Комиссия Московского областного УФАС России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ЧОО "Московский дом: охрана-сервис" (далее - Заявитель) на действия Администрации муниципального образования городской округ Лосино-Петровский (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по обеспечению охраны в муниципальных зданиях городского округа Лосино-Петровский Московской области на период с 01.01.2022 по 31.07.2023 (извещение N 0148300050421000319 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии в части ненадлежащего формирования Протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок участников закупки.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) начальная (максимальная) цена контракта - 3 738 960,00 руб.;
2) дата окончания подачи заявок - 13.12.2021;
3) на участие в Конкурсе подано 8 заявок от участников закупки, признанные ответствующими требованиям Конкурсной документации;
4) по результатам рассмотрения вторых частей заявки 8 участников закупки признаны соответствующими требованиям Конкурсной документации.
5) победителем Конкурса признано ООО ЧОО "ЛИОН".
1. Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
Частью 7 статьи 54.7 Закона о контрактной системе установлено, что результаты рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, подписываемом всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии не позднее даты окончания рассмотрения вторых частей заявок. Данный протокол должен содержать информацию:
1) о месте, дате, времени рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
2) об участниках открытого конкурса в электронной форме, заявки которых на участие в открытом конкурсе в электронной форме были рассмотрены;
3) о соответствии или несоответствии заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме требованиям, установленным конкурсной документацией, с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, конкурсной документации, которым не соответствует эта заявка, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют этим требованиям;
4) о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме каждого его участника;
5) о порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критериям, установленным конкурсной документацией, и решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о присвоении ему баллов по таким критериям, за исключением критерия, указанного в пункте 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом сформирован прокол рассмотрения вторых частей заявок на участие в Конкурсе.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 17.12.2021 N ПРОII1 (далее - Протокол) участнику закупки "111125224" (Заявитель) присвоено 22,72 баллов по нестоимостному критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - "Квалификация участников закупки") и указано следующее:
Идентификационный номер заявки |
Решение о соответствии или несоответствии заявки |
Обоснование решения |
Итоговая оценка заявки по критериям, установленным п. 4 ч. 1. ст. 32 |
110933148 |
Соответствует требованиям |
|
8,43 |
110960169 |
Соответствует требованиям |
|
1,80 |
111054844 |
Соответствует требованиям |
|
24,99 |
111048726 |
Соответствует требованиям |
|
1,97 |
110977334 |
Соответствует требованиям |
|
15,44 |
111107521 |
Соответствует требованиям |
|
60,00 |
111124155 |
Соответствует требованиям |
|
12,21 |
111125224 |
Соответствует требованиям |
|
22,72 |
Комиссия приходит к выводу, что из Протокола не представляется возможным установить обоснование присвоения количества баллов участникам закупки, что противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Конкурсной комиссии в части ненадлежащего формирования Протокола противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении Конкурсной комиссией части 7 статьи 54.7 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Кроме того, в Критериях оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера" в рамках нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки" установлено, в том числе следующее:
"Оценивается количество исполненных договоров (контрактов) за период с 2019 г. по 2021 год по услугам сопоставимого характера в бюджетных учреждениях (подтверждается представлением копий контрактов или реестровых номеров контрактов из реестра контрактов, зарегистрированных в Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru)).
Услугами сопоставимого характера, для целей оценки, признается оказание охранных услуг по исполненным (завершенным) договорам (контрактам) с 2019 г. по 2021 г., заключенным с учреждениями бюджетных форм собственности".
Комиссия приходит к выводу, что требование о представлении контрактов (договоров) по услугам сопоставимого характера в бюджетных учреждениях, исключает возможность представлять контракты (договора) на оказание охранных услуг, заключенные с иными организациями и учреждениями, что ограничивает количество участников закупки и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
При этом, на заседании Комиссии установлено, что на Официальном сайте содержатся сведения о закупках, объектом которых является оказание охранных услуг, проводимых в соответствии с Федеральным законом N 223 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком установлен ненадлежащим порядок оценки по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера", поскольку оценке не подлежат контракты (договоры), предметом которых было оказание услуг сопоставимого характера, заключенные в соответствии с Законом о закупках.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что оценка заявок участников закупки по установленным ненадлежащим образом критериям оценки в Конкурсной документации, неправомерна и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, действия Конкурсной комиссии нарушают часть 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактный системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9, 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В соответствии с пунктом 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" частная детективная (сыскная) деятельность и частная охранная деятельность подлежит лицензированию.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией.
Таким образом, в случае выполнения работ, относящихся к лицензируемым видам деятельности, к участнику закупки должны быть предъявлены соответствующие требования, в том числе требования к составу второй части заявки о наличии лицензии на выполнение работ, подлежащих лицензированию.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о частной детективной и охранной деятельности) частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию), полученную в соответствии с настоящим Законом, организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
Статьей 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности установлен перечень видов охранных услуг:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 статьи 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности;
3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 статьи 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности;
7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона о частной детективной и охранной деятельности.
При этом, в соответствии с извещением о проведении Конкурса, объектом закупки является: "Оказание услуг по обеспечению охраны в муниципальных зданиях городского округа Лосино-Петровский Московской области на период с 01.01.2022 по 31.07.2023".
Заказчиком в Техническом задании Конкурсной документации установлено, в том числе следующее:
"2.1 Действующая лицензия на осуществление частной охранной деятельности (перечень разрешенных видов услуг: п.1-7 приложения к лицензии)".
При этом, на заседании Комиссии установлено, что в Информационной карте Конкурсной документации не установлено требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии на оказание частной охранной деятельности.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации требование к участникам закупки о наличии лицензии на оказание частной охранной деятельности, нарушают пункт 1 часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за нарушение, которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, в Конкурсной документации отсутствует требование о представлении в составе вторых частей заявок участников закупки лицензии на осуществление частной охранной деятельности, что противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Комиссия приходит к выводу о нарушении действиями Заказчика пункта 3 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, в части ненадлежащего установления требований к составу второй части заявок участников закупки, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЧОО "Московский дом: охрана-сервис" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3, пункт 1 часть 1 статьи 31, пункта 3 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение частей 6, 7 статьи 54.7 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 24.12.2021 N 50/06/51703ип/21 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 24 декабря 2021 г. N 50/06/51703ип/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2021