Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобы ООО "ЧОО "Московский дом: охрана-сервис" (далее - Заявитель) на действия Заказчиков, Администрации муниципального образования городской округ Лосино-Петровский (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытых конкурсов в электронной форме на оказание услуг по обеспечению охраны (извещения N 0148300050421000321, N 0148300050421000322, N 0148300050421000323, N 0148300050421000324, N 0148300050421000325, N 0148300050421000326, N 0148300050421000327, N 0148300050421000328 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурсы) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступили жалобы Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиками, Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Конкурсов.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии в части ненадлежащего формирования Протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок участников закупки.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки N 0148300050421000321, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) начальная (максимальная) цена контракта - 6 297 319,68 руб.;
2) дата окончания подачи заявок - 10.12.2021;
3) на участие в Конкурсе подано 11 заявок от участников закупки, признанные ответствующими требованиям Конкурсной документации;
4) по результатам рассмотрения вторых частей заявки 11 участников закупки признаны соответствующими требованиям Конкурсной документации.
5) победителем Конкурса признано ООО ЧОО "ЛИОН".
1. В соответствии с частью 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
Частью 7 статьи 54.7 Закона о контрактной системе установлено, что результаты рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, подписываемом всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии не позднее даты окончания рассмотрения вторых частей заявок. Данный протокол должен содержать информацию:
1) о месте, дате, времени рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
2) об участниках открытого конкурса в электронной форме, заявки которых на участие в открытом конкурсе в электронной форме были рассмотрены;
3) о соответствии или несоответствии заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме требованиям, установленным конкурсной документацией, с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, конкурсной документации, которым не соответствует эта заявка, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют этим требованиям;
4) о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме каждого его участника;
5) о порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критериям, установленным конкурсной документацией, и решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о присвоении ему баллов по таким критериям, за исключением критерия, указанного в пункте 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом сформирован прокол рассмотрения вторых частей заявок на участие в Конкурсе.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 16.12.2021 N ПРОII1 (далее - Протокол) участнику закупки "111083154" (Заявитель) присвоено 22,72 баллов по нестоимостному критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - "Квалификация участников закупки") и указано следующее:
Идентификационный номер заявки |
Решение о соответствии или несоответствии заявки |
Обоснование решения |
Итоговая оценка заявки по критериям, установленным п. 4 ч. 1. ст. 32 |
110933131 |
Соответствует требованиям |
|
8,43 |
111054705 |
Соответствует требованиям |
|
24,99 |
111048168 |
Соответствует требованиям |
|
1,97 |
110927475 |
Соответствует требованиям |
|
15,44 |
111083154 |
Соответствует требованиям |
|
22,72 |
111086053 |
Соответствует требованиям |
|
60,00 |
111107608 |
Соответствует требованиям |
|
12,21 |
111109537 |
Соответствует требованиям |
|
3,17 |
111109807 |
Соответствует требованиям |
|
3,68 |
111110950 |
Соответствует требованиям |
|
22,07 |
111108367 |
Соответствует требованиям |
|
27,77 |
Комиссия приходит к выводу, что из Протокола не представляется возможным установить обоснование присвоения количества баллов участникам закупки, что противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Конкурсной комиссии в части ненадлежащего формирования Протокола противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении Конкурсной комиссией части 7 статьи 54.7 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Аналогичным образом действия Конкурсной комиссии в части ненадлежащего формирования Протокола по закупкам N 0148300050421000322, N 0148300050421000323, N 0148300050421000324, N 0148300050421000325, N 0148300050421000326, N 0148300050421000327, N 0148300050421000328 противоречат положениям Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Пунктом 27 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 27(1):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В соответствии с пунктом 27(4) Правил при осуществлении закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций, заказчик устанавливает, что показатель нестоимостного критерия оценки, предусмотренный подпунктом "б" пункта 27 Правил, формируется исключительно из следующих подпоказателей:
общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий);
общее количество исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий);
наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий).
Заказчик не вправе устанавливать иные подпоказатели в отношении показателя нестоимостного критерия оценки, предусмотренного подпунктом "б" пункта 27 Правил, кроме указанных в абзацах втором - четвертом пункта 27(4).
Заказчиком в рамках нестоимостного критерия "Квалификация" установлено следующее:
"Показатель 1. Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера (максимальное значение в баллах - 100, значимость показателя - 60%)
"Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера"
Коэффициент значимости (КЗ) = 0,6
Максимальная оценка по показателю - 100 баллов.
Оценивается количество исполненных договоров (контрактов) за период с 2019 г. по 2021 год по услугам сопоставимого характера в бюджетных учреждениях (подтверждается представлением копий контрактов или реестровых номеров контрактов из реестра контрактов, зарегистрированных в Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru)).
Услугами сопоставимого характера, для целей оценки, признается оказание охранных услуг по исполненным (завершенным) договорам (контрактам) с 2019 г. по 2021 г., заключенным с учреждениями бюджетных форм собственности.
Показатель 2. Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами (предлагаемыми для оказания услуг) (максимальное значение в баллах - 100, значимость критерия - 40%)
"Квалификация трудовых ресурсов (предлагаемых для оказания услуг)"
Коэффициент значимости (КЗ) = 0,4
Максимальная оценка по показателю - 100 баллов.
Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами (предлагаемыми для оказания услуг), которые будут привлечены к оказанию услуг при исполнении контракта.
Подтверждается сведениями о количестве квалифицированного персонала в организации участника, привлекаемого для оказания услуг по предмету конкурса, в том числе: копиями трудовых договоров, заключенных участником осуществления закупки с привлекаемыми специалистами и /или гражданско-правовых договоров, заключенных между участником осуществления закупки и специалистами, привлекаемыми для оказания услуг, копиями документов, подтверждающих присвоение квалификации (свидетельства о присвоении квалификации, удостоверения частного охранника)".
Комиссия приходит к выводу, что требование о представлении контрактов (договоров) по услугам сопоставимого характера в бюджетных учреждениях, исключает возможность представлять контракты (договора) на оказание охранных услуг, заключенные с иными организациями и учреждениями, что ограничивает количество участников закупки и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что на Официальном сайте содержатся сведения о закупках, объектом которых является оказание охранных услуг, проводимых в соответствии с Федеральным законом N 223 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Таким образом, Заказчиком установлен ненадлежащим порядок оценки по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера", поскольку оценке не подлежат контракты (договоры), предметом которых было оказание услуг сопоставимого характера, заключенные в соответствии с Законом о закупках.
Кроме того, Заказчиком в соответствии с пунктом 1 Информационной карты Конкурсной документации является: "МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД N7 "СОЛНЫШКО" ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА РАБОЧЕГО ПОСЕЛКА СВЕРДЛОВСКИЙ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЛОСИНО-ПЕТРОВСКИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ".
При этом, с учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Критерии оценки не соответствуют нормам, предусмотренным пунктом 27.4 Правил, поскольку не содержат в себе исчерпывающий перечень подпоказателей, из которых формируется показатель "Опыт участника по оказанию услуг сопоставимого характера и объема" в соответствии с пунктом 27.4 Правил, а именно не содержит подпоказателей "общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий)", "общее количество исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий)" и "наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий)", что противоречит Правилам и требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, указанные действия Заказчика, Уполномоченного учреждения нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Аналогичные нарушения допущены Заказчиками, Уполномоченным учреждением по закупкам N 0148300050421000322, N 0148300050421000323, N 0148300050421000324, N 0148300050421000325, N 0148300050421000326, N 0148300050421000327, N 0148300050421000328.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что оценка заявок участников закупки по установленным ненадлежащим образом критериям оценки в Конкурсной документации, неправомерна и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Конкурсной комиссии нарушают часть 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Аналогичные нарушения допущены Конкурсной комиссией по закупкам N 0148300050421000322, N 0148300050421000323, N 0148300050421000324, N 0148300050421000325, N 0148300050421000326, N 0148300050421000327, N 0148300050421000328.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактный системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9, 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В соответствии с пунктом 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" частная детективная (сыскная) деятельность и частная охранная деятельность подлежит лицензированию.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией.
Таким образом, в случае выполнения работ, относящихся к лицензируемым видам деятельности, к участнику закупки должны быть предъявлены соответствующие требования, в том числе требования к составу второй части заявки о наличии лицензии на выполнение работ, подлежащих лицензированию.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о частной детективной и охранной деятельности) частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию), полученную в соответствии с настоящим Законом, организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
Статьей 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности установлен перечень видов охранных услуг:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 статьи 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности;
3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 статьи 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности;
7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона о частной детективной и охранной деятельности.
При этом, в соответствии с извещением о проведении Конкурса, объектом закупки является: "Оказание услуг по обеспечению охраны в МБДОУ д/с N7 "Солнышко" городского округа Лосино-Петровский Московской области на период с 01.01.2022 по 31.07.2023".
Заказчиком в Техническом задании Конкурсной документации установлено, в том числе следующее:
"2.1 Действующая лицензия на осуществление частной охранной деятельности (перечень разрешенных видов услуг: п.1-7 приложения к лицензии)".
При этом, на заседании Комиссии установлено, что в Информационной карте Конкурсной документации не установлено требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии на оказание частной охранной деятельности.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации требование к участникам закупки о наличии лицензии на оказание частной охранной деятельности, нарушают пункт 1 часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за нарушение, которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, в Конкурсной документации отсутствует требование о представлении в составе вторых частей заявок участников закупки лицензии на осуществление частной охранной деятельности, что противоречит положениям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о нарушении действиями Заказчика пункта 3 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, в части ненадлежащего установления требований к составу второй части заявок участников закупки, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Аналогичные нарушения допущены Заказчиками, Уполномоченным учреждением по закупкам N 0148300050421000322, N 0148300050421000323, N 0148300050421000324, N 0148300050421000325, N 0148300050421000326, N 0148300050421000327, N 0148300050421000328.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "ЧОО "Московский дом: охрана-сервис" обоснованными.
2. Признать в действиях Заказчиков, Уполномоченного учреждения нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3, пункт 1 часть 1 статьи 31, пункта 3 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение частей 6, 7 статьи 54.7 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчикам, Уполномоченному учреждению, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 24.12.2021 N 50/06/51683ип/21, N 50/06/51705ип/21, N 50/06/51681ип/21, N 50/06/51691ип-51694ип/21, N 50/06/51684ип/21 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 24 декабря 2021 г. N 50/06/51683ип/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2021