Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России), в ходе рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация "ИЛИР" (далее - ООО ЧОО "ИЛИР") от 23.12.2021 N1976/140 (вх. N6508-э от 23.12.2021) на действия заказчика - федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина" (далее - ФГБОУ ВО "СГУ им. Питирима Сорокина") при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Оказание охранных услуг", извещение N0307100005021000028 (далее - аукцион, закупка, жалоба),
при участии посредством веб-видеоконференции:
- <_>,
УСТАНОВИЛА:
1. ООО ЧОО "ИЛИР" в жалобе (вх. от 23.12.2021 N6508-э) просило рассмотреть жалобу посредством веб-видеоконференции.
В связи с чем, Коми УФАС России ООО ЧОО "ИЛИР", ФГБОУ ВО "СГУ им. Питирима Сорокина", акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - оператор) надлежащим образом о времени и способе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки извещены посредством электронной почты.
ООО ЧОО "ИЛИР" не обеспечило участие своего представителя в рассмотрении жалобы посредством участия в веб-видеоконференции.
С учетом законодательно установленных сроков жалоба рассмотрена в отсутствие представителей ООО ЧОО "ИЛИР", оператора.
ООО ЧОО "ИЛИР" в своей жалобе указывает, что заказчиком в Техническом задании документации об электронном аукционе неправомерно установлено требование о согласовании с заказчиком форменной одежды охранников.
По мнению заявителя, являясь самостоятельным юридическим лицом и обладая правом на оказание охранных услуг охранниками в специальной форменной одежде, частная охранная организация самостоятельно разрабатывает форменную одежду и знаки отличия для своих сотрудников в соответствии с нормами Закона РФ от 11.03.1992 N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N2487-1).
В связи с чем, ООО ЧОО "ИЛИР" считает, что заказчик не имеет права вмешиваться во внутренние дела охранной организации, в том числе в части определения форменного обмундирования охранников и знаков отличия.
На основании указанного, заявитель считает, что требование о согласовании с заказчиком форменной одежды охранников неправомерным, в том числе может привести к злоупотреблению со стороны заказчика, так как последний имеет право не согласовать форму, что позволит заказчику расторгнуть контракт в одностороннем порядке с исполнителем.
ФГБОУ ВО "СГУ им. Питирима Сорокина" в отзыве от 28.12.2021 N12/5275 (вх. от 28.12.2021 N5756), представителем на заседании Комиссии Коми УФАС России приведены возражения относительно доводов жалобы.
2. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в ред. по состоянию на 30.12.2021 (далее - Закон о контрактной системе), изучив материалы жалобы, пришла к нижеследующим выводам.
2.1. Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона явилось ФГБОУ ВО "СГУ им. Питирима Сорокина".
Объект закупки: Оказание охранных услуг.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 10 648 356,00 руб.
Источник финансирования закупки: средства бюджетного учреждения.
Извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) - 16.12.2021.
2.2. В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе аукцион в электронной форме.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно частям 2, 3 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В приложении N1 к документации об электронном аукционе "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" (далее - Техническое задание) установлены требования к оказываемым услугам.
В пункте 5.2 Технического задания установлены требования к внешнему виду и техническому оснащению сотрудников охраны:
Исполнитель должен обеспечить личный состав охраны формой одежды, согласованной с Заказчиком, иметь бэйдж установленной формы (включающий в себя: фотографию, ФИО, должность, название охранной организации).
В пункте 5.3 Информационной карты также установлены качественные (технические) и количественные требования к оказываемым услугам, в том числе необходимость обеспечения сотрудников охраны форменной одеждой, согласованной с Заказчиком.
В пункте 5.4.7 Информационной карты также указано следующее требование к оказываемым услугам: нахождение сотрудников охранного предприятия на рабочем месте в опрятной форменной одежде установленного образца со знаками различия, указывающими на принадлежность к охранному предприятию Исполнителя.
3. ФГБОУ ВО "СГУ им. Питирима Сорокина" в своем отзыве на жалобу (вх. от 28.12.2021 N5756) указывает следующее.
Частная охранная организация самостоятельно разрабатывает форменную одежду и знаки отличия для своих сотрудников в соответствии с нормами Закона N2487-1 и установленным порядком ношения форменной одежды, закрепленным в Постановлении Правительства РФ от 14.08.1992 г. N587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности".
При этом, оказание охранных услуг охранниками одного охранного предприятия в специальной форменной одежде осуществляется в одинаковой форменной одежде на всех охраняемых объектах, на которых охранники при оказании охранных услуг должны быть в форменной одежде. Нахождение охранников одного охранного предприятия на различных объектах охраны в различной форменной одежде и с различными знаками отличия законом не допускается.
Как указывает заказчик, целью согласования форменной одежды по пункту 5.2 Технического задания является единообразие внешнего вида сотрудников исполнителя на всех объектах заказчика. Данное условие позволяет, в том числе, соблюсти требования статьи 12 Закона N2487-1.
Так, в статье 12 Закона N2487-1 установлено, что оказание работниками частной охранной организации услуг в специальной форменной одежде должно позволять определять их принадлежность к конкретной частной охранной организации.
В целях недопущения ограничения конкуренции заказчиком не предъявлены требования к форменной одежде, в том числе форменной одежде конкретного образца.
В пункте 33 Информационной карты установлены требования к содержанию и составу заявки:
Первая часть заявки должна содержать лишь согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).
Следовательно, требования о согласовании форменной одежды с заказчиком не препятствует подачи заявки участником.
Кроме того, согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Заявителем - ООО ЧОО "ИЛИР" запросы о дачи разъяснения оспариваемого положения не направлялись.
В силу положений Закона о контрактной системе заказчик вправе определить в документации об электронном аукционе такие требования к качеству, характеристикам услуг, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Требования документации об электронном аукционе не противоречат положениям Закона о контрактной системе, в том числе статье 33 Закона о контрактной системе, так как не содержат указаний на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования, которые влекут за собой ограничение числа участников закупки.
ФГБОУ ВО "СГУ им. Питирима Сорокина" не предъявлены конкретные требования к форменной одежды охранников, а лишь установлено требования о согласовании формы в целях обеспечения однообразия внешнего вида охранников на всех объектах заказчика.
При описании объекта закупки заказчиком использованы стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся характеристик объекта закупки, содержащиеся в нормативных документах. Описание объекта закупки по позициям, указанным в жалобе заявителя, не является уникальным.
Исходя из изложенного выше, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к услугам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего. Так, при описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры к объекту закупок, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
При этом основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Таким образом, довод ООО ЧОО "ИЛИР" о нарушении ФГБОУ ВО "СГУ им. Питирима Сорокина" требований Закона о контрактной системе при формировании Технического задания не нашел своего подтверждения.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО ЧОО "ИЛИР" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 30 декабря 2021 г. N 011/06/64-1064/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.01.2022