Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Макарова И.Д. - начальника отдела контроля закупок, и.о. председателя Комиссии,
Максимова Н.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
Сеидовой С.Н. - специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, члена Комиссии,
в отсутствие представителя Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N11" Ленинградской области (далее - Заказчик), надлежащим образом уведомленного о заседания Комиссии в формате видеоконференцсвязи (уведомление размещено в ЕИС 20.12.2021),
в отсутствие представителя ООО "БИК" (далее - Общество, Заявитель), надлежащим образом уведомленного о заседания Комиссии в формате видеоконференцсвязи (уведомление размещено в ЕИС 20.12.2021),
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 5.4-5.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, N44-ФЗ) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 15316 от 16.12.2021) об оспаривании положении документации об открытом конкурсе в электронной форме для заключения энергосервисного контракта.
Номер извещения о проведении закупки - 0345300121121000324.
Способ определения поставщика - Открытый конкурс в электронной форме для заключения энергосервисного контракта.
Наименование объекта закупки - Проведение мероприятий для уменьшения потребления ЭЭ за счет модернизации инженерно-технических систем в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад N11"
Наименование электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - АО "Сбербанк-АСТ".
Дата публикации действующей редакции извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме от 25.11.2021 N0345300121121000324 - 25.11.2021 12:20 (МСК).
Рассмотрев материалы дела в своей совокупности Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
2) информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
3) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
4) предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
5) информацию о возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом;
6) информацию о возможности заказчика заключить контракты, указанные в части 10 статьи 34 настоящего Федерального закона, с несколькими участниками закупки на выполнение составляющих объект закупки двух и более поисковых научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации, с указанием количества указанных контрактов. В этом случае в качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение поисковых научно-исследовательских работ является одинаковой и их общая начальная (максимальная) цена равняется сумме начальных (максимальных) цен всех таких контрактов;
7) порядок предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления;
8) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом;
9) размер и условия обеспечения исполнения контракта, а также каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, исходя из общей начальной (максимальной) цены пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 настоящего Федерального закона;
10) информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель открытого конкурса в электронной форме или иной его участник, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим Федеральным законом, должен подписать контракт, условия признания победителя открытого конкурса в электронной форме или данного участника уклонившимися от заключения контракта;
11) информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В первом доводе жалобы Заявитель указывает, что Заказчик требует от участников в составе вторых частей заявки документы, не предусмотренные законодательством о контрактной системе.
Комиссия признает вышеуказанный довод обоснованным, в связи со следующим.
Согласно ч. 4. ст. 54.4 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать:
1) согласие участника открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки при установлении в конкурсной документации критерия, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
3) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.
Согласно ч. 6. ст. 54.4 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, а именно:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), почтовый адрес участника открытого конкурса в электронной форме, номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого конкурса или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого конкурса (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого конкурса;
2) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и предоставление указанных копий документов предусмотрено конкурсной документацией. При этом не допускается требовать предоставления копий указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации указанные документы передаются вместе с товаром;
3) документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9, 11 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);
4) документы, подтверждающие право участника открытого конкурса в электронной форме на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, в случае, если участник открытого конкурса в электронной форме заявил о получении указанных преимуществ, или копии этих документов;
5) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии этих документов. При отсутствии в заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий этих документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
6) документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме. При этом отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе;
7) декларацию о принадлежности участника открытого конкурса в электронной форме к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
При этом п.14 информационной карты конкурсной документации указывает, заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника конкурса о цене контракта.
Согласно п.14.1 информационной карты, в первой части заявки предоставляется согласие участника закупки.
Согласно п. 14.2 информационной карты, в составе второй части заявки предоставляются документы:
1) Наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), почтовый адрес участника открытого конкурса в электронной форме, номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого конкурса или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого конкурса (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого конкурса (Рекомендуемая форма "Сведения об участнике" указано в Части III. рекомендуемый образец форм для заполнения участниками конкурса);
2) декларация о соответствии участника конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9, 11 части 1 статьи 31 Закона 44-ФЗ (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);
3) документы, подтверждающие квалификацию участника конкурса. При этом отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в конкурсе не соответствующей требованиям конкурсной документации (Рекомендуемая форма "Квалификация участника закупки" указана в Части III. рекомендуемый образец форм для заполнения участниками конкурса);
4) декларация о принадлежности участника конкурса к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Согласно части 7 статьи 54.3 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса в электронной форме, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить оператору электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, на которой планируется проведение такого открытого конкурса в электронной форме, запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. При этом участник открытого конкурса в электронной форме вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений конкурсной документации в отношении одного открытого конкурса в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику без указания сведений об участнике закупки, направившем данный запрос.
Из материалов дела следует, что Заявитель обращался к Заказчику с запросом о предоставлении разъяснений о том, в какую часть заявки необходимо включать перечень мероприятий энергосервисного контракта.
В соответствии с п.1 Требований, утв. Постановлением N 636 от 18.08.2010 N 636 "О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)" (далее - Постановление N636), в энергосервисном контракте обязательно наличие перечня мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, которые обязан выполнить исполнитель энергосервисного договора (контракта), с подробным техническим описанием каждого мероприятия и сроками их выполнения, сформированного заказчиком, осуществляющим закупки в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", включенного в конкурсную документацию, документацию об аукционе, документацию об открытом аукционе в электронной форме или в извещение о проведении запроса котировок.
При невозможности формирования перечня мероприятий заказчиком - включение в контракт перечня мероприятий, сформированного в заявке участника закупки, с которым заключается контракт.
В ответе на запрос о предоставлении разъяснений Заказчик указывает:
"- сведения о мероприятиях предоставляются в составе второй части заявки, по форме таблицы N4 части III;
- сведения о составе и сроках выполнения мероприятий подаются в составе заявки с учетом положений п.1 Приложения N1 Постановления Правительства РФ от 18.08.2010 N 636. Сведения о составе и сроках выполнения мероприятий не являются обязательными к предоставлению, о чем указано в комментарии к таблице 4 "Предложение участника по срокам, составу энергосберегающих мероприятий" части III: "В случае отсутствия таблицы 4 в составе заявки, заказчиком принимается, что выполняются только обязательные мероприятия без выделения отдельных этапов и в сроки, установленные в пункте 6. Информационной карты с соблюдениям требований, указанных в "Техническом задании"".
Вместе с тем, вышеуказанные мероприятия не могут быть представлены участником во второй части заявки, поскольку перечень документов, предоставляемый участником является исчерпывающим и упомянут в ч. 6. ст. 54.4 Закона о контрактной системе.
Таким образом предложения участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки могут указываться в первой части заявки, вместе с тем п.14.1 информационной карты Заказчика содержит указание на предоставление исключительно согласия участника закупки.
Из вышеизложенного, Комиссия усматривает нарушение Заказчиком п. 4 ч.1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
Второй довод Общества сводится к тому, что Заказчиком установлена непропорциональная шкала оценки по нестоимостному критерию.
Комиссия выявила, что согласно п. 2.1 Информационно карты:
N п/п |
Показатели для определения значения критерия "Квалификация Участника конкурса" |
Шкала оценки |
Значимость |
|
Показатель N1 "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" | ||||
11.1 |
Оценивается выполнение работ и оказание услуг, по реализации энергосервисных договоров/контрактов, направленных на достижение экономии энергетических ресурсов, зарегистрированных на официальном сайте http://zakupki.gov.ru. Оценивается количество договоров/контрактов (по форме "Показатель N1.1" Части III) |
200 и более договоров/контрактов |
100 баллов |
75% |
От 160 до 199 договоров/контрактов |
80 баллов |
|||
От 1 до 159 договоров/контрактов |
20 баллов |
|||
0 договоров/контрактов |
0 баллов |
|||
1.2 |
Оценивается достигнутая Участником закупки фактическая экономия энергетических ресурсов, подтверждающая выполнение работ и оказание услуг, по реализации энергосервисных контрактов, направленных на достижение экономии энергетических ресурсов, и зарегистрированных на официальном сайте http://zakupki.gov.ru, (по форме "Показатель N1.2" Части III) |
Более 7 500 000 кВт*ч |
100 баллов |
15% |
Более 200 000 и до 7 500 000 кВт*ч |
80 баллов |
|||
От 1 до 200 000 кВт*ч |
20 баллов |
|||
Менее 1 кВт*ч |
0 баллов |
|||
Показатель N2 "Деловая репутация участника" | ||||
2 |
"Наличие положительных отзывов, рекомендательных или благодарственных писем связанных с реализацией энергосервисных контрактов Участником закупки" |
Отсутствие предложений по показателю "Деловая репутация участника" |
0 баллов |
10% |
Наличие отзывов, писем от органов местного самоуправления |
40 баллов |
|||
Наличие отзывов, писем от региональных органов исполнительной власти /подведомственных им учреждений |
60 баллов |
|||
Наличие отзывов, писем от органов местного самоуправления и от региональных органов исполнительной власти /подведомственных им учреждений |
100 баллов |
Заявитель указывает, что присуждение 100 баллов/ 80 баллов/ 20 баллов/0 баллов ограничивает круг потенциальных участников.
Вместе с тем, Комиссия руководствуется тем, что пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона N44-ФЗ установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
Таким образом, данной нормой материального права законодательно закреплена обязанность Заказчика, устанавливать в конкурсной документации критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе.
Частью 1 статьи 32 Закона N44-ФЗ установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает, в том числе критерий; квалификация участников закупки, в том числе опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Из положений части 8 статьи 32 Закона N 44-ФЗ следует, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Правилами оценки заявок,
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - это процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил оценки заявок, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки (пункт 10 Правил).
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил оценки заявок в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки" является, в том числе: д) деловая репутация участника закупки.
Согласно пункту 28 Правил оценки заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки", в том числе "деловой репутации", производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил оценки заявок показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил оценки заявок.
Следовательно, указанными нормами материального права Заказчику предоставлено право, самостоятельно определять в конкурсной документации, используемые для оценки нестоимостные критерии оценки (показатели) и предусмотреть формулу расчета количества баллов или шкалу оценки.
Согласно правовой позиции Верховного суда Российской Федерации Определение от 26 февраля 2019 года N305-КГ18-26394 действующим законодательством не регламентировано установление в конкурсной документации тех или иных показателей, а также необходимой информации, раскрывающей содержание нестоимостных критериев.
В связи с чем, прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, а также значимость каждого показателя, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения принадлежит заказчику. Главным правилом в таком случае выступает условие об отсутствии противоречий основным нормативно-правовым актам Российской Федерации, регламентирующим оценку заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Системное толкование правовой позиции Верховного суда Российской Федерации Определение от 26 февраля 2019 года N 305-КГ 18-26394 и норм Закона N44-ФЗ (пункта 9 части 1 статьи 50 Закона N 44-ФЗ, Правил) позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять требования к участникам закупки, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать факторы деловой репутации участника закупки, поскольку они являются значимыми для заказчика, что и было учтено в рассматриваемых документациях.
Таким образом, установленные заказчиком требований с каждым отдельным показателем, в равной мере применяются ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки (не являются основанием отказа в допуске), а лишь влияют на количество присвоенных баллов, которые связаны с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика в выявлению лучшего предложения.
Обратное толкование норм права приведет к тому, что Заказчику вовсе не представляется возможным составить документацию, с учетом его потребностей, поскольку каждый раз возможно появление нового участника рынка, который не обладает соответствующими мощностями для исполнения условий контракта и считает систему оценки ограничивающей конкуренцию.
Участником не представлено доказательств, что шкала оценки и запрашиваемые подтверждающие документы противоречат основным нормативно-правовым актам Российской Федерации, регламентирующим оценку заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в связи с чем довод признается необоснованным.
Третий довод Общества сводится к тому, что Заказчиком используются устаревшие нормативные документы.
Частью IV (Техническое задание) предусмотрены требования к качеству услуг и светильникам, а именно:
- п.9: Освещенность помещений после замены светильников должна соответствовать СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";
- п.10: Светильники должны соответствовать требованиям к безопасности, установленным: ГОСТ Р МЭК 60598-1-2011, ГОСТ IEC 60598-2-2-2012, ГОСТ 30804.3.2-2013 (IEC 61000-3-2:2009), ГОСТ 30804.3.3-2013. Количество устанавливаемых светильников выбирается таким образом, чтобы обеспечить освещенность не меньшую, чем указано в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
В соответствии с п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Комиссия признает вышеуказанный довод Заявителя обоснованным, поскольку СанПиН 2.4.2.2821-10, ГОСТ Р МЭК 60598-1-2011, ГОСТ IEC 60598-2-2-2012 в настоящее время не применяются, вместо них действуют иные нормативные документы.
Таким образом, Заказчиком при составлении конкурсной документации не были учтены изменения законодательства, следовательно, рассматриваемая документация не приведена в соответствие с действующими нормами законодательства, поскольку требует соответствия выполняемых работ недействующим на территории Российской Федерации нормативным документам, что указывает на нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Четвертый довод Заявителя сводится к тому, что срок оплаты Заказчиком долей размера экономии по контракту может превысит 30 дней, что не согласуется с Постановлением N636.
Согласно п. 1 ч.13 ст. 34 Закона о контрактной системе в Контракт включается условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
Комиссия руководствуется тем, что соответствии с ч. 19 ст. 108 Закона о контрактной системе, Правительством Российской Федерации устанавливаются требования к условиям энергосервисного контракта, в том числе требования к условиям исполнения такого контракта, включая условия об оплате такого контракта (в части порядка определения фактически сложившихся цен (тарифов) на энергетические ресурсы в целях оплаты такого контракта), особенности определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта (цены лота) (в том числе период, за который учитываются расходы заказчика на поставки энергетических ресурсов).
В соответствии с п.13 требований Постановления N636, контракт должен включать в себя определение сроков оплаты заказчиком долей размера экономии по контракту, которые должны составлять 5 - 30 дней со дня окончания периода достижения доли размера экономии, за который осуществляются расчеты. Окончательные расчеты по контракту должны осуществляться сторонами по факту достижения предусмотренного контрактом размера экономии.
Раздела 8 проекта контракта предусматривает следующие сроки:
- 8.2. Заказчик предоставляет Исполнителю сведения о потреблении электроэнергии в виде скан-копии актов и счет-фактур/УПД по договору на электроснабжение на электронную почту указанную в реквизитах сторон (п.21 Контракта) в течение 5 (Пяти) дней после окончания каждого отчетного периода, указанного в приложении N3;
- 8.3. Исполнитель в течение 10 (десяти) дней с момента предоставления Заказчиком данных о потреблении электроэнергии, направляет Заказчику Акт об определении экономии электроэнергии на нужды внутреннего освещения за отчетный период, а также счет на оплату;
- 8.4. Заказчик в течение 10 (десяти) дней со дня поступления акта об определении экономии за отчетный период обязан рассмотреть и подписать указанный Акт либо направить Исполнителю письменный мотивированный отказ от подписания Акта;
- 8.6. Заказчик осуществляет расчеты с Исполнителем на основании выставленного Исполнителем счета, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя в течение 10 дней с момента подписания Акта об определении экономии за отчетный период.
При соблюдении сроков по разделу 8 проекта контракта расчеты могут происходить в течение 35 дней, что не согласуется со сроками п.13 требований Постановления N636.
Из вышеизложенного, Комиссия усматривает нарушение Заказчиком п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Пятый и шестой доводы Заявителя сводятся к тому, что при составлении проекта контракта Заказчик не руководствовался действующим законодательством.
При проверке вышеуказанных доводов, Комиссия выявила, что проект контракта Заказчика составлялся без не учета необходимых требований Закона о контрактной системе, например:
1) В соответствии с п. 2 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе, в контракт включаются обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Условие отсутствует в проекте контракта, что указывает на нарушение Заказчиком п. 2 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.
2) В соответствии с ч. 30 ст. 34 Закона о контрактной системе, если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
Условие отсутствует в проекте контракта, что указывает на нарушение Заказчиком ч. 30 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3) В соответствии с ч. 19 ст. 108 Закона о контрактной системе, Правительством Российской Федерации устанавливаются требования к условиям энергосервисного контракта, в том числе требования к условиям исполнения такого контракта, включая условия об оплате такого контракта (в части порядка определения фактически сложившихся цен (тарифов) на энергетические ресурсы в целях оплаты такого контракта), особенности определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта (цены лота) (в том числе период, за который учитываются расходы заказчика на поставки энергетических ресурсов).
В соответствии с п.18 Требований, утв. Постановления N636, в контракте должно быть указано в качестве меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соблюдению параметров условий деятельности заказчика, установленных законодательством Российской Федерации, включая требования технических регламентов, государственных стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства, санитарных правил и норм, гигиенических нормативов при выполнении мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, обязанности исполнителя безвозмездно устранить выявленные недостатки и компенсировать убытки, возникшие у заказчика в результате неисполнения (ненадлежащего исполнения) указанного обязательства.
Условие отсутствует в проекте контракта, что указывает на нарушение Заказчиком ч. 19 ст. 108 Закона о контрактной системе.
На основании всего вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика имеются многочисленные нарушения Закона о контрактной системе. В письменных пояснениях Заказчик указал, что согласен с необходимостью внесения изменений в конкурсную документацию.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "БИК" обоснованной в части доводов.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 4 части 1 статьи 54.3, пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 13 статьи 34, пункта 2 части 13 статьи 34, части 30 статьи 34, части 19 статьи 108 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
И.о. председателя Комиссии И.Д. Макаров
Члены Комиссии Н.А. Максимов
С.Н. Сеидова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 23 декабря 2021 г. N 047/06/54.3-2799/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.12.2021