Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 88" (далее - Заказчик); при участии представителей ООО "АВТОДОМ" (далее - Заявитель):,
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 39749-ЭП/21 от 17.12.2021) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по комплексной уборке помещений СПб ГБУЗ "Поликлиника N 88", расположенных по адресу: Санкт-Петербург, ул. Генерала Симоняка, д.6, строение 2, в том числе поставка товаров (извещение N 0372200125321000090) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 02.12.2021 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200125321000090. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 998 392, 69 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационноvй системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно сведениям протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 13.12.2021 N 0372200125321000090-1 первой части заявки Заявителя отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям:
"Несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, требованиям документации об аукционе (Отказ по п. 2 ч. 4 ст. 67 44-ФЗ) 1. В техническом задании позиция 6: "Длина болта: от 40 мм и до 60 мм.." В соответствии с инструкцией: "Показатели, для которых установлены минимальные значения таких показателей, при указании показателей со значениями "более", "от", "выше", ">" означает, что конкретное значение должно быть указано в сторону увеличения значения показателя и должно исключать установленное значение" "Показатели, для которых установлены максимальные значения таких показателей, при указании показателей со значениями "менее", "до", "ниже", "<" означает, что конкретное значение должно быть указано в сторону уменьшения значения показателя ниже установленного значения и должно исключать установленное значение; Показатели, для которых установлены максимальные значения таких показателей, при указании показателей со значениями "не выше", "не более", означает, что показатели товара могут быть идентичны значениям или ниже, установленных заказчиком" В заявке позиция 6: "Длина болта: от 40 мм и до 60 мм.." Тем самым указанное значение показателя не соответствует требуемому. 2. В техническом задании позиция 10: Масса: до 1,36 кг. В соответствии с инструкцией: "Сведения, содержащиеся в заявке участника, не должны допускать двусмысленных толкований." "- при подаче участником закупки сведений должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными в настоящей документации об аукционе" В заявке позиция 10: Масса: 1 кг. Тем самым указанное значение показателя не соответствует требуемому. Сведения допускают двоякое толкование: Так как по правилам округления участник может поставить товар весом как 1,06 кг так и 1,45 кг., Что противоречит требованию технического задания "до 1,36 кг". Таким образом, заявка отклонена на основании п.2 ч.4 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного ч. 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Частью 6 ст. 66 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации.
Требования к товарам, которые поставляются Заказчику установлены в Приложении N 3 к Техническому заданию аукционной документации "Требования к значениям показателей (характеристик) поставляемого товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям".
В отношении товарной позиции N 6 "Дозатор для антисептика тип 4" Заказчиком установлено требование в отношении характеристики товара: "Длина болта: от 40 мм и до 60 мм".
Комиссия УФАС отмечает, что действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом Заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями Заказчика.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований Заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Неустановление Заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь, может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели Заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в аукционе, содержащейся разделе 19 аукционной документации, предусмотрены следующие указания относительно порядка предоставления сведений, которыми следовало руководствоваться, по мнению аукционной комиссии Заказчика:
"Показатели, для которых установлены минимальные значения таких показателей, при указании показателей со значениями "более", "от", "выше", ">" означает, что конкретное значение должно быть указано в сторону увеличения значения показателя и должно исключать установленное значение" "Показатели, для которых установлены максимальные значения таких показателей, при указании показателей со значениями "менее", "до", "ниже", "<" означает, что конкретное значение должно быть указано в сторону уменьшения значения показателя ниже установленного значения и должно исключать установленное значение; Показатели, для которых установлены максимальные значения таких показателей, при указании показателей со значениями "не выше", "не более", означает, что показатели товара могут быть идентичны значениям или ниже, установленных заказчиком".
Анализ первой части заявки Заявителя показал, что в отношении спорной товарной позиции участником представлены, в том числе, следующие сведения: "Длина болта: от 40 мм и до 60 мм".
При этом, Комиссия УФАС отмечает, что инструкцией по заполнению первой части заявки не предусмотрены положения, регламентирующие порядок предоставления сведений в отношении случаев, когда требование установлено одновременно в отношении минимальных и максимальных значений показателей.
Таким образом, в отношении спорной товарной позиции применим следующий порядок предоставления сведений:
"В остальных случаях требования к показателям товаров установлены, в том числе наименование показателя, в виде значений, которые не могут изменяться, и участник закупки представляет сведения в том виде, в котором они указаны в Приложении N 3 к документации об аукционе".
Оценив в совокупности требование в отношении спорной позиции и положения инструкции по заполнению первой части заявки Комиссия УФАС пришла к выводу, что в рассматриваемом случае участнику закупки надлежало представить сведения в отношении характеристики "Длина болта" в неизменном виде, что следует из порядка предоставления сведений в отношении значений показателей.
В отношении товарной позиции N 10 "Очиститель воздуха тип 3" Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: "Масса: до 1, 36 кг".
Инструкцией по заполнению первой части заявки предусмотрен следующий порядок предоставления сведений в отношении спорной товарной позиции:
"Показатели, для которых установлены максимальные значения таких показателей, при указании показателей со значениями "менее", "до", "ниже", "<" означает, что конкретное значение должно быть указано в сторону уменьшения значения показателя ниже установленного значения и должно исключать установленное значение".
Анализ первой части заявки Заявителя показал, что в отношении спорной товарной позиции участником представлены, в том числе, следующие сведения: "Масса: 1 кг".
Таким образом, представленные значения показателей в полной мере удовлетворяют потребности Заказчика и соответствуют требованиям, установленным в аукционной документации, а у аукционной комиссии Заказчика отсутствовали достаточные основания для принятия решения об отказе участнику в допуске к участию в электронном аукционе.
Следовательно, жалоба признана обоснованной, а в действиях аукционной комиссии Заказчика установлено нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АВТОДОМ" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении аукционной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 декабря 2021 г. N 44-6173/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.12.2021