Сведения о проверке:
Проведена в соответствии со статьей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N44-ФЗ, Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
Основание - жалоба индивидуального предпринимателя Харитонова Матвея Васильевича (далее - ИП Харитонов М.В., победитель закупки, Заявитель) на действия Заказчика - государственного казенного учреждения Ненецкого автономного округа "Отделение социальной защиты населения" (далее - ГКУ НАО "Отделение социальной защиты населения", Заказчик, Учреждение) при проведении электронного аукциона N0184200000621000727 (далее - Закупка).
В соответствии с извещением о проведении Закупки, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении закупки размещено в единой информационной системе (далее - ЕИС) - 24.11.2021;
2) наименование объекта закупки - оказание услуг по приёму подписки на общественно-политическую газету "Нярьяна вындер" и доставке до адресатов в населённые пункты Ненецкого автономного округа в первом полугодии 2022 года;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 067 680.60 Российский рубль;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
5) дата и время окончания подачи заявок - 02.12.2021 09:00;
6) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 02.12.2021;
7) дата проведения аукциона в электронной форме - 03.12.2021.
Срок проведения проверки: с 20 декабря 2021 года по 24 декабря 2021 года;
Дата рассмотрения материалов проверки - 24 декабря 2021 года.
Рассмотрение проведено Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии:- заместитель руководителя Управления; членов Комиссии: - ведущий специалист-эксперт Управления, - специалист 1 разряда Управления; в присутствии представителя Заказчика (по доверенности), Заявителя (по доверенности с применением средств видеоконференцсвязи).
При проведении проверки и рассмотрении материалов дела Комиссия
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее - Ненецкое УФАС России) поступила жалоба от Заявителя (вх. N2985).
Согласно доводу жалобы, Заказчиком неправомерно принято решение о признании Заявителя (победителя закупки) уклонившимся от заключения контракта.
Порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры определен статьей 83.2 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 названной статьи в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 Закона о контрактной системе протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 07.12.2021 победителем закупки признан ИП Харитонов М.В.
В соответствии с частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.
В соответствии с частью 5 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в ЕИС и на электронной площадке с использованием ЕИС доработанный проект контракта либо повторно размещает в ЕИС и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры. При этом размещение в ЕИС и на электронной площадке заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя допускается при условии, что такой победитель разместил на электронной площадке протокол разногласий в соответствии с частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
Из материалов дела следует, 08.12.2021 посредством функционала единой информационной системы в сфере закупок победителю закупки направлен на подпись проект контракта.
Как установлено антимонопольным органом, после размещения в ЕИС и на электронной площадке проекта контракта победитель закупки 13.12.2021 с соблюдением порядка, предусмотренного частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, направило заказчику протокол разногласий.
14.12.2021 ИП Харитоновым М.В. получена банковская гарантия N БГ-493156/2021 в обеспечение исполнения контракта на сумму 3 067 680,60 рублей.
В свою очередь, Заказчиком своевременно не размещен доработанный проект контракта или проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания.
Вместе с тем, посчитав, что указанный протокол не отвечает признакам протокола разногласий и действия по заключению контракта, предусмотренные частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, победителем закупки не совершены, заказчик пришел к выводу о наличии оснований для признания индивидуального предпринимателя уклонившимся от заключения контракта.
15.12.2021 Заказчиком размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 14.12.2021 N ППУ1.
Глава 6 Закона о контрактной системе устанавливает возможность защиты прав участников закупки в административном порядке путем обжалования в контрольный орган в сфере закупок действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки, и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов, состоящих в удовлетворении государственных (муниципальных) нужд при обеспечении экономности и результативности соответствующих бюджетных ассигнований.
В связи с этим положения главы 6 Закона о контрактной системе должны толковаться и применяться таким образом, чтобы обеспечить восстановление прав участников закупки, исключить возможность злоупотребления правом как со стороны участников закупки, так и заказчиков, обеспечить удовлетворение публичных интересов.
По смыслу части 1 статьи 5 Закона о контрактной системе обмен сообщениями между участниками контрактной системы в сфере закупок строго регламентирован и осуществляется с использованием единой информационной системы в предусмотренных ею формах. Возможность направления сообщений, предварительных соглашений вне формата единой информационной системы для участников закупки отсутствует. Поэтому протокол разногласий, исходя из его содержания не мог быть расценен как направленное на умышленное уклонение от заключения контракта и недобросовестное действие. Заказчик обязан был обработать его и принять одно из следующих решении: либо внести изменения в проект контракта, либо повторно направить первоначальный контракт в адрес победителя аукциона в неизменном виде.
Все действия победителя закупки, в том числе предоставления Заказчику 07.12.2021 проекта банковской гарантии, направление протокола разногласий, которым уточнялись условия контракта, получение 14.12.2021 банковской гарантии свидетельствуют о намерении индивидуального предпринимателя заключить и исполнить контракт. Кроме того, 15.12.2021 победителем закупки был направлен на подписание АО "Почта России" договор на поставку периодических печатных изданий N 350/2022.
Таким образом, действия Заказчика, не разместившего доработанный проект контракта или проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания, нарушают часть 5 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Ненецкого УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Харитонова Матвея Васильевича на действия Заказчика - государственного казенного учреждения Ненецкого автономного округа "Отделение социальной защиты населения" при проведении электронного аукциона N0184200000621000727 по наименованию объекта закупки; "оказание услуг по приёму подписки на общественно-политическую газету "Нярьяна вындер" и доставке до адресатов в населённые пункты Ненецкого автономного округа в первом полугодии 2022 года" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - государственного казенного учреждения Ненецкого автономного округа "Отделение социальной защиты населения" нарушение части 5 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - государственному казенному учреждению Ненецкого автономного округа "Отделение социальной защиты населения" выдать обязательное для исполнения предписание.
4. Материалы дела передать должностному лицу Ненецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за нарушение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу от 24 декабря 2021 г. N 083/06/106-49/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2021