На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом
ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), в результате осуществления внеплановой проверки на основании получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов о контрактной системе при проведении Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Заказчик), АО "ТЭК-Торг" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в целях создания легкого многоцелевого самолета для местных воздушных линий Шифр "ЛМС-2" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100009521000120) (далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
В связи с поступлением в ФАС России информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки 17.12.2021 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 22.12.2021.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС -11.08.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 330 001 400 рублей;
4) источник финансирования - федеральный бюджет;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 02.09.2021;
6) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
7) по результатам рассмотрения заявок 2 заявки участников признаны соответствующими требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе
8) победителем Конкурса признано ООО "Байкал-Инжиниринг" (далее - Победитель) с предложением о цене контракта в размере 330 000 000 рублей;
9) Заказчиком с Победителем заключен государственный контракт от 21.09.2021 N 21411.1710290019.18.004 (реестровая запись в ЕИС - 1770559633921000153).
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки.
Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели,то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с пунктом 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" (далее - Критерий) могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Конкурсной документацией установлен следующий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе:
1) критерий цена Контракта - значимость критерия 10 %;
2) Критерий - значимость критерия 50 %
3) критерий "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" - значимость критерия 40 %.
На заседании Комиссии установлено, что в рамках Критерия установлен показатель "Качество работ" (далее - Показатель).
Согласно порядку оценки Конкурсной документации по Показателю Критерия предусмотрен следующий порядок оценки: "Оценка заявок на участие в конкурсе по показателю "Качество работ" производится путем изучения данных, представленных в форме 4.1 в части выполнения Раздела III "Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам выполняемых работ" Конкурсной документации (далее - Техническое содержание).
Лучшим условием исполнения Контракта по показателю "Качество работ" является наибольшее количество подпунктов пункта 3 Раздела III "Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам выполняемых работ", в отношении которых представлена методология выполнения работ, представляющая собой описание последовательности действий, необходимых для выполнения поставленных задач в Разделе III и подпунктах пункта 3 Раздела III Конкурсной документации.
Содержание работы:
N этапа |
Наименование, содержание работ этапа |
Сроки выполнения с учетом необходимого времени на сдачу этапов и работы в целом |
Результат (что предъявляется) |
|
начало |
окончание |
|
||
1 |
Проведение комплекса работ по изготовлению летного опытного образца самолета ЛМС-901: |
С даты заключения государственного контракта |
15.11.2021 |
|
1.1 Изготовление летного опытного образца легкого многоцелевого самолета ЛМС-901 на базе созданного в рамках государственного контракта от 10.10.2019 N 19411.1770290019.18.019 опытного образца самолета ЛМС-901 для проведения статических испытаний. 1.2 Конструкторское сопровождение изготовления летного опытного образца легкого многоцелевого самолета ЛМС-901. 1.3 Создание средств технического обслуживания. |
|
|
Летный опытный образец самолета. Акт об изготовлении опытного образца самолета.
Откорректи- рованный комплект РКД, включая ЭД.
Средства технического обслуживания. Акты об изготовлении средств технического обслуживания |
Количество баллов, присуждаемых участнику закупки по данному показателю, определяется по формуле:
КЦБi = 100(Ri/Rmax),
где:
Ri - количество подпунктов пункта 3 Раздела III "Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам выполняемых работ", в отношении которых участником закупки, заявка на участие в конкурсе которого оценивается, представлена методология выполнения работ;
Rmax - максимальное предложение из предложений по методологии выполнения работ, сделанных участниками закупки.
Количество баллов, присуждаемое i-й заявке на участие в конкурсе по указанному критерию определяется по формуле:
Cкi = КЦБin / n,
где:
Cкi - количество баллов, присуждаемое i-й заявке на участие в конкурсе по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики работы";
КЦБin - количество баллов, присвоенных i-й заявке на участие в конкурсе по показателю "Качество работ" n-ым членом Конкурсной комиссии;
n - количество членов Конкурсной комиссии".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил,что для получения максимального количества баллов по рассматриваемому Критерию участниками закупки в составе заявки на участие в Конкурсе должно быть представлено наибольшее количество предложений по методологии, предусмотренных подпунктами пункта 3 Раздела III Конкурсной документации.
Кроме того, представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что оценка по рассматриваемому Критерию выставляется экспертным методом и носит субъективный характер.
Вместе с тем, исходя из системного толкования Правил, оценка заявок по нестоимостному критерию оценки производится только в случае установления в документации о закупке соответствующих показателей,в обязательном порядке раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что предусмотренный порядок оценки по указанному критерию не отвечает принципу создания равных условий для участников закупки, а также не определяет участника закупки, который способен наилучшим образом исполнить государственный контракт, так как количественное описание подпунктов влечет невозможность для Конкурсной комиссии объективно оценивать заявки на участие в конкурсе по нестоимостному критерию.
Установленный в Конкурсной документации порядок оценки, применяемый согласно пояснениям представителя Заказчика,с использованием экспертного метода, не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, в связи с чем не представляется возможным потенциальным участники оценить свои шансы на победу в Конкурсе. Данный порядок может быть применен Конкурсной комиссией по своему усмотрению и не в равной степени ко всем участникам закупки.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего ненадлежащий порядок оценки по Показателю Критерия, не соответствуют пункту 3 Правил, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилам, приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку Заказчиком заключен государственный контракт.
3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России материалы от 22.12.2021 по делу N П-223/21 рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 декабря 2021 г. N П-223/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.12.2021