Резолютивная часть решения объявлена 27.12.2021 г.
Изготовлено в полном объеме 27.12.2021 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Калмыцкого УФАС России) в составе:
Сангаджиева М.В. - председатель Комиссии, Руководитель Калмыцкого УФАС России,
Мархадаева А.М. - член Комиссии, старший государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
Габунов А.В. - член Комиссии, специалист 1 разряда Калмыцкого УФАС России,
рассмотрение жалобы происходило с применением видео-конференц-связи, при участии:
в присутствии представителя Заказчика Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республики Калмыкия - Джимбеева Н.Ш. (доверенность N 34 от 29.04.2021 г.);
в отсутствии представителя Заявителя ООО "Техника и Технологии" (далее - Заявитель), надлежаще уведомлен о дате и времени рассмотрения жалобы.
По результатам рассмотрения жалобы и проведенной на основании ч. 15 ст. 99, ст. 106 ФЗ "О контрактной системе..." внеплановой проверки определения поставщика, Комиссия
УСТАНОВИЛА
В Калмыцкое УФАС России 20.12.2021 г. поступила жалоба от ООО "Техника и Технологии" на действия конкурсной комиссии Заказчика - Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республики Калмыкия, при проведении открытого конкурса на "Выполнение работ в 2022 году по изготовлению протезно - ортопедических изделий (протезов нижних конечностей) для обеспечения инвалидов", реестровый номер извещения N 0205100000221000175.
Уведомлением от 22.12.2021 г. рассмотрение жалобы ООО "Техника и Технологии" назначено на 24 декабря 2021 года в 10 часов 00 минут, для изучения материалов дела Комиссия Калмыцкого УФАС России решила, отложить рассмотрение по существу на 27.12.2021 г. в 11 часов 00 минут, лица участвующие в деле надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы ООО "Техника и Технологии".
Заявитель указывает, что:
- Протокол оценки вторых частей и итоговый протокол не содержат предложений, заявленных участниками, в том числе оснований для присвоения каждой из заявок соответствующего количества баллов по каждому из показателей (не указаны причины "отклонения" контрактов участника), а, следовательно, не позволяет определить правомерность оценки конкурсных заявок участников закупки.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласен, просил признать жалобу необоснованной, так же представителем Заказчика были предоставлены возражения на жалобу, в которой сказано что установленные Заказчиком критерии и показатели для оценки соответствуют требованиям Федерального закона N44-ФЗ и Правил N1085.
27.12.2021 г. Комиссия Калмыцкого УФАС России, рассмотрев все имеющиеся материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле, приходит к следующим выводам:
15.11.2021 года Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru размещено извещении N 0205100000221000175 о проведении открытого конкурса на "Выполнение работ в 2022 году по изготовлению протезно - ортопедических изделий (протезов нижних конечностей) для обеспечения инвалидов".
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 000 000 (три миллиона) руб. 00 коп.
Дата и время окончания срока подачи заявок - 07.12.2021 г. 09:00
Дата и время проведения открытого конкурса - 09.12.2021 г.
Согласно части 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В силу пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, одним из критериев, устанавливаемых заказчиком в документации о закупке для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, является квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В целях реализации положений части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Из содержания указанных норм следует, что установление показателей, раскрывающих содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающих особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по таким критериям, и соответствующих им величин значимости является правом заказчика, но такое установление не должно быть произвольным или направленным на создание неравных условий для участников закупки.
При этом, основная функция критерия оценки заключается в том, чтобы обеспечить заказчику возможность из общего числа участников выбрать то лицо, которое будет максимально соответствовать потребностям публично-правового образования в качественном и своевременном выполнении работ, учитывая специфику объекта закупки.
В соответствии с "Техническим заданием" Конкурсной документации - предметом контракта является - Выполнение работ в 2022 году по изготовлению протезно - ортопедических изделий (протезов нижних конечностей) для обеспечения инвалидов
Согласно информационной карте открытого конкурса в электронной форме, а именно в разделе 21 определен порядок и критерии оценки заявок на участие в Конкурсе, величины значимости этих критериев.
Так, Заказчиком установлены следующие критерии:
Номер критерия |
Критерии оценки заявок на участие в конкурсе |
Показатели критериев оценки заявок на участие в конкурсе |
Значимость критерия в (%) |
Коэффициент значимости критерия/ показателя |
Обозначение рейтинга по критерию/ показателю |
Максимальное значение показателей, в баллах |
||
Стоимостный критерий оценки |
|
|||||||
1. |
"Цена контракта" |
Предложение участников закупки в отношении цены контракта |
60 |
0,60 |
Ra |
Х |
||
Нестоимостные критерии оценки |
|
|||||||
2. |
"Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с редметом контракта, и еловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" |
|
40 |
0,40 |
Rb |
100 |
||
|
|
2.1.1. Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого' объема и характера |
|
0,40 |
b1 |
40 |
||
|
|
2.1.2. Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого' объема и характера |
|
0,60 |
b2 |
60 |
||
Совокупная значимость всех критериев в процентах |
|
100 |
|
Как следует из положений аукционной документации, в рамках Критерия N 2 по Показателю N 2.11 и Показателю N 2.1.2 оценивается:
По Показателю N 2.1.1: " Наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема. Оценивается объем выполненных работ (а именно выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей), исчисляемый в количестве предоставленных протезов нижних конечностей получателям в рамках контрактов за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника.
При этом количество предоставленных протезов в каждом контракте должно быть не менее 25.
Сведения о наличии опыта участника подтверждаются копиями государственных контрактов (с актами выполненных работ), заключенных в соответствии с Федеральными законами N 44- ФЗ, опубликованных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, содержащих сведения об объеме выполненных работ. Не представление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе".
По показателю N 2: "Наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема. Оценивается суммарный объем выполненных работ (а именно выполнение работ по изготовлению протеза нижних конечностей), исчисляемый в рублях по контрактам за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника.
При этом объем выполненных работ, исчисляемый в рублях, в каждом контракте должен быть не менее 3 000 000 (Три миллиона) рублей 00 копеек.
Сведения о наличии опыта участника подтверждаются копиями государственных контрактов (с актами выполненных работ), заключенных в соответствии с Федеральными законами N 44- ФЗ, опубликованных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, содержащих сведения о стоимости выполненных работ. Не представление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе".
На основании изложенного Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что критерии, порядок оценки заявок, установленные в конкурсной документации, не противоречат требованиям пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, пунктам 3, 4, 10, 11, 27 Правил.
Конкурсная документация заказчика не содержит такого основания для отказа участникам в допуске к участию в конкурсе, как отсутствие опыта оказания услуг по предмету закупки. Отсутствие опыта работы не является основанием для отстранения участника закупки от участия в определении поставщика. Заказчик проводит закупку в виде открытого конкурса в электронной форме, при котором победителем объявляется участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, что определяется на стадии оценки поданных заявок. Возможность поучаствовать в конкурсе, не набрав нужное количество баллов, не может расцениваться как ограничение конкуренции.
Довод заявителя о том, что "два нестоимостных показателя являются по сути одним и тем же показателем, так как при его расчете используются данные по одним и тем же контрактам, но по разным величинным показателям" несостоятелен, так как участниками закупки к заявкам могут быть приложены различные контракты, одни из которых могут соответствовать по объему выполненных работ сопоставимого объема и характера, исчисляемому по количеству изготовленных протезов, другие - по объему выполненных работ сопоставимого объема и характера, исчисляемому в рублях.
Кроме того, Комиссия Калмыцкого УФАС полагает, что установление требования о наличии у участника опыта работ по исполнению государственных контрактов распространяется на всех участников закупки, и является способом реализации своих потребностей в выборе наиболее квалифицированного и опытного исполнителя работ.
В рассматриваемом случае, гражданско-правовые договоры вне рамках контрактной системы, не могут дать объективную информацию об опыте подрядчика, и в рамках ограниченного времени рассмотрения заявок единая комиссия не может получить информацию о достоверности таких договоров, так как информацию относительно исполнения государственных контрактов можно проверить в реестре контрактов единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, проверить информацию о достоверности исполнения гражданско-правовых договоров не представляется возможным.
Более того, выполнение работ по обеспечению инвалидов протезами имеет социально значимый характер. Исходя из этих условий, а также с учетом необходимости эффективного расходования бюджетных средств заказчику необходимо быть уверенным в том, что выполнение работ по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезно-ортопедическими изделиями (протезами нижних конечностей), являющимися предметом конкурса, будет осуществлять наиболее квалифицированный участник закупки.
Таким образом, Комиссия Калмыцкого УФАС приходит к выводу о том, что заявителем не подтверждено нарушение Заказчиком требований пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее:
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании ч. 6 ст. 54.5 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме конкурсная комиссия оформляет протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в таком конкурсе, который подписывается всеми присутствующими на заседании конкурсной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком конкурсе. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) о месте, дате, времени рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
2) об идентификационных номерах заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
3) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме, и признании его участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, конкурсной документации, которым не соответствует заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме данного участника, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют требованиям, установленным конкурсной документацией;
4) о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о допуске к участию в таком конкурсе и признании его участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе;
5) о порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критерию, установленному пунктом 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (при установлении этого критерия в конкурсной документации), и о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме и присвоении участнику баллов по указанному критерию, предусмотренному конкурсной документацией.
Так же, Комиссия Калмыцкого УФАС России отмечает, что протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме подлежит формированию в строгом соответствии с нормами Закона о контрактной системе. При этом, такой протокол обязан содержать исчерпывающие сведения, в том числе сведения, предусмотренные ч. 7 ст. 54.5 Закона о контрактной системе.
В целях обеспечения гласности и прозрачности осуществления закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в указанной сфере, обязательному доведению до сведения участников закупки подлежит вся информация, касающаяся хода и результатов рассмотрения их заявок на участие в закупочной процедуре, поскольку упомянутые результаты напрямую затрагивают права и законные интересы таких участников.
Таким образом, Комиссия Калмыцкого УФАС России считает, что вышеуказанный протокол по рассматриваемой закупке хотя и содержит информацию о результатах рассмотрения вторых частей заявок, порядке оценки заявок на участие в электронном конкурсе по спорному критерию, а также обоснование присвоения оценочных баллов по предложениям каждого участника закупки, что соответственно отражает результат применения порядка оценки, но отсутствует приложение с предложениями участников закупки о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки, что не соответствует ч. 7 ст. 54.5 Закона о контрактной системе и нарушает права и законные интересы участников закупки на получение полной и достоверной информации.
В действиях должностного лица Заказчика, допустившего нарушение требований ч. 7 ст. 54.5 Закона о контрактной системе, содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь действующим законодательством, Комиссия Калмыцкого УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Техника и Технологии" - необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 7 ст. 54.5 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать, так как данное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном производстве.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Сангаджиева М.В.
Члены комиссии Мархадаева А.М.
Габунов А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 27 декабря 2021 г. N 008/06/54.7-362/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.12.2021