На основании части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Р.С. Айвазяна,
членов Комиссии:
заместителя начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаевой,
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.А.Кочетовой,
при участии представителей интересов:
- МБУ "Город" (далее - Заказчик) - Л.В. Васильева, А.В. Коробов (по доверенности),
- Муниципальное казенное учреждение Департамент развития экономического потенциала территории и муниципального заказа Администрации города Симферополя Республики Крым (далее - Уполномоченное учреждение) - Д.М. Зелинский (по доверенности),
проведя внеплановую проверку по процедуре проведения закупки "Поставка Минипогрузчиков АНТ-1000" (извещение N0875300029421000457) (далее - Закупка),
УСТАНОВИЛА:
В ходе внеплановой проверки, проведенной на основании части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, на основании документов и пояснений, предоставленных Заказчиком, Комиссией установлено следующее.
23.11.2021 комиссией Крымского УФАС России была рассмотрена жалоба ООО "ДСТ-Волга" на документацию по Закупке. В результате рассмотрения жалобы было выявлено, что Заказчиком установлены требования, влекущие за собой ограничение количества участников закупки, а именно, установлены технические характеристики закупаемого товара, соответствующие только одному производителю и модели техники - "АНТ-1000"; также Заказчиком в техническом задании (описании объекта закупки) не предусмотрена возможность поставки эквивалентного товара; по отдельным характеристикам Заказчиком не определены максимальные и минимальные значения показателей (мощность, емкость, количество цилиндров, рабочий объем и т.д.); документация о Закупке содержит и требование о предоставлении товара с конкретным товарным знаком (АНТ-1000), и конкретных показателей. В результате анализа представленных материалов, пояснений сторон и документации о Закупке, комиссия Крымского УФАС России пришла к выводу о несоблюдении Заказчиком пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, что влечет нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе. Заказчику было выдано предписание о внесении изменений в документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе закреплено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно позиции ФАС России, установление в документации о закупке требований, допускающих к поставке товар единственного производителя, может ограничивать количество участников закупки и являться нарушением законодательства о контрактной системе.
При этом Комиссия Управления не ограничивает заказчика в праве на самостоятельное описание объекта закупки и установление особых характеристик товара, которые отвечают потребностям заказчика и необходимы ему с учетом специфики использования такого товара, однако полагает, что при подготовке к проведению закупки заказчику надлежит в должной мере изучить функционирующий рынок товаров, требуемых к поставке, исследовать вопрос наличия иных медицинских изделий, которые могли бы удовлетворить потребность заказчика, предпринять действия по обеспечению конкурентной среды при формировании Технического задания аукционной документации.
Комиссия отмечает, что если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он вправе устанавливать соответствующие требования к товарам в аукционной документации, но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки.
06.12.2021 Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок размещена измененная документация по Закупке.
В предмет Закупки включена возможность поставки минипогрузчиков АНТ-1000 или эквивалентов.
Согласно разделу IV. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ (ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ) установлены следующие требования к техническим, качественным и функциональным характеристикам:
Показатель |
Единица изм. показателя (при наличии) |
Значение показателей |
|||
Значение показателя, которое может изменяться |
Значение показателя, которое не может изменяться |
Ед. изм., шт. |
|||
|
2 |
||||
Вместимость ковша |
м3 |
От 0,52 до 0,62 |
|
||
Эксплуатационная мощность |
кВт |
От 55 до 61 |
|
||
Дизельный двигатель |
|
|
Производства стран ЕАЭС |
||
Количество цилиндров |
шт |
4 |
|
||
Рабочий объем |
куб.см |
От 4400 до 4750 |
|
||
Система охлаждения двигателя |
|
|
жидкостная |
||
Свечи накаливания |
|
|
наличие |
||
Емкость топливного бака |
л |
От 70 до 96,5 |
|
||
Грузоподъемность номинальная |
кг |
Не менее 1000 |
|
||
Ширина ковша |
мм |
От 1720 до 1995 |
|
||
Функция выравнивания ковша |
|
|
автоматическая |
||
Статическая опрокидывающая нагрузка |
кгс |
От 2000 до 2268 |
|
||
Дорожный просвет |
мм |
От 200 до 256 |
|
||
Расход топлива |
л/час |
От 5,5 до 5,7 |
|
||
Емкость аккумулятора |
Ач |
От 90 до 150 |
|
||
Длина |
мм |
От 3624 до 3730 |
|
||
Ширина |
мм |
От 1720 до 2000 |
|
||
Колесная база |
мм |
От 1125 до 1322 |
|
||
Максимальная скорость движения |
км/час |
Не менее 14 |
|
||
Высота поднятого ковша |
мм |
От 4215 до 4500 |
|
||
Высота шарнира ковша |
мм |
От 3480 до 3640 |
|
||
Угол разгрузки ковша |
град |
От 37 до 42 |
|
||
Трансмиссия: |
|
|
|
||
Привод |
|
|
Роликовая цепь со звездочками в герметичном картере цепной передачи, смазываемыми маслом. По две цепи с каждой стороны |
||
Тормоза |
|
|
Гидравлические встроенные в гидромотор |
||
Управления рабочими органами и ходом: |
|
|
|
||
Тип |
|
|
Сервоуправление (ход, стрела, ковш) Электроуправление (дополнительное оборудование) |
||
Давление |
Bar |
От 150 до 180 |
|
||
Тип гидромоторов |
|
|
Героторный гидромотор |
||
Количество гидромоторов |
шт |
2 |
|
||
Распределитель |
|
|
Трехсекционный |
||
Кабина, способ опрокидывания |
|
|
вперед |
||
Система безопасности |
|
|
Кресло оператора с кнопкой присутствия |
||
Проблесковый маячок (оранжевый цвет) |
|
|
Наличие |
||
Изображение (фотография, эскиз) не является обязательным .
|
|
Представители Заказчика пояснили, что под измененные технические характеристики подходят следующие товары:
-Мини-погрузчик МКСМ-1000А-1 "Производственная компания "Промтрак-тор";
-Мини-погрузчик МКСМ-1000НМ "ПАО Курганский машиностроительный за-вод";
-Мини-погрузчик европейской марки NEW HOLLAND L325 - официальный дистрибьютор Русбизнесавто".
Согласно пояснениям в Техническом задании установлены параметры "Высота шарнира ковша" от 3480 до 3640 (мм). Установка данных параметров обусловлена тем, что на балансе МБУ "Город" находятся автотранспорт марки КАМАЗ 6520 (КДМ-коммунальная дорожная машина). Высота КАМАЗ 6520 составляет при снаряженной массе 3070 мм. При установке на КАМАЗ 6520 бункера для противогололедного материала высота составляет 3690 мм., в подтверждение чего представлены копия технического паспорт на транспортное средство КАМАЗ 6520; фото-подтверждение наличия в МБУ "Город" транспортных средств КАМАЗ 6520 с изображением размеров высоты КАМАЗ 6520 с установленным бункером для противогололедного материала.
Также в данной редакции документации Заказчиком определены максимальные и минимальные значения показателей.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Прекратить проведение внеплановой проверки.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии Р.С. Айвазян
Члены Комиссии: Т.Д. Аблаева
Т.А. Кочетова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 28 декабря 2021 г. N 082/06/99-2037/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.01.2022