Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия) рассмотрев жалобы ООО "КРУГ ПЛЮС" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Заказчиков, Муниципального казенного учреждения "Лобненский центр закупок" (далее - Уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) конкурса с ограниченным участием в электронной форме на оказание услуг по организации горячего питания обучающихся (извещения N 0848300053821000185, N 0848300053821000184, N 0848300053821000183, N 0848300053821000182, N 0848300053821000181, N 0848300053821000180, N 0848300053821000179, N 0848300053821000178, N 0848300053821000177, N 0848300053821000176 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурсы) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступили жалобы Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиками, Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Конкурсов.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика в части установления Конкурсных документаций ненадлежащим образом.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Пунктом 27 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 27(1):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
1. Согласно доводам жалоб Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по показателю "Деловая репутация участника закупки".
В Критериях оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Деловая репутация участника закупки" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - квалификация участников закупки)" установлено в том числе, следующее:
"Оценке подлежит количество положительных отзывов, благодарностей, рекомендательных писем, грамот, благодарственных писем (далее - положительных отзывов) полученных с 01.01.2019 года до даты подачи заявки на участие в настоящем конкурсе в рамках успешного исполнения контрактов (под успешным исполнением контракта понимается контракт, исполненный в полном объеме без применения неустоек (штрафов/пеней)) на оказание услуг по организации горячего питания в школьных/дошкольных образовательных организациях, медицинских организациях, организациях социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" информация по которым занесена в "Реестр контрактов, заключенных заказчиками", опубликованный на портале http://www.zakupki.gov.ru. Положительные отзывы должны быть подписаны руководителем организации, заверены печатью, с обязательным указанием даты документа".
Комиссия, изучив порядок оценки по Критерию, приходит к выводу, что положение порядка оценки Конкурсной документации о том, что оценке подлежит количество положительных отзывов, благодарностей, рекомендательных писем, грамот, благодарственных писем в рамках исполненных контрактов в период с 01.01.2019 до даты окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе, приводит к ограничению прав участников закупки, имеющих исполненные контракты (договоры) ранее указанного срока.
Кроме того, установленный порядок оценки ограничивает возможность участникам закупки получить максимальное количество баллов, поскольку применение неустоек (штрафов/пеней) за нарушение условий контракта, представленного участником к оценке, не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки опыта, соответствующего объекту Конкурса.
При этом, установление в порядке оценки положения о том, что информация по контрактам должна быть занесена в "Реестр контрактов, заключенных заказчиками", опубликованный на портале http://www.zakupki.gov.ru, необоснованно исключает возможность представления сведений о контрактах/договорах, заключенных, например, по закрытым закупочным процедурам и с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), сведения о которых не подлежат опубликованию в Единой информационной системе в сфере закупок.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного учреждения нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, доводы жалоб Заявителя являются обоснованными.
При этом, Комиссия приходит к выводу, что установление условия о том, что положительные отзывы должны быть подписаны руководителем организации, заверены печатью, с обязательным указанием даты документа, не противоречит Закону о контрактной системе.
Следовательно, довод жалоб Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводам жалоб Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
В Критериях оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" Заказчиком установлено, в том числе следующее:
"Оценке подлежит суммарный объем оказанных услуг, исчисляемых в рублях, указанный в актах сдачи-приёмки услуг по контрактам (договорам) сопоставимого характера и объема, заключённых с 01.01.2019 г. до даты подачи заявки на участие в конкурсе в рамках исполнения контрактов на оказание услуг по организации горячего питания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организациях, организациях социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", размещенных на сайте ЕИС (www.zakupki.gov.ru).
Под услугами сопоставимого характера и объема понимаются услуги по исполненным контрактам (договорам) по организации рационального горячего питания воспитанников школьных/дошкольных образовательных учреждений, стоимость которых составляет не менее 30% (тридцати процентов) от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится конкурс.
Соответствие сопоставимому объему применяется к каждому исполненному участником закупки контракту, а не к совокупности представленных исполненных контрактов.
Данные контракты (договоры) должны быть исполнены без применения мер ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств.
Подтверждением наличия опыта участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема будет считаться представление вместе следующих документов: копия контракта (договора) в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью, в том числе дополнительными соглашениями (в том числе приложения к дополнительным соглашениям, являющиеся их неотъемлемой частью), подтвержденная актом/актами приема-сдачи оказанных услуг по такому контракту (договору), подписанные обеими сторонами и заполненной сводной таблицей по Форма 7. Сведения по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
Комиссия, изучив порядок оценки по Критерию, приходит к выводу, что положение порядка оценки Конкурсной документации о том, что оценке подлежит суммарный объем оказанных услуг, исчисляемых в рублях, указанный в актах сдачи-приемки услуг по контрактам (договорам) сопоставимого характера и объема, заключенным с 01.01.2019 г. до даты подачи заявки окончания на участие в Конкурсе, приводит к ограничению прав участников закупки, имеющих заключенные контракты (договоры) ранее указанного срока.
При этом установленный порядок оценки ограничивает возможность участникам закупки получить максимальное количество баллов, поскольку наличие неустоек (штрафов/пеней) по контрактам (договорам) не свидетельствуют о наличии успешного опыта по данным контрактам (договорам).
При этом, установление в порядке оценки положение о том, что информация по контрактам должна быть размещена на сайте ЕИС (www.zakupki.gov.ru) необоснованно исключают возможность представления сведений о контрактах/договорах, заключенных, например, по закрытым закупочным процедурам и с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), сведения о которых не подлежат опубликованию в Единой информационной системе в сфере закупок.
Кроме того, Комиссия приходит к выводу, что отсутствие всех приложений и дополнительных соглашений (в том числе приложения к дополнительным соглашениям, являющиеся их неотъемленной частью) не свидетельствует об отсутствии успешного опыта у участников закупки.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного учреждения нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, доводы жалоб Заявителя являются обоснованными.
Аналогичным образом, в действиях Заказчика допущены нарушения в отношении извещений N 0848300053821000184, N 0848300053821000183, N 0848300053821000182, N 0848300053821000181, N 0848300053821000180, N 0848300053821000179, N 0848300053821000178, N 0848300053821000177, N 0848300053821000176.
3. В Критериях оценки заявок Заказчиками по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки" установлено следующее:
"Под услугами сопоставимого характера и объема понимаются услуги по исполненным контрактам (договорам) по организации рационального горячего питания воспитанников школьных/дошкольных образовательных учреждений, стоимость которых составляет не менее 30% (тридцати процентов) от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится конкурс".
Комиссия приходит к выводу, что установленное Заказчиками условие о предоставлении к оценке контрактов (договоров) по организации рационального горячего питания воспитанников школьных/дошкольных образовательных учреждений, стоимость которых составляет не менее 30% (тридцати процентов) от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится конкурс, что не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта и не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчиков нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Аналогичным образом, в действиях Заказчика допущены нарушения в отношении извещений N 0848300053821000184, N 0848300053821000183, N 0848300053821000182, N 0848300053821000181, N 0848300053821000180, N 0848300053821000179, N 0848300053821000178, N 0848300053821000177, N 0848300053821000176.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "КРУГ ПЛЮС" частично обоснованными.
2. Признать в действиях Заказчиков, Уполномоченного учреждения нарушение части пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчикам, Уполномоченному учреждению, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 23.12.2021 N 50/06/51325эп/21, N50/06/51326эп/21, N 50/06/51328эп/21, N 50/06/51332эп/21, N 50/06/51330эп/21, N 50/06/51329эп/21, N 50/06/51331эп/21, N 50/06/51333эп/21, N 50/06/51334эп/21, N 50/06/51335эп/21 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 23 декабря 2021 г. N 50/06/51325эп/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2021