Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - Е.В. Куштысева, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - А.А. Кириллова, начальника отдела, А.П. Безруких, ведущего специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Флайэн" на действия заказчика - Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева" (далее - заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме "Оказание услуг по комплексному содержанию и обслуживанию помещений и объектов КГПУ им. В.П. Астафьева и прилегающей к ним территории" (далее - конкурс), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Флайэн" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319100025321000044.
Существо жалобы: составление документации с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с письмами ФАС России N ИА/27903/20 от 03.04.2020, N ИА/27895/20 от 03.04.2020 рассмотрение жалобы было организовано Красноярским УФАС России в дистанционном режиме, без очного участия представителей сторон, посредством интернет-видеоконференции.
В указанные в уведомлении о принятии жалоб к рассмотрению 024/06/105-3306/2021 дату и время присутствовали представители заказчика, подтвердившие свои полномочия надлежащим образом.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующие нарушения требований Закона о контрактной системе, а именно:
- заказчиком неверно определен код ОКПД 2 объекта закупки;
- заказчик неверно определил способ определения поставщика (исполнитель, подрядчик);
- заказчиком неправомерно установлено требование к участникам открытого конкурса в электронном форме о предоставлении иных документов.
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчиком были представлены в письменной форме возражения и пояснения.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме.
Проанализировав конкурсную документацию, Комиссия установила, что заказчик в рамках проводимой закупки, определил код по ОКПД 2 - 81.10.10.000 (услуги по обслуживанию помещений комплексные).
Из пояснений заказчика Комиссией установлено, что использование вышеуказанного кода обусловлена тем, что оказываемые услуги включают в себя, в том числе, иные виды услуг, не связанные с уборкой, но влияющие на общее содержание чистоты, обеспечение комфортных условий деятельности и удовлетворение иных потребностей Заказчика - полив комнатных растений, уход за зелеными насаждениями, предоставление грязезащитных ворсовых покрытий, их чистка, обеспечение санитарных комнат расходными материалами, уход за компьютерным оборудованием, обрезка деревьев и кустарников с последующим вывозом отходов от их производства, обработка территории противогололедным средством, что исключает возможность выбора кодов ОКПД 2 - 81.21.10, 81.22.11, 81.22.12, которые включают в себя только общую уборку зданий и мытье окон.
В законодательстве о контрактной системе отсутствуют требования, устанавливающие обязательный порядок определения в документации о закупке кода согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2).
Определение кода по ОКПД 2 осуществляется заказчиком путем отнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД 2 с учетом специфики закупки.
При этом, заказчик самостоятельно определяет код ОКПД 2 как наиболее подходящий объекту закупки, исходя из собственных потребностей и особенностей предоставляемых услуг.
Таким образом, установленный заказчиком код ОКПД 2 81.10.10.000 "Услуги по обслуживанию помещений комплексные" не противоречит объекту закупки.
Кроме того, в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе указанные в документации о проведении электронного аукциона технические, функциональные и качественные характеристики позволяют идентифицировать объект закупки независимо от выбранного заказчиком кода ОКПД 2.
В соответствии со статьей 3 Закона о контрактной системе под определением поставщика (подрядчика, исполнителя) понимается совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом о контрактной системе, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд либо в установленных Законом о контрактной системе случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта; под закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд, начинающихся с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершающихся исполнением обязательств сторонами контракта.
Согласно частям 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Конкурентным способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя) является открытый конкурс в электронной форме.
В соответствии с частью 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Требования к содержанию извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме регламентированы статьями 42 и 54.2 Закона о контрактной системе.
Требования к содержанию документации о проведении открытого конкурса в электронной форме регламентированы статьей 54.3 Закона о контрактной системе.
Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает самостоятельно способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе в случае осуществления закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р (далее - Перечень), либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации), заказчик обязан проводить электронный аукцион, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона о контрактной системе.
При этом частью 3 статьи 59 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки иных товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе перечни.
Учитывая, что Перечень содержит наименования объектов закупок, кодов ОКПД 2, заказчики для цели выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) самостоятельно определяют код ОКПД 2 путем отнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД 2 с учетом специфики закупки в области применения.
Услуги по обслуживанию помещений комплексные, отнесенные к коду 81.10.10.000 ОКПД 2, не содержатся в Перечне.
Закупку услуги, отнесенной к коду 81.10.10.000 ОКПД 2, заказчик вправе осуществить путем проведения электронного аукциона или иного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в том числе открытого конкурса в электронной форме.
Таким образом, в случае если товары, работы, услуги не включены в Перечень, то проведение электронного аукциона на закупку таких товаров, работ, услуг является правом заказчика.
Заказчик, при выборе кода ОКПД 2 - 81.10.10.000 и способа определения поставщика, действовал в рамках Закона о контрактной системе.
Подтверждающими документами наличия Опыта участника по успешному оказанию услуг, связанных с предметом контракта, по общей стоимости исполненных (завершенных) контрактов (договоров) (Приложение N 3 к конкурсной документации) предусмотрены контракты или договоры, связанные как с комплексным обслуживанием помещений и прилегающей территории, так и уборкой помещений, прилегающей территории, что дает широкий выбор потенциальным участникам закупки в подтверждении своей квалификации.
Вышеизложенные обстоятельства дают основание Комиссии полагать, что довод подателя жалобы о наличии в описании объекта электронного аукциона неверного кода ОКПД 2, влекущего за собой ограничение количества участников закупки, не нашел своего подтверждения в ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу.
Относительно довода подателя жалобы о том, что заказчиком неправомерно установлены требования к участникам закупки и требования к заявке на участие в закупке, Комиссия установила следующее.
Согласно пункта 39 информационной карты заказчиком установлено требование к участникам конкурса: "наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), почтовый адрес участника открытого конкурса в электронной форме, номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого конкурса или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого конкурса (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого конкурса".
Однако согласно пункта 1 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системы (в редакции от 02.07.2021) установлено, что: "наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), почтовый адрес участника открытого конкурса в электронной форме, номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого конкурса или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого конкурса (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого конкурса".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком использована не действующая редакция пункта 1 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системы.
Комиссия, учитывая вышеизложенное, пришла к выводу, что заказчиком допущены нарушения требований части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, Комиссия решила не выдавать предписание в связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на определение поставщика.
На основании вышеизложенного, в результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Флайэн" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования ч. 6 ст. 54.4 Закона о контрактной системе.
3. Предписание заказчику не выдавать.
Председатель Комиссии |
Е.В. Куштысева |
|
|
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова |
|
А.П. Безруких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 27 декабря 2020 г. N 024/06/105-3306/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.12.2021