Комиссия Московского областного УФАС России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "БГУ-Аудит" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Федерального государственного унитарного предприятия Специальное конструкторское бюро Института радиотехники и электроники Российской академии наук (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по проведению ежегодного обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021, 2022 и 2023 годы для нужд ФГУП СКБ ИРЭ РАН (извещение N 0548400001421000001 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии в части непринятия к оценке документов и сведений, представленных в заявке Заявителя.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено - 15.11.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 480 000,00 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 07.12.2021;
4) на участие в Конкурсе подано 8 заявок от участников закупки
5) к участию в Конкурсе допущены 8 заявок от участников закупки;
6) по результатам рассмотрения вторых частей заявки 8 участников закупки признаны соответствующими требованиям Конкурсной документации.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом проведена процедура рассмотрения и оценки вторых частей заявок участников закупки.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 27 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
Частью 7 статьи 54.7 Закона о контрактной системе установлено, что результаты рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, подписываемом всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии не позднее даты окончания рассмотрения вторых частей заявок. Данный протокол должен содержать информацию:
1) о месте, дате, времени рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
2) об участниках открытого конкурса в электронной форме, заявки которых на участие в открытом конкурсе в электронной форме были рассмотрены;
3) о соответствии или несоответствии заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме требованиям, установленным конкурсной документацией, с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, конкурсной документации, которым не соответствует эта заявка, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют этим требованиям;
4) о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме каждого его участника;
5) о порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критериям, установленным конкурсной документацией, и решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о присвоении ему баллов по таким критериям, за исключением критерия, указанного в пункте 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 13.12.2021 NПРОII1 (далее - Протокол) участнику закупки с идентификационным номером 111063538 (Заявитель) присвоено в том числе 39 баллов по критерию "Квалификация Участников закупки" и указано следующее:
Идентификационный номер заявки |
Решение о соответствии или несоответствии заявки |
Обоснование решения |
Итоговая оценка заявки по критериям, установленным п. 4 ч. 1. ст. 32 |
111063538 |
Соответствует требованиям |
|
39,00 |
Вместе с тем, из Протокола не представляется возможным установить обоснование присвоения количества баллов заявкам участников закупки, что противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении Конкурсной комиссией част 7 статьи 54.7 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
1) Заказчиком в Критериях оценки по подкритерию "Опыт оказания услуг по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" в рамках нестоимостного критерия "Квалификация Участников закупки" установлено, в том числе следующее:
"Услугой сопоставимого характера считается исполненный контракт (договор на оказание услуг по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ФГУПов и предприятий, осуществляющих деятельность аналогичную деятельности Заказчика, оказанные в период с 1 декабря 2017 года по дату подачи заявки на участие в открытом конкурсе с ценой по каждому контракту не менее 25% от начальной (максимальной) цены контракта.
Данные услуги должны быть поименованы в предмете контракта и/или его приложениях.
Документами, подтверждающими данную информацию, являются в совокупности:
- копии всех листов заключенных и исполненных договоров (контрактов) с ФГУПами и предприятиями, осуществляющими деятельность аналогичную деятельности Заказчика, оказанных в период с 1 декабря 2017 года по дату подачи заявки на участие в открытом конкурсе с ценой по каждому контракту не менее 25% от начальной (максимальной) цены контракта;
- копии актов приемки оказанных услуг, подписанных обеими сторонами, на полную сумму оказания услуг, указанную в вышеуказанных контрактах (договорах).
Опыт оказания услуг считается не подтвержденным в случаях:
- отсутствия копий заключенных и исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг;
- отсутствия копий актов приемки оказанных услуг, подписанных обеими сторонами, на полную сумму оказания услуг, указанную в контрактах (договорах).
- несоответствия тематики (предмета) контрактов (договоров) требованиям документации;
- если цена конкретного контракта (договора) менее 25 % от начальной (максимальной) цены контракта;
- предоставленные документы не соответствуют периоду с 01.01.2017 г. по дату окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе;
- отсутствия в представленных копиях договоров (контрактов) приложений, являющихся неотъемлемой частью контрактов (договоров).
Количество баллов, присваиваемых по показателю критерия
Участник конкурса не имеет опыта по успешному оказанию услуг сопоставимого характера |
0 баллов |
Участник конкурса имеет опыт по успешному оказанию услуг сопоставимого характера, менее трех договоров (контрактов) c ФГУПами и предприятиями, осуществляющими деятельность аналогичную деятельности Заказчика, оказанных в период с 1 декабря 2017 года по дату подачи заявки на участие в открытом конкурсе с ценой по каждому контракту не менее 25% от начальной (максимальной) цены контракта. |
10 баллов |
Участник конкурса имеет опыт по успешному оказанию услуг сопоставимого характера, три и более договоров (контрактов) с ФГУПами и предприятиями, осуществляющими деятельность аналогичную деятельности Заказчика, оказанных в период с 1 декабря 2017 года по дату подачи заявки на участие в открытом конкурсе с ценой по каждому контракту не менее 25% от начальной (максимальной) цены контракта. |
20 баллов |
Комиссия приходит к выводу, что условие о том, что к оценке принимаются контракты (договоры) на оказание услуг по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ФГУПов и предприятий, осуществляющих деятельность аналогичную деятельности Заказчика, приводит к необоснованному ограничению конкуренции, поскольку исключает возможность представить в подтверждение наличия опыта контракты (договоры) на оказание услуг по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности иных организаций и учреждений.
Кроме того, отсутствие в отношении исполненных контрактов (договоров) приложений, являющихся неотъемлемой частью контрактов (договоров) не позволяет участникам закупки получить максимальное количество баллов, поскольку не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки соответствующего опыта.
При этом, Комиссия приходит к выводу о неправомерности порядка оценки по указанному подкритерию, в связи с отсутствием пропорциональной зависимости между присваиваемыми баллами и представляемыми участниками закупки сведениями.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2) Заказчиком в Критериях оценки в рамках нестоимостного критерия "Квалификация Участников закупки" установлено, в том числе следующее:
"4.3 Подкритерий С2i: Продолжительность осуществления аудиторской деятельности участником закупки.
Максимальное значение показателя составляет 35 баллов.
Подтверждением опыта осуществления аудиторской деятельности Заказчиком будет оцениваться количество полных лет аудиторской деятельности участника закупки (подтверждается копиями лицензий Министерства финансов РФ, действовавшими ранее (если участник закупки начал вести аудиторскую деятельность до 1 декабря 2010 г.), в период с 1 декабря 2010 года - документами, подтверждающими членство в СРО аудиторов.
Количество баллов, присваиваемых по показателю критерия
Аудиторская организация имеет стаж деятельности менее 5 лет |
0 баллов |
Аудиторская организация имеет стаж деятельности более 5, но менее 10 лет |
5 баллов |
Аудиторская организация имеет стаж деятельности более 10 лет, но менее 20 лет |
10 баллов |
Аудиторская организация имеет стаж деятельности более 20 лет, но менее 25 лет |
20 баллов |
Аудиторская организация имеет стаж деятельности более 25 лет |
35 баллов |
4.4 Подкритерий С3i: Прохождение внешнего контроля качества, проводимого аккредитованным при Министерстве Финансов РФ профессиональным аудиторским объединением и/или саморегулируемой организацией аудиторов.
Максимальное значение показателя составляет 25 баллов.
Оценивается количество прохождений внешнего контроля качества. При этом, оценивается прохождение внешнего контроля качества непосредственно участником закупки с момента государственной регистрации его образования в том числе путем реорганизации. Опыт прохождения внешнего контроля качества иных организаций, в том числе правопреемником которых является участник закупки, не учитывается.
Количество баллов зависит от сведений, представленных участником закупки и подтвержденных документально.
В качестве документов, подтверждающих прохождений внешнего контроля качества, должны быть предоставлены свидетельства (сертификаты, заключения)
Количество баллов, присваиваемых по показателю критерия
Отсутствие документов, подтверждающих прохождение внешнего контроля качества |
0 баллов |
Наличие одного документа, подтверждающего прохождение внешнего контроля качества |
10 баллов |
Наличие трех документов, подтверждающих прохождение внешнего контроля качества |
15 баллов |
Наличие пяти и более документов, подтверждающих прохождение внешнего контроля качества |
25 баллов |
4.5 Подкритерий С4i: Страхование ответственности при осуществлении аудиторской деятельности.
Максимальное значение показателя составляет 20 баллов.
Для подтверждения необходимо приложить копию действующего страхового полиса.
Количество баллов, присваиваемых по показателю критерия
Наличие полиса страхования при осуществлении аудиторской деятельности на сумму менее 50 млн рублей |
0 баллов |
Наличие полиса страхования при осуществлении аудиторской деятельности на сумму более или равную 50 млн рублей |
20 баллов |
При этом, действия Заказчика в части установления указанных подкритериев в порядке оценки не позволяют выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта.
Кроме того, Комиссия приходит к выводу о неправомерности порядка оценки по указанному подкритерию, в связи с отсутствием пропорциональной зависимости между присваиваемыми баллами и представляемыми участниками закупки сведениями.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Конкурсной комиссией ненадлежащим образом применен порядок оценки заявок участников закупки, что нарушает части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "БГУ-Аудит" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение частей 6, 7 статьи 54.7 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 23.12.2021 N 050/06/51584эп/2021 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 23 декабря 2021 г. N 050/06/51584эп/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.12.2021