Комиссия Московского областного УФАС России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Автодорпроект" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного казенного учреждения Московской области "Московская областная специализированная аварийно-восстановительная служба" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по техническому надзору за рекультивацией полигона твердых коммунальных отходов "Ядрово" (извещение N 0348200020821000093 на официальном сайте Единой информационной системы - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиками, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии в части непринятия к оценке документов и сведений, представленных в составе заявки Заявителя.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено на Официальном сайте - 19.11.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 32 317 670,00 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 13.12.2021;
4) на участие в Конкурсе подано 8 заявок от участников закупки
5) к участию в Конкурсе допущены 8 заявок от участников закупки;
6) по результатам рассмотрения и оценки вторых частей заявки 4 участников закупки признаны соответствующими требованиям Конкурсной документации;
7) победителем Конкурса признано ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "РУССТРОЙГРУП" (далее - Победитель) с предложением о цене контракта 1,00 руб.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Конкурсной комиссией приняты к оценке документы, представленные в составе заявки Заявителя, в нарушение норм Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 16.12.2021 NПРОII1 (далее - Протокол) заявке Заявителя присвоено 1,43 балла по нестоимостному критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - "Квалификация").
В рамках нестоимостного критерия "Квалификация" по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" установлено, в том числе следующее:
"Комиссией будет оцениваться количество контрактов/договоров сопоставимого характера заключенных не ранее 1 января 2018 года в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Под услугами сопоставимого характера понимаются услуги/работы по техническому надзору (строительному контролю) за строительством и/или реконструкцией и/или капитальным ремонтом объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов (за исключением линий электропередач, линий связи, автомобильных дорог, железнодорожных линий, путепроводов, мостов, метро, фуникулеров, туннелей) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" осуществляемые на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, услуг, услуг отдельными видами юридических лиц".
Непредставление сведений (информации) не будет являться основанием для отклонения заявки участника. В случае непредставления сведений (информации), либо отсутствия подтверждающих документов оценка по данному показателю (контракту (договору)) осуществляться не будет.
Опыт участника по успешному оказанию услуг (выполнения работ) сопоставимого характера подтверждается следующими документами:
- копия контракта (договора) на оказание услуг (выполнение работ) сопоставимого характера.
- копия(и) акта(ов) приемки работ подтверждающего(их) приемку услуг (выполнение работ) по исполнению контракта (договора), подтвержденное копией(ями) акта(ов) приемки услуг (выполнения работ).
По исполненному контракту (договору) датой исполнения контракта (договора) считается дата акта оказания услуг (выполнения работ) или итогового акта оказания услуг (выполнения работ), подтверждающего приемку услуг (выполнение работ) по исполнению контракта (договора). Учитываются только исполненные контракты (договоры) на дату подачи заявки.
По успешному оказанию услуг участник закупки декларирует (в соответствии с рекомендуемой формой для заполнения "ОПЫТ УЧАСТНИКА ПО УСПЕШНОМУ ОКАЗАНИЮ УСЛУГ СОПОСТАВИМОГО ХАРАКТЕРА И ОБЪЕМА" (Приложение N1 к критериям оценки)) исполнение им контрактов (договоров), представленных по показателю критерия оценки.
Оценка заявок по указанному показателю осуществляется в соответствии с п. 23 Правил:
Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi), определяется по формуле:
НЦБi = КЗ х 100 х (Кi/Кmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается. Оценивается общее количество заключенных контрактов;
Кmax - максимальное предложение из предложений по показателю критерия оценки, сделанных участниками закупки.
Рейтинг, присуждаемый по критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" определяется по формуле:
Rki = НЦБi x 0,4".
Представитель Заказчика на заседание Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым:
"Итоговая оценка заявки Заявителя в размере 1,43 обусловлена тем, контракты (договоры), предоставленные ООО "Автодоропроект" в составе заявки, не соответствуют требованиям, установленным в критериях оценки заявок на участие в открытом конкурсе в части сопоставимости (аналогичности) предмету закупки.
Согласно пункту 1 раздела II Критериев оценки комиссией будет оцениваться количество контрактов/договоров сопоставимого характера.
Под услугами сопоставимого характера понимаются услуги/работы по техническому надзору (строительному контролю) за строительством и/или реконструкцией и/или капитальным ремонтом объектов капитального строительства1, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства", осуществляемые на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, услуг, услуг отдельными видами юридических лиц".
Между тем, в противоречие вышеуказанным требованиям, Заявителем предоставлено 33 из 36 контрактов (договоров), не на строительный контроль (технический надзор), а на оказание услуг по разработке проектной документации.
Более того, 9 контрактов (договоров) из общего количества, представленных Заявителем, заключены не в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, Федеральным законом N-223-ФЗ.
Следовательно, комиссией не были учтены контракты (договоры) несопоставимого характера".
Комиссия приходит к выводу, что процедура рассмотрения и оценки вторых частей заявок участников закупки проведена Конкурсной комиссией на основании критериев оценки, установленных Конкурсной документацией, что не противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
При этом, Комиссия отмечает, что в соответствии с частью 6 статьи 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены положения Конкурсной документации.
В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах.
Согласно извещению о проведении Конкурса датой окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе является 13.12.2021.
Вместе с тем, жалоба Заявителя поступила в Управление 21.12.2021.
На основании изложенного, в соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе указанный довод Заявителя на положения документации о закупке Комиссией не рассматривается.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Заказчиком в пункте 16 Информационной карты Конкурсной документации установлено, в том числе следующее:
"1. Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющихся объектом закупки, а именно: Участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства* Минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями ч. 12 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Уровень ответственности члена саморегулируемой организации (в разрезе каждого из вышеперечисленных фондов) должен быть не ниже третьего уровня, *за исключением случаев, перечисленных в ч. 2.1 и 2.2. ст. 52 Градостроительного кодекса РФ)".
При этом, согласно извещению о проведении Конкурса, объектом закупки является оказание услуг по техническому надзору за рекультивацией полигона твердых коммунальных отходов "Ядрово", что не относится к работам по строительному контролю строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Вместе с тем, представителем Заказчика на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, однозначно свидетельствующих о правомерности установления вышеуказанного требования к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 27 Правил установлено, что Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В Критериях оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" нестоимостного критерия "Квалификация" установлено, в том числе, следующее:
"Под услугами сопоставимого характера понимаются услуги/работы по техническому надзору (строительному контролю) за строительством и/или реконструкцией и/или капитальным ремонтом объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов (за исключением линий электропередач, линий связи, автомобильных дорог, железнодорожных линий, путепроводов, мостов, метро, фуникулеров, туннелей) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" осуществляемые на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, услуг, услуг отдельными видами юридических лиц".
При этом, Комиссия приходит к выводу о том, что установление в порядке оценки условия о том, что под сопоставимым характером понимаются услуги/работы по техническому надзору (строительному контролю) за строительством и/или реконструкцией и/или капитальным ремонтом объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов (за исключением линий электропередач, линий связи, автомобильных дорог, железнодорожных линий, путепроводов, мостов, метро, фуникулеров, туннелей) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" не соответствует предмету закупки, приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" не представляется возможным выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта.
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Автодорпроект" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 31, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела от 28.12.2021 N 50/06/52006ип/21 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 28 декабря 2021 г. N 50/06/52006ип/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.12.2021