Казенным предприятием РС(Я) "Дороги Арктики" требований законодательства о контрактной системе.
Место проведения контрольного мероприятия: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Октябрьская, 22, каб. 207, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия).
Проверка проведена на основании обращения ИП Кривошапкина А.М. (вх. N 914э от 26.11.2021 года).
Комиссия, изучив представленные к проверке материалы, установила следующее.
1) извещение о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системе www.zakupki.gov.ru (далее также - ЕИС) и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" - 29.11.2021 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - запрос предложений в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 6 191 502,20 руб.;
4) на участие в закупке подана одна заявка от участника закупки. Победителем закупки признан ИП Кривошапкин А.М.
5) согласно сведениям ЕИС 18.12.2018 заключен контракт между заказчиком и ИП Кривошапкина А.М.
Из обращения ИП Кривошапкина А.М. направленной в ФАС России следует, что денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки были заблокированы оператором электронной торговой площадки неправомерно.
По итогам рассмотрения обращения ФАС России вынесла решение по делу NП-180/21 от 16.11.2021 об отсутствии в действиях оператора нарушений требований законодательства о контрактной системе и передала обращение ИП Кривошапкина А.М. для проведение контрольных мероприятий в части действий заказчика при проведении запроса предложений в электронной форме в Якутское УФАС России.
Комиссия Якутского УФАС России, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Извещением установлено требование обеспечения заявки:
Частью 8 статьи 44 Закона о контрактной системе (ред. от 30.10.2018) установлен исчерпывающий перечень случаев возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в закупке.
Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, возвращаются на счет участника закупки при проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в течение не более чем пяти рабочих дней, а при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона прекращается блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки, осуществленное в соответствии с частью 20 настоящей статьи в течение не более чем одного рабочего дня с даты наступления одного из следующих случаев:
1) подписание протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе, протокола закрытого аукциона, размещение в единой информационной системе и на электронной площадке протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона. При этом возврат или прекращение блокирования осуществляется в отношении денежных средств всех участников закупки, за исключением победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), которому такие денежные средства возвращаются или блокирование таких денежных средств которого прекращается в случае заключения контракта;
2) отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
3) отклонение заявки участника закупки;
4) отзыв заявки участником закупки до окончания срока подачи заявок;
5) получение заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) после окончания срока подачи заявок;
6) отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частями 9 и 10 статьи 31 настоящего Федерального закона;
7) получение заказчиком решения контрольного органа в сфере закупок об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 15 статьи 44 Закона о контрактной системе (ред. от 30.10.2018) возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, не осуществляется либо предъявляется требование об уплате денежных сумм по банковской гарантии или осуществляется перечисление заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, в течение одного рабочего дня со дня включения информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Протоколом подведения итогов запроса предложений в электронной форме от 13.12.2018 N 0516500000318000068 победителем Запроса предложений признан Заявитель.
Согласно сведениям ЕИС Заказчиком 18.12.2018 направлен проект контракта Заявителю для подписания, в связи с чем регламентированный срок подписания проекта контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе - 24.12.2018.
Вместе с тем согласно сведениям ЕИС процедура закупки находится в статусе "Подписание поставщиком", контракт не подписан Заявителем в установленный Законом о контрактной системе срок.
В соответствии с частью 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе (в ред. от 30.10.2018) по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
Согласно части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе (в ред. от 30.10.2018) в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
В соответствии с частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе (в ред. от 30.10.2018) в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.
Частью 5 статьи 83.2 Закона о контрактной системе (в ред. от 30.10.2018) предусмотрено следующее - в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры. При этом размещение в единой информационной системе и на электронной площадке заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя допускается при условии, что такой победитель разместил на электронной площадке протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 6 статьи 83.2 Закона о контрактной системе (в ред. от 30.10.2018) в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 настоящей статьи, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.
Согласно части 7 статьи 83.2 Закона о контрактной системе (в ред. от 30.10.2018) В течение трех рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры, и предоставления таким победителем соответствующего требованиям извещения о проведении закупки, документации о закупке обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.
В соответствии с частью 8 статьи 83.2 Закона о контрактной системе (в ред. от 30.10.2018) с момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 настоящей статьи и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.
В целях объективного рассмотрения дела Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) был направлен запрос оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" о предоставлении сведений по заключению контракта по результатам электронной процедуры.
Из представленных оператором сведений следует, что:
13.12.2018 08:24 - Создание карточки контракта-Создан контракт
18.12.2018 04:12 - Отправка проекта контракта участнику на подпись-Участнику отправлен на подпись проект контракта.
24.12.2018 16:01 - Изменение состояния контракта Контракт перешёл из состояния "Контракт отправлен участнику на подпись" в состояние "Участник не подписал контракт в регламентированный срок".
02.19.2019 16:01 - Истек срок 20 дней с момента публикации протокола подведения итогов
В соответствии с частью 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе (в ред. от 30.10.2018) Победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
Между тем, согласно сведениям из единой информационной системы следует, что заказчик не признал победителя закупки уклонившимся от заключения контракта, чем нарушил положение части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, следовательно, в действиях заказчика усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.32 КоАП РФ.
Согласно единой информационной системе контракт между заказчиком и заявителем заключен 18.12.2021 года, о чем также имеется реестровая запись контрактаN 2140100076119000022.
Из письменных пояснений заказчика следует, что заказчиком участнику закупки был направлен проект контракта, который участник не подписал. При этом участник не был признан уклонившимся от заключения контракта в связи с тем, что фактически от подписания не уклонялся и не подписал его вовремя по техническим причинам. Признание победителя уклонившимся от заключения контракта повлекло бы необходимость повторного проведения процедуры размещения заказа, что в условиях важности закупки было невозможным в связи со сжатыми сроками.
Между тем, доказательств наличия технической ошибки в материалы дела не представлено.
Также в соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе в случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик в течение трех рабочих дней с даты признания победителя уклонившимся от заключения контракта направляет в контрольный орган в сфере закупок информацию, предусмотренную пунктами 1 - 3 части 3 настоящей статьи, а также документы, свидетельствующие об уклонении победителя от заключения контракта.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
Р е ш и л а:
1. Признать заказчика Казенного предприятия РС(Я) "Дороги Арктики" нарушившим часть 13 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. В связи с нарушением законных прав и интересов заявителя выдать обязательное для исполнения предписание оператору электронной торговой площадки.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Руководитель комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 27 декабря 2021 г. N 014/06/83.1-2724/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.12.2021