На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21 в части действий ФКУ "Центральное окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку цифровой системы ренгеновской диагностической стационарной общего назначения (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0373100056019000252) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила информация, содержащая сведения о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 22.07.2019;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 13 000 000 рублей;
4) источник финансирования - федеральный бюджет в рамках государственного оборонного заказа;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 31.07.2019;
6) на участие в Аукционе подана единственная заявка от участника закупки, которая допущена к участию в Аукционе;
7) в соответствии с частью 7 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан не состоявшимся, поскольку по окончанию срока подачи заявок подана единственная заявка ООО "Медицинская компания", которая признана соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе;
8) Заказчиком с ООО "Медицинская компания" заключен государственный контракт от 23.08.2019 N 1919188102522772209336700/
0373100056019000252_44654 (номер реестровой записи 1772209336719000184) по цене в размере 13 000 000 рублей.
Согласно информации, поступившей в ФАС России, Заказчиком неправомерно установлены требования к характеристикам медицинского оборудования, совокупность которых соответствует товару единственного производителя ООО "Дельрус МРЦ".
В соответствии с пунктом 36 документации об Аукционе закупка осуществляется в рамках государственного оборонного заказа в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
Пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Таким образом, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.
В соответствии со сведениями, размещенными в ЕИС, объектом закупки является поставка цифровой системы ренгеновской диагностической стационарной общего назначения (далее - Товар).
Пунктом 9.2 раздела 9 документации об Аукционе установлены, в том числе следующие технические характеристики "Стол-штатив телеуправляемый", "Компрессия", "Устройство или программное обеспечение для проведения линейной томографии", "Рентгеновский излучатель с рентгеновской трубкой и диафрагмой", "Решетка (растр)", "Рентгеновское питающее устройство", "УРИ", "Монитор", "Тяжелый защитный фартук (размер 46-54)", "Защитный набор пластин", "Средство измерения для контроля доз облучения пациентов с индикацией значения произведения дозы на площадь", "Коллиматор", "Плоскопанельный детектор для рентгенодиагностики", "Автоматизированное рабочее место лаборанта", "Медицинская рабочая станция", "Специальное программное обеспечение", "Автоматизированное рабочее место врача рентгенолога".
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что вышеуказанные характеристики Товара установлены исходя из потребности Заказчика и не противоречат положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Кроме того, представители Заказчика представили сведения, согласно которым, требованиям технического задания, установленным в документации об Аукционе, соответствует продукция как минимум трех производителей медицинского оборудования, а именно: ООО "Адани Рус", НПАО "Амико", ООО "Медград".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего вышеуказанные характеристики Товара, не противоречат законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать действия Заказчика в части формирования требований к характеристикам товара, поставка которого предусмотрена государственным контрактом, заключаемым по результатам проведения Аукциона, не противоречащими Закону о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 28 декабря 2021 г. N П-259/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.01.2022