На основании ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссией Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия Липецкого УФАС России) в составе: "_"
рассмотрено обращение, поступившее от областного бюджетного учреждения "Уполномоченный многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Липецкой области", и проведена проверка, содержащихся в нем фактов, свидетельствующих об уклонении ООО "ПИКС" от заключения контракта по итогам проведения электронного аукциона N 21-ЭА-81 Услуги по техническому обслуживанию автотранспортных средств (реестровый номер 0346200018521000081) (далее-электронный аукцион).
Проверка проведена при участии посредством видеоконференцсвязи представителя областного бюджетного учреждения "Уполномоченный многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Липецкой области" - "_" (по доверенности).
Проверка начата 28.12.2021, окончена 11.01.2022.
Место проведения проверки: г. Липецк, пл. Плеханова, д.1.
Комиссией Липецкого УФАС России при рассмотрении материалов, в рамках проведения проверки, установлено следующее.
В Липецкое УФАС России 27.12.2021, в порядке, установленном статьёй 104 Закона о контактной системе, от областного бюджетного учреждения "Уполномоченный многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Липецкой области" (далее по тексту - заказчик) поступили сведения, предусмотренные частью 3 указанной статьи. Согласно представленной информации, участник электронного аукциона - ООО "ПИКС" (далее по тексту также - ООО "ПИКС"; общество) в срок, предусмотренный статьей 96 Закона о контрактной системе, не представило обеспечение исполнения контракта, не подписало проект контракта, что свидетельствует о его уклонении от заключения контракта.
На основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, в связи с получением обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссией проведена внеплановая проверка в отношении действий заказчика при проведении электронного аукциона на предмет соблюдения требований Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 10.12.2021 N0346200018521000081-3 победителем электронного аукциона признано ООО "ПИКС", поскольку его заявка признана аукционной комиссией заказчика соответствующей требованиям документации об электронном аукционе, и им предложена наиболее низкая цена контракта.
Указанный протокол размещен 10.12.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее также - ЕИС).
Согласно ч.2 ст.83.2 Закона о контрактной системе (действующей на момент подписания проекта контракта), в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 настоящей статьи), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, а также включения представленной в соответствии с настоящим Федеральным законом информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Исходя из представленных заказчиком сведений установлено, что заказчик 15.12.2021 разместил проект контракта в единой информационной системе в сфере закупок для его подписания обществом.
В соответствии с ч.3 ст.83.2 Закона о контрактной системе (действующей на момент подписания проекта контракта), в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи. В случае, если при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме или электронного аукциона цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона или обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном документацией о соответствующей электронной процедуре, и информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
Регламентированный срок для подписания проекта контракта обществом - 20.12.2021 в 23:59 час.
Исходя из сведений, размещенных на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, следует, что ООО "ПИКС" не разместило на электронной площадке подписанный проект контракта.
При этом, исходя из представленных заказчиком сведений не следует, что обществом предоставлено обеспечение исполнения контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 83.2 Закона о контрактной системе (действующей на момент подписания проекта контракта) победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
22.12.2021 ООО "ПИКС" комиссией заказчика признано уклонившимся от заключения контракта в связи с тем, что общество в регламентированный срок не направило подписанные сертификатом усиленной электронной подписи проект контракта, необходимые документы об обеспечении исполнении контракта.
Частью 16 ст.83.2 Закона о контрактной системе (действующей на момент подписания проекта контракта) предусмотрено, что в случае наличия принятых судом или арбитражным судом судебных актов либо возникновения обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта одной из сторон в установленные настоящей статьей сроки, эта сторона обязана уведомить другую сторону о наличии данных судебных актов или данных обстоятельств в течение одного дня. При этом течение установленных настоящей статьей сроков приостанавливается на срок исполнения данных судебных актов или срок действия данных обстоятельств, но не более чем на тридцать дней. В случае отмены, изменения или исполнения данных судебных актов или прекращения действия данных обстоятельств соответствующая сторона обязана уведомить другую сторону об этом не позднее дня, следующего за днем отмены, изменения или исполнения данных судебных актов либо прекращения действия данных обстоятельств.
Представитель заказчика пояснил, что общество не уведомляло заказчика о возникновении у него обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта в установленный законом срок и предоставлению обеспечения исполнения контракта.
Из буквального и системного толкования положений ч.4 и ч.7 ст.104 Закона о контрактной системе следует, что антимонопольный орган при решении вопроса о наличии оснований для включения сведений о хозяйствующем субъекте в реестр недобросовестных поставщиков обязан проверить факты, исходя из информации и документов, свидетельствующих об уклонении победителя от заключения контракта, представленных заказчиком.
В связи с этим, исходя из предмета и цели регулирования Закона о контрактной системе, а также применяемого законодательства к правоотношениям в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, установлено, что, по своему характеру, включение в реестр недобросовестных поставщиков содержит в себе элементы как публичной, так и гражданской правовой ответственности.
С точки зрения административных правоотношений, как вида публичноправовых отношений, понятие и содержание вины юридического лица закреплено в ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, в силу которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, вина юридического лица в административных правоотношениях определена через призму возможности для соблюдения обязательных требований (правил и норм) и принятия лицом всех зависящих от него мер по соблюдению таких требований.
В силу п.1 ст.401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Следовательно, в рамках гражданско-правовых отношений вина лица определена через призму принятия мер для надлежащего исполнения обязательства, проявления заботливости и осмотрительности, то есть добросовестного поведения лица.
Таким образом, вне зависимости от вида юридической ответственности, общим критерием при определении вины юридического лиц является принятие лицом всех зависящих от него мер по соблюдению обязательных требований и проявление такой степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота.
В силу пункта 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
На заседании Комиссии не установлено, что победитель электронного аукциона проявил такую заботливость и осмотрительность, которые от него требовались при исполнении обязанности по подписанию проекта контракта и у него отсутствовало намерение уклониться от заключения контракта.
Доказательств обратного в материалы проверки не представлено.
Обстоятельств, установленных пунктом 14 Правил, исключающих включение сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков не установлено.
С учетом оценки фактических обстоятельств дела и представленных доказательств в их совокупности, а также учитывая вышеуказанные нормы Закона о контрактной системе, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу о том, что в данном случае материалами проверки подтверждена достоверность фактов, подтверждающих недобросовестность ООО "ПИКС", что служит основанием для включения сведений о данном лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Доказательств обратного в материалы проверки не представлено.
С учетом изложенного, на основании п. 13 Правил имеются законные основания для включения сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия Липецкого УФАС России, руководствуясь ст.99, ст. 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078,
РЕШИЛА:
1. В связи с уклонением ООО "ПИКС" от заключения контракта по итогам проведения электронного аукциона N 21-ЭА-81 Услуги по техническому обслуживанию автотранспортных средств (реестровый номер 0346200018521000081), на основании обращения областного бюджетного учреждения "Уполномоченный многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Липецкой области", включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года сведения об участнике электронного аукциона:
- общество с ограниченной ответственностью "ПИКС" ("_");
- директор: "_";
- предмет контракта - оказание услуг по техническому обслуживанию автотранспортных средств;
- начальная (максимальная) цена контракта 94 800,00 рублей;
- срок исполнения контракта - по 31.12.2022 года;
- дата подведения итогов электронного аукциона - 10.12.2021.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
22.12.2021 |
27.12.2021 |
27.12.2021 |
0 |
27.12.2021 |
11.01.2022 |
11.01.2022 |
0 |
14.01.2022 |
14.01.2022 |
0 |
0 |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 11 января 2022 г. N РНП-48-2с/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.01.2022