Комиссия Московского областного УФАС России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия рассмотрев жалобы ООО "ЧОО "Шторм-Ф" (далее -Заявитель) на действия (бездействие) Муниципального казенного учреждения городского округа Чехов "Центр конкурентных закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытых конкурсов в электронной форме на оказание услуг профессиональной охраны по осуществлению контрольно-пропускного и внутриобъектового режимов на объекте учреждения в 2022 году (извещения N 0848300016521000721, N 0848300016521000722, N 0848300016521000723, N 0848300016521000724, N 0848300016521000725, N 0848300016521000726, N 0848300016521000727, N 0848300016521000728, N 0848300016521000729, N 0848300016521000730, N 0848300016521000732, N 0848300016521000733 на официальном сайте Единой информационной системы - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика в части установления Конкурсной документации ненадлежащим образом.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке N 0848300016521000721, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено - 22.11.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 8 279 776,80 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 14.12.2021.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Пунктом 27 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 27(1):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно пункту 11 Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению либо оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций, заказчик обязан установить следующие величины значимости критериев оценки:
значимость стоимостных критериев оценки - 40 процентов;
значимость нестоимостных критериев оценки - 60 процентов.
В соответствии с пунктом 27(4) Правил при осуществлении закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций, заказчик устанавливает, что показатель нестоимостного критерия оценки, предусмотренный подпунктом "б" пункта 27 Правил, формируется исключительно из следующих подпоказателей:
общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий);
общее количество исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий);
наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий).
Заказчик не вправе устанавливать иные подпоказатели в отношении показателя нестоимостного критерия оценки, предусмотренного подпунктом "б" пункта 27 Правил, кроме указанных в абзацах втором - четвертом пункта 27(4).
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиками ненадлежащим образом установлены критерии оценки заявок участников закупки.
Заказчиком в рамках нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Квалификация участников закупки) установлено следующее:
"Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема
Предмет оценки - Оценивается наличие у участника закупки опыта по успешному оказанию услуг сопоставимого характера за период с 01.01.2017 г. и до даты окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе.
По указанному показателю оценивается общее количество исполненных контрактов (договоров), заключенных по результатам конкурентных процедур в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", сопоставимых по характеру и объему предмету конкурса, успешно выполненных собственными силами в период с 01.01.2017 г. и до даты окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе
Под успешным оказанием услуг понимаются услуги сопоставимого характера, выполненные в полном объеме по исполненным (завершенным) контрактам (договорам), при исполнении которых к участнику закупки не применялись штрафные санкции"
В пункте 1 Информационной карты Конкурсной документации установлено, что заказчиками являются: "муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида N16", "муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида N20", "муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N17".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Критерии оценки не соответствуют требованиям, предусмотренным пунктом 27.4 Правил, поскольку не содержит в себе исчерпывающий перечень подпоказателей, из которых формируется показатель "Наличие опыта участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" в соответствии с пунктом 27.4 Правил, а именно не содержит подпоказатели "наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий)", "общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий)", что противоречит Правилам и требованиям Закона о контрактной системе.
Кроме того, установленный порядок оценки ограничивает возможность участникам закупки получить максимальное количество баллов, поскольку наличие штрафных санкций по контрактам не свидетельствует об отсутствии опыта по контрактам (договорам), что противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Следовательно, доводы жалоб Заявителя являются обоснованными.
Кроме того, Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера", поскольку оценке не подлежат контракты (договоры), предметом которых является оказания услуг сопоставимого характера и объема, заключенные в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчиков нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводам жалоб Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по показателю "Деловая репутация участника закупки".
В Критериях оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Деловая репутация участника закупки" нестоимостного критерия Квалификация участников закупки установлено следующее:
"Под сопоставимостью характера имеющегося у участников закупки опыта по оказанию услуг понимается наличие у участника опыта оказания услуг, который включает в себя выполнение охранных услуг выставлением физической охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций.
В рамках показателя оценивается количество представленных копий грамот, благодарственных писем, положительных отзывов о работе участника закупки, выданных по результатам успешного оказания услуг сопоставимого характера, за период с 01.01.2017 г. и до даты окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе".
Комиссия приходит к выводу, что установленное Заказчиками условие о предоставлении к оценке копий грамот, благодарственных писем, положительных отзывов о работе участника закупки по результатам выполненных контрактов, договоров на выполнение охранных услуг выставлением физической охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций исключает возможность предоставить копий грамот, благодарственных писем, положительных отзывов по результатам исполненных контрактов, договоров на иных объектах соответствующих предмету закупки, что приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки.
Следовательно, доводы жалобы Заявителя являются обоснованными.
Таким образом, действия Заказчиков нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Заказчиком в рамках Критерия Квалификация участников закупки по показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами" в части наличия у него транспортных средств, имеющих специальную раскраску, информационные надписи и знаки, согласованные с органами внутренних дел, и указывающие на принадлежность транспортных средств участнику закупки" установлено, в том числе следующее:
В рамках оценки показателя "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами" оценивается предложение участника закупки по обеспеченности транспортными средствами, имеющими специальную раскраску и информационные надписи, и знаки, согласованные с органами внутренних дел, и указывающие на принадлежность транспортных средств участнику закупки.
Сведения подтверждаются копиями договоров купли-продажи, аренды (лизинга) транспортных средств с приложением актов приема-передачи транспортных средств участнику закупки или копиями паспортов транспортных средств, копиями заключений органов внутренних дел о согласовании специальной раскраски и информационных надписей, и знаков на каждое транспортное средство. Заявка участника с наибольшим количеством транспортных средств, имеющих специальную раскраску и информационные надписи, и знаки, согласованные с органами внутренних дел, и указывающие на принадлежность транспортных средств участнику.
Максимальное значение по предложению присваивается участнику, представившему в составе заявки сведения по обеспеченности транспортными средствами, в количестве от 32 автомобилей.
При этом, Комиссия приходит к выводу, что условие порядка оценки о том, что оценке подлежат количество транспортных средств с приложением актов приема-передачи транспортных средств участнику закупки или копиями паспортов транспортных средств, копиями заключений органов внутренних дел о согласовании специальной раскраски и информационных надписей, и знаков на каждое транспортное средство является ненадлежащим, поскольку не позволяет выявить лучшие условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса.
Таким образом, порядок оценки по показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у него транспортных средств, имеющих специальную раскраску, информационные надписи и знаки, согласованные с органами внутренних дел, и указывающие на принадлежность транспортных средств участнику закупки" ограничивает количество участников закупки и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного учреждения нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30
Аналогичным образом, в действиях Заказчика допущены нарушения в отношении извещений N 0848300016521000722, N 0848300016521000723, N 0848300016521000724, N 0848300016521000725, N 0848300016521000726, N 0848300016521000727, N 0848300016521000728, N 0848300016521000729, N 0848300016521000730, N 0848300016521000732, N 0848300016521000733 не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "ЧОО "Шторм-Ф" обоснованными.
2. Признать в действиях Заказчиков нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Заказчикам, Уполномоченному учреждению, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дел от 21.12.2021 по делам N 50/06/50634эп/21, N 50/06/50640эп/21, N 50/06/50641эп/21, N 50/06/50643эп/21, N 50/06/50644эп/21, N 50/06/50645эп/21, N 50/06/50646эп/21, N 50/06/50647эп/21, N 50/06/50648эп/21, N 50/06/50649эп/21, N 50/06/50652эп/21, N 50/06/50642эп/21 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
А.М. Наумов
(499)755-23-23 доб. (050-244)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 21 декабря 2021 г. N 50/06/50634эп/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.12.2021