Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Управления) в составе:
- <_> - председателя Комиссии, руководителя Пензенского УФАС России,
- <_> - заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок,
- <_> - члена Комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
при участии:
со стороны заказчика - ФГБУ "ФЦССХ" Минздрава России (г. Пенза) - <_> (представитель по доверенности);
со стороны подателя жалобы - ИП <_> - <_> (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ИП <_> на положения документации при проведении заказчиком - федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Пенза) аукциона в электронной форме "Поставка средств гемостатических хирургических" (извещение N 0355100002721000498 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 17.12.2021), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
21.12.2021 в Пензенское УФАС России поступила жалоба ИП <_> на положения документации при проведении заказчиком - федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Пенза) аукциона в электронной форме "Поставка средств гемостатических хирургических" (извещение N 0355100002721000498 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 17.12.2021).
По мнению заявителя, документация об электронном аукционе не соответствует требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку описанию объекта закупки по позиции 2 соответствует товар единственного конкретного производителя "Старч Медикал Инк.", США, артикул STA0001 Cистема гемостатическая полисахаридная PerClot Standart 1гр, при том, что у закупаемой позиции существуют аналоги (Ариста Бард, Гемосер), которые не могут быть предложены в рамках закупки по причине их несоответствия по показателю "Длина аппликатора, мм" - "не менее 85 и не более 95".
В соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе жалоба ИП <_> принята и назначена к рассмотрению на 27.12.2021 в 16 часов 00 минут.
Представители подателя жалобы, заказчика участвуют в рассмотрении жалобы дистанционно в порядке, предусмотренном письмом ФАС России от 03.04.2020 N ИА/27903/20.
На рассмотрении жалобы представитель подателя жалобы поддержал доводы, изложенные в жалобе, указал, что товар PerClot не находится в свободной продаже, приобрести его у представителя производителя, осуществляющего ввоз на территорию РФ, могут только определенные лица; указал, что не осведомлен о внесенных заказчиком изменениях в описание объекта закупки, при этом если значение обжалуемого показателя "Длина аппликатора, мм" - "не менее 85 и не более 95" расширено заказчиком до возможности предложить длину "100 мм", то внесенные изменения позволяют предложить к поставке также изделие Гемосер. Заявитель настаивает на признании в действиях заказчика нарушений, а также применении к виновным лицам заказчика мер ответственности.
В ходе заседания Комиссии Управления представитель заказчика поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу от 27.12.2021 N 2201, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системы внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.
17.12.2021 ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Пенза) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0355100002721000498 о проведении электронного аукциона "Поставка средств гемостатических хирургических".
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 359 600,00 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 10.01.2022 08:00.
Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 11.01.2022.
Дата проведения электронного аукциона - 12.01.2022.
ИКЗ 211583507566158350100100101590000244.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент размещения извещения о закупке), под электронным аукционом понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Из пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Объектом настоящей закупки является поставка средств гемостатических хирургических.
Характеристики закупаемых средств установлены заказчиком в Разделе 3 документации об электронном аукционе "Описание объекта закупки".
В позиции N 2 Описания объекта закупки в первоначальной редакции (от 17.12.2021) были установлены следующие требования к предполагаемому к поставке медицинскому изделию "Средство гемостатическое хирургическое на основе полисахаридов растительного происхождения":
N п/п |
КТРУ |
Наименование объекта закупки |
Технические характеристики объекта закупки* |
Требуемый параметр* |
2 |
32.50.50.190-00000313 |
Средство гемостатическое хирургическое на основе полисахаридов растительного происхождения |
Стерильное рассасывающееся средство гемостатическое состоит из полисахаридов растительного происходжения на основе очищенного крахмала |
Соответствие |
Предназначено для нанесения на раны, возникшие в результате хирургической операции для облегчения местного гемостаза |
Соответствие |
|||
Может использоваться в сочетании с дополнительными веществами |
Соответствие |
|||
Доступно в форме мелких частиц |
Соответствие |
|||
Размер частиц, мкм |
Не менее 40 |
|||
Возможность проведения реинфузии крови пациента указана в прилагаемой к продукту инструкции |
Соответствие |
|||
Наносится непосредственно на рану и оставаться там вплоть до полного поглощения изделия организмом |
Соответствие |
|||
Процесс дегидратации приводит к местному сосредоточению тромбоцитов, эритроцитов, фибриногенов |
Соответствие |
|||
Частицы поглощают жидкую содержащую крови и формируют гелеобразную матрицу |
Соответствие |
|||
Гелеобразная матрица рассасывается за счет действия энзимов в течение, час |
Не более 48 |
|||
Впитывающая способность 1 грамма средства, мл жидкости |
Не менее 49 |
|||
Не требует специальных условий хранения |
Соответствие |
|||
Не требует дополнительной подготовки, готово к применению сразу после вскрытия стерильной упаковки |
Соответствие |
|||
В стерильной упаковке находятся закрытый крышкой гофрированный диспенсер с частицами и аппликатор эргономичной формы с кольцами для пальцев |
Соответствие |
|||
Антибактериальное средство |
Не содержит |
|||
Объем частиц гемостатического средства, гр |
Не менее 1 |
|||
Длина аппликатора, мм |
Не менее 85 и не более 95 |
|||
Одноразового использования |
Соответствие |
Из текста жалобы следует, что выбранным характеристикам, а именно показателю "Длина аппликатора, мм" - "Не менее 85 и не более 95", соответствует товар единственного производителя "Старч Медикал Инк.", США, артикул STA0001 Cистема гемостатическая полисахаридная PerClot Standart 1 гр. Вместе с тем, у закупаемой позиции существуют аналоги:
- Гемостатик рассасывающийся порошкообразный Arista AH производства "Давол Инк., Сабсидайэри оф С.Р. Бард, Инк." (США), который не соответствует спорному показателю, поскольку длина аппликатора изделия составляет 14 мм или 38 мм;
- Гемостатическая пудра HaemoCer PLUS (ХемоЦер ПЛЮС) во флаконе с аппликатором, с принадлежностями производства "БиоЦер Энтвиклангс ГмбХ" (Германия), который не соответствует спорному показателю, поскольку длина аппликатора изделия составляет 100 мм.
Указанные сведения подтверждаются заявителем сведениями, находящимися в открытом доступе в сети Интернет (скриншоты с сайтов поставщиков медицинских изделий).
После поступления жалобы ИП <_> в Пензенское УФАС России и уведомления о ее поступлении заказчика 24.12.2021 заказчиком в единой информационной системе размещены изменения в документацию об электронном аукционе. Изменения внесены, в частности, в обжалуемый пункт Описания объекта закупки:
N п/п |
КТРУ |
Наименование объекта закупки |
Технические характеристики объекта закупки* |
Требуемый параметр* |
2 |
32.50.50.190-00000313 |
Средство гемостатическое хирургическое на основе полисахаридов растительного происхождения |
Стерильное рассасывающееся средство гемостатическое состоит из полисахаридов растительного происходжения на основе очищенного крахмала |
Соответствие |
Предназначено для нанесения на раны, возникшие в результате хирургической операции для облегчения местного гемостаза |
Соответствие |
|||
Может использоваться в сочетании с дополнительными веществами |
Соответствие |
|||
Доступно в форме мелких частиц |
Соответствие |
|||
Размер частиц, мкм |
Не менее 40 |
|||
Возможность проведения реинфузии крови пациента указана в прилагаемой к продукту инструкции |
Соответствие |
|||
Наносится непосредственно на рану и оставаться там вплоть до полного поглощения изделия организмом |
Соответствие |
|||
Процесс дегидратации приводит к местному сосредоточению тромбоцитов, эритроцитов, фибриногенов |
Соответствие |
|||
Частицы поглощают жидкую содержащую крови и формируют гелеобразную матрицу |
Соответствие |
|||
Гелеобразная матрица рассасывается за счет действия энзимов в течение, час |
Не более 48 |
|||
Впитывающая способность 1 грамма средства, мл жидкости |
Не менее 45 |
|||
Не требует специальных условий хранения |
Соответствие |
|||
Не требует дополнительной подготовки готово к применению сразу после вскрытия стерильной упаковки |
Соответствие |
|||
В стерильной упаковке находятся закрытый крышкой гофрированный диспенсер с частицами и аппликатор |
Соответствие |
|||
Антибактериальное средство |
Не содержит |
|||
Объем частиц гемостатического средства, гр |
Не менее 1 |
|||
Длина аппликатора, мм |
Не менее 85 и не более 100 |
|||
Одноразового использования |
Соответствие |
Из письменных пояснений заказчика, а также пояснений, данных в ходе рассмотрения жалобы следует, что требования к медицинским изделиям заказчиком установлены с учетом потребностей, исходя из специфики осуществляемой деятельности и на основе многолетнего опыта врачей заказчика. На момент составления описания объекта закупки у сотрудников заказчика отсутствовала информация о гемостатических средствах, аналогичных системе гемостатической PerClot Standart, используемой медицинским персоналом при оказании специализированной, в том числе высокотехнологичной помощи. В связи с этим описание объекта закупки осуществлялось на основании знакомого персоналу заказчика товара. Предметом рассматриваемого электронного аукциона является поставка товара, следовательно, участником данной закупки может являться любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе, и не являющийся производителем требуемого к поставке товара, готовые поставить товары, отвечающие установленным заказчиком требованиям. Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017), по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки. Кроме того, 24.12.2021 заказчиком внесены изменения в описание объекта закупки и в настоящее время под описание подходит также гемостатическое средство Гемосер, указанное в жалобе заявителя.
Из изложенного следует, что первоначальная редакция Описания объекта закупки сформирована на основании характеристик медицинского изделия единственного конкретного производителя - изделия PerClot Standart производства "Старч Медикал Инк.", США. Вопрос наличия продукции иных производителей, которая могла бы удовлетворить потребность заказчика, им в ходе подготовки аукционной документации не исследовался. Доводов и доказательств относительно того, что какое-либо иное медицинское изделие кроме PerClot Standart соответствовало требованиям Описания объекта закупки в первоначальной редакции (от 17.12.2021), заказчиком не приведено.
Позиция ФАС России сводится к тому, что установление требований к объекту закупки, указывающих на единственного производителя, не позволяющих предложить к поставке аналогичный товар иного производителя, ограничивает количество участников закупки, так как приводит к несамостоятельным действиям участников при подаче ценовых предложений, поскольку такие действия обусловливаются ценовой политикой одного хозяйствующего субъекта - производителя, в том числе способного оказать влияние на ценовые предложения различных поставщиков и (или) отказаться от заключения договоров поставки с ними.
В том случае, если закупаемый товар не предполагает специфики использования, потребность заказчика может быть удовлетворена аналогичным товаром различных производителей. При этом заказчику надлежит осуществить действия по обеспечению соответствия требованиям аукционной документации товара хотя бы двух производителей в целях расширения круга участников закупки, обеспечения экономии бюджетных средств путем наличия конкурентной среды при проведении электронного аукциона.
Комиссия полагает, что в настоящем случае выбор характеристик закупаемого изделия и их значений, а именно в части оспариваемого значения для позиции N 2 Описания объекта закупки, не обусловлен спецификой (особенностями) используемого медицинского изделия и не имеет клинического обоснования. Как указано самим заказчиком, первоначально при описании объекта закупки им выбраны характеристики конкретного медицинского изделия по причине того, что ранее оно уже использовалось медицинскими работниками, а информацией о каких-либо других аналогичных изделиях заказчик не обладал. При этом в дальнейшем в обжалуемую позицию Описания объекта закупки внесены изменения, возможность поставки расширена до изделий двух производителей, что дополнительно свидетельствует о том, что ограничение по характеристике "Длина аппликатора, мм" по верхнему пределу до 95 мм не имеет для заказчика принципиального значения при этом может ограничить количество участников закупки.
При изложенных обстоятельствах Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности довода жалобы и нарушении заказчиком требований пункта 1 части 1, части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
С учетом того, что заказчиком самостоятельно внесены изменения в положения документации об электронном аукционе, внесенные изменения обеспечили соответствие положениям Технического задания товаров двух производителей, что заявителем не оспаривается, Комиссия приходит к выводу о том, что необходимость в выдаче предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в данном случае отсутствует.
При совокупности указанных выше обстоятельств оценив материалы дела, выслушав доводы и объяснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП <_> на положения документации при проведении заказчиком - федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Пенза) аукциона в электронной форме "Поставка средств гемостатических хирургических" (извещение N 0355100002721000498 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 17.12.2021) обоснованной.
2. Признать заказчика - ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Пенза) - нарушившим требования пункта 1 части 1, части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы по жалобе уполномоченному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 27 декабря 2021 г. N 058/06/106-1195/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.12.2021