На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом
ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством видео-конференц-связи обращение ООО "ЭЦ-Технологии" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения Закона о контрактной системе в действиях Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа (далее - Заказчик), при проведении Заказчиком, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному обслуживанию систем жизнеобеспечения здания (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0134100004021000012) (далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего порядок оценки по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" (далее - Показатель) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий).
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе проведения внеплановой проверки 23.12.2021 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 28.12.2021.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС -18.11.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 12 300 000 рублей;
4) источник финансирования - федеральный бюджет;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 10.12.2021;
6) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки;
7) по результатам рассмотрения заявок 4 заявки участников признаны соответствующими требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе;
8) победителем Конкурса признано ООО "ВОСТСИБТЕХ" (далее - Победитель) с предложением о цене контракта в размере 12 000 000 рублей;
9) Заказчиком с Победителем заключен государственный контракт от 28.12.2021 N 1 (реестровая запись в ЕИС - 01341000040210000120001).
Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки по Показателю Критерия, поскольку Заказчиком установлены излишние требования по предоставлению контрактов, выполненных в рамках обеспечения конкретных систем жизнеобеспечения,с присуждением баллов по установленной в документации шкале, а также указанием конкретного наименования оборудования к системам жизнеобеспечения.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки.
Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели,то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с пунктом 29 Правил в случае использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Конкурсной документацией установлен следующий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе:
1) критерий "Цена контракта" - 60 %;
2) критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" - 10%;
3) Критерий - 30%.
Согласно порядку оценки Конкурсной документации по Показателю Критерия предусмотрен следующий порядок оценки: "предметом оценки являются представленные в составе заявки на участие в закупке документы и сведения об опыте участника по техническому обслуживанию систем жизнеобеспечения согласно видам (наименованиям) систем и/или оборудования, техническое обслуживание которых осуществлялось участником открытого конкурса в период с 2017 по 2021 годы на одном или нескольких объектах (зданиях, сооружениях). При этом срок обслуживания каждой заявляемой участником конкурса системы и/или оборудования (т.е. одного вида (наименования) системы и/или оборудования) на одном объекте (здании, сооружении) должен составлять не менее 1 года (полных 12 месяцев).
Лучшим условием исполнения контракта по данному показателю является наибольшее количество у участника открытого конкурса баллов согласно системам, техническое обслуживание которых подтверждено участником".
По Показателю Критерию оценивается опыт по обслуживанию систем жизнеобеспечения, в том числе автоматизированная система вентиляции включая "SWEGON Gold RX", резервная дизель-генераторная электрическая станция "GESAN DVA 505 E" мощностью 400 кВт и выше, кондиционирование включая чиллер "Clivet", трансформаторная подстанция с РУ-04, на базе оборудования "Schneider Electric", система бесперебойного электроснабжения включая ИБП EATON мощностью установки 300 КВа и более.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили,что порядок оценки заявок по Показателю Критерия установлен в Конкурсной документации с учетом потребностей Заказчика, поскольку у Заказчика установлены указанные системы жизнеобеспечения.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки Конкурсной документации по Показателю Критерия в части обслуживания конкретных систем жизнеобеспечения не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта, поскольку отсутствие опыта оказания услуг по обслуживанию конкретных систем жизнеобеспечения не свидетельствует об отсутствии у участников закупки опыта по оказанию услуг, сопоставимого с предметом осуществляемой закупки.
Кроме того, Конкурсной документацией установлено, что количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) "Квалификация участников закупки" (НЦБi), определяется согласно шкале:
" - система дымоудаления - 2 балла;
- автоматизированная система вентиляции включая "SWEGON Gold
RX" - 10 баллов;
- автоматизированная система оперативного диспетчерского контроля и управления зданием - 6 баллов;
- автоматическая установка газового пожаротушения - 2 балла;
- автоматическая установка порошкового пожаротушения здания и гаража - 2 балла;
- автоматическая установка пожарной сигнализации - 2 балла;
- резервная дизель-генераторная электрическая станция "GESAN DVA 505 E" мощностью 400 кВт и выше - 10 баллов;
- отопление - 5 баллов;
- кондиционирование включая чиллер "Clivet" - 10 баллов;
- система кондиционирования технологических помещений - 2 балла;
- система бесперебойного электроснабжения включая "ИБП EATON" мощностью установки 300 ква и более - 10 баллов;
- система контроля и управления доступом, включая рентенотелевизионный интроскоп "Astrophysics" и рамочные металлодетекторы - 10 баллов;
- система охранного телевидения - 2 балла;
- система охранной и тревожной сигнализации - 2 балла;
- система оповещения и управления эвакуацией при пожаре - 2 балла;
- автоматика водопровода и канализации - 2 балла;
- водопровод и канализация - 2 балла;
- автоматизированный индивидуальный тепловой пункт - 2 балла;
- трансформаторная подстанция с РУ-04, на базе оборудования "Schneider Electric" - 10 баллов;
- освещение и электроснабжение - 5 баллов;
- лифтовое оборудование - 2 балла".
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки Конкурсной документации по Показателю Критерия не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта, в связи с отсутствием установленной пропорциональной зависимости между присваиваемыми баллами и представляемыми участниками закупки сведениями по указанному показателю.
Кроме того, исходя из порядка оценки по Показателю Критерия не предоставляется возможным определить, какое именно количество баллов будет присвоено Конкурсной комиссией предложению участника закупки при предоставлении одного контракта по техническому обслуживания нескольких систем жизнеобеспечения, а также при предоставлении нескольких контрактов по техническому обслуживания одной системы жизнеобеспечения, в связи с чем указанный порядок оценки может быть применен Конкурсной комиссией по своему усмотрению и не в равной степени ко всем участникам закупки.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего ненадлежащий порядок оценки по Показателю Критерия, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилам, приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку Заказчиком заключен государственный контракт.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 28 декабря 2021 г. N П-249/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.01.2022