Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <__.> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Печорская Сервисная Компания "Перспектива" (далее - ООО "ПСК "Перспектива") (адрес (место нахождения): 169600, Республика Коми, г. Печора, Железнодорожная ул., д. 65А, офис 1; ОГРН: 1151101010510, ИНН: 1105023744, КПП: 110501001) от 23.12.2021 N 25/39 (вх. N 6529э. от 24.12.2021) на действия заказчика - Администрации муниципального района "Печора" (далее - администрация МР "Печора") (адрес (место нахождения): 169607, Республика Коми, г. Печора, Ленинградская ул., д. 15; ОГРН: 1021100875575, ИНН: 1105012781, КПП: 110501001) в виде принятия решения об отказе от заключения контракта с ООО "ПСК "Перспектива" по итогам закупки, осуществленной путем проведения электронного аукциона "Приобретение 1- комнатной благоустроенной квартиры в г. Печора, общей площадью не менее 16,88 не более 28,88 кв.м.(F3)", извещение N 0107300009521000373 (далее - электронный аукцион, закупка, жалоба),
при участии посредством видео-конференц-связи:
- <__>, представителя ООО "ПСК "Перспектива" по доверенности от 29.12.2021 N 21/42;
- <__.>, представителя администрации МР "Печора" по доверенности от 29.12.2021 N 01-20-6996;
- <__..>, представителя администрации МР "Печора" по доверенности от 29.12.2021 N 01-20-6995;
- <__..>, представителя Управления финансов муниципального района "Печора" по доверенности от 30.12.2021 N 1064;
- <__.>, представителя Управления финансов муниципального района "Печора" по доверенности от 29.12.2021 N 1063,
УСТАНОВИЛА:
1. 24.12.2021 посредством электронной почты ООО "ПСК "Перспектива" подана жалоба на действия заказчика - администрации МР "Печора" в виде принятия решения об отказе от заключения контракта с ООО "ПСК "Перспектива" по итогам закупки, осуществленной путем проведения электронного аукциона "Приобретение 1- комнатной благоустроенной квартиры в г. Печора, общей площадью не менее 16,88 не более 28,88 кв.м.(F3)", извещение N 0107300009521000373.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба принята Коми УФАС России к рассмотрению.
ООО "ПСК "Перспектива", администрация МР "Печора", уполномоченный орган - Управление финансов муниципального района "Печора", АО "Сбербанк - АСТ" (далее - оператор электронной площадки) о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом извещены.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителя АО "Сбербанк-АСТ" не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
2. ООО "ПСК "Перспектива" обжаловано действие заказчика в виде отказа от заключения с обществом муниципального контракта на приобретение 1-комнатной благоустроенной квартиры в г. Печора, общей площадью не менее 16,88 не более 28,88 кв.м.(F3) по итогам закупки, осуществленной путем проведения электронного аукциона.
Основание отказа: отстранение участника закупки (ч. 9 ст. 31 Закона о контрактной системе).
Заявитель считает, что заказчиком допущены нарушения действующего законодательства и права общества.
Поясняет, что у общества в соответствии с требованиями пункта 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе отсутствует конфликт интересов под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
Отмечает, что у директора и членов коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества ООО "ПСК "Перспектива" отсутствует конфликт интересов с членами комиссии по осуществлению закупок, а также отсутствует конфликт интересов с руководителем Заказчика, с контрактным управляющим Заказчика, с руководителем контрактной службы Заказчика и другими лицами, указанными в пункте 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Просит в случае признания жалобы общества обоснованной выдать заказчику предписание об отмене протокола отказа от заключения контракта и обязать заключить контракт с ООО "ПСК "Перспектива", провести проверку соблюдения заказчиком действующего законодательства при принятии решения об отказе от заключения контракта по итогам закупки.
3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, ознакомившись с документацией об электронном аукционе, заявкой ООО "ПСК "Перспектива" на участие в электронном аукционе, доводами сторон, пришла к нижеследующим выводам.
3.1. Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона явилась администрация МР "Печора".
Решением Совета муниципального района "Печора" от 27.03.2018 N 6-23/254 (ред. от 30.03.2021) Управление финансов муниципального района "Печора" определено уполномоченным органом на осуществление функций на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением закупок у единственного поставщика, для муниципальных заказчиков (муниципальных органов, муниципальных казенных, бюджетных учреждений) муниципального образования муниципального района "Печора", за исключением полномочий по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возложенных на Министерство финансов Республики Коми в соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми от 10.12.2013 N 482 "О регулировании отдельных вопросов контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Коми".
Объект закупки - "Приобретение 1- комнатной благоустроенной квартиры в г. Печора, общей площадью не менее 16,88 не более 28,88 кв.м.(F3)".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 905 000,00 руб.
Источником финансирования закупки явились средства бюджета муниципального образования муниципального района "Печора", за счет средств субсидии на обеспечение мероприятий по расселению непригодного для проживания жилищного фонда: ГК - Фонд ЖКХ; республиканского бюджета Республики Коми.
Извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт, ЕИС) - 25.11.2021.
Дата и время окончания подачи заявок: 03.12.2021 07:00.
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 03.12.2021.
Дата проведения аукциона в электронной форме: 06.12.2021.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 07.12.2021 N 0107300009521000373-1 электронный аукцион в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе признан несостоявшимся. Единственный участник закупки - ООО "ПСК "Перспектива" признан соответствующим требованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе.
3.2. В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе аукцион в электронной форме.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Объектом оспариваемой закупки является: "Приобретение 1-комнатной благоустроенной квартиры в г. Печора, общей площадью не менее 16,88 не более 28,88 кв.м.(F3)".
Наименование и описание объекта закупки определены заказчиком в разделе III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об электронном аукционе.
Таблица N 1
N п/п |
Код товара (работ, услуг) в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности |
Наименование товара (работ, услуг) |
Единица измерения |
Количество |
1 |
68.10.11.000 |
Приобретение 1- комнатной благоустроенной квартиры в г. Печора, общей площадью не менее 16,88 не более 28,88 кв.м.(F3) |
квартира |
1 |
Таблица N 2
Характеристики | |
1.Место нахождения приобретаемой квартиры * |
Российская Федерация, Республика Коми, г. Печора, ____________* |
2. Вид недвижимого имущества |
квартира |
3. Общая площадь * |
Не менее 16.88 кв.м не более 28,88 кв.м. * |
4.Количество жилых комнат в квартире |
1 |
5.Этаж * |
1 в 2 этажном доме; Не выше 2 в 3 этажном доме; Не выше 3 в 4 этажном доме; Не выше 3 в 5 этажном доме; Не выше 3 в 9 этажном доме. * |
6.Планировка и перепланировка |
Соответствует поэтажному плану БТИ, что определяется на основании данных документов БТИ |
7.Коммуникации |
Наличие коммуникаций: -централизованная система холодного водоснабжения; - централизованные системы теплоснабжения, электроснабжения; - централизованное водоотведение; - газоснабжение (в соответствии с техническим паспортом дома)* - горячее водоснабжение; - наличие поверенных индивидуальных приборов учета: электроэнергии, ХВС, ГВС* |
8.Характеристика дома, в котором располагается квартира |
Многоквартирный жилой дом *: кирпичный ИЛИ железобетонный панельный, не признан аварийным, подлежащим сносу или реконструкции, непригодным для проживания. Многоквартирный жилой дом, не имеет мест общего пользования (туалетные комнаты, ванные комнаты, кухонные помещения), ранее не имел статус общежития, не имеет более 8 квартир на одном этаже одного подъезда. Квартира не находится в цокольном, мансардном, подвальном этажах жилого дома. |
"В жилом помещении горячее водоснабжение должно быть: централизованная система либо газовая колонка (в соответствии с техническим паспортом дома).
При наличии в числе собственников несовершеннолетних детей, граждан, признанных недееспособными, граждан, ограниченных в дееспособности - необходимо разрешение органов опеки и попечительства на совершение сделки от имени несовершеннолетнего, недееспособного, ограниченного в дееспособности.
Жилое помещение должно соответствовать:
- техническим и санитарным нормам, предъявляемым к жилым помещениям (в квартире чисто), не содержит недостатков или дефектов, препятствующих использованию его для проживания;
- отвечает установленным строительным, противопожарным нормам и правилам на момент подписания контракта;
- требованиям Заказчика (Приложение 2 к проекту контракта).
Системы отопления, водоснабжения, канализации, электроснабжения и газоснабжения (при наличии) находятся в исправном состоянии и соответствуют типовому проекту.
Для заключения контракта (до направления проекта контракта), участнику закупки необходимо предоставить:
- копию доверенности, выданную и оформленную в соответствии с гражданским законодательством (в случае если участник представляет интересы собственника квартиры) (ч.3 ст. 27 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, ст. 185 Гражданского кодекса РФ);
- копию выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, или иной документ, подтверждающий права собственности на отчуждаемое имущество, в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено требование о наличии документа, подтверждающего государственную регистрацию права собственности;
- наименование отделения банка, БИК банка, лицевой счет (для перечисления денежных средств Заказчиком Поставщику), карту партнера".
Согласно порядку оформления первой части заявки в части указания показателей товара: "по каждому помеченному в таблице 2 Технического задания специальным знаком (*) показателю участники закупки указывают одно конкретное значение из перечисленных, слова: "не более", "не менее", "не выше", "ИЛИ" должны быть исключены.
При заполнении таблицы 2 Технического задания необходимо учитывать все примечания к показателям вынесенным за поля Таблицы 2 Технического задания.
По всем остальным показателям значения не подлежат изменению и указываются участниками закупки в соответствии с таблицей 2 Технического задания".
3.3. Согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
10) участник закупки не является офшорной компанией, не имеет в составе участников (членов) корпоративного юридического лица или в составе учредителей унитарного юридического лица офшорной компании, а также не имеет офшорных компаний в числе лиц, владеющих напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества;
11) отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, наряду с прочим, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу пунктов 2, 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки), а также копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Заказчиком в пункте 30 раздела II "Информационная карта" документации об электронном аукционе установлены требования к содержанию, составу второй части заявки на участие в электронном аукционе: "В соответствии с требованиями настоящей документации об электронном аукционе и Федерального закона N 44-ФЗ вторая часть заявки должна содержать документы и информацию, предусмотренные частью 12.5 подраздела 12 раздела I настоящей документации, в том числе:
1. декларацию о соответствии требованиям, установленным пунктами 3-5, 7, 7.1, 9 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ (пунктами 2-5, 5.1, 7 части 2.2 подраздела 2 раздела I настоящей документации). Указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки".
Согласно частям 1, 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
На участие в электронном аукционе подана единственная заявка - ООО "ПСК "Перспектива", признанная аукционной комиссией соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе.
Частью 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе определено, что по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
07.12.2021 на официальном сайте размещен протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 07.12.2021 N 0107300009521000373-1.
13.12.2021 - заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи размещен проект контракта.
Регламентированный срок для направления ООО "ПСК "Перспектива" подписанных усиленной электронной подписью проекта контракта, документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта, либо формирования протокола разногласий к проекту контракта - 20.12.2021 в 23.59 ч.
20.12.2021 в 22.46 ч. ООО "ПСК "Перспектива" направлен протокол разногласий к проекту контракта.
Регламентированный срок для рассмотрения Заказчиком протокола разногласий к проекту контракта - 23.12.2021 в 23.59 ч.
23.12.2021 заказчиком принято решение об отказе от заключения контракта с ООО "ПСК "Перспектива" на основании части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3.4. В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Коми УФАС России установлено следующее.
Согласно части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
В соответствии с частью 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу статьи 18 Жилищного кодекса РФ право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.01.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Таким образом, для реализации квартиры в качестве товара, находящегося в гражданском обороте, необходимо наличие зарегистрированного права собственности. В виду специфики осуществления государственных и муниципальных закупок и в силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе - наличие такого права должно подтверждаться соответствующими документами о праве (выписка из Единого государственного реестра недвижимости/ свидетельство о государственной регистрации прав на жилое помещение (квартиру)).
В соответствии с частью 3 статьи 27 Закона о контрактной системе участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 1 статьи 182 ГК РФ сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
В силу части 1 статьи 185.1 ГК РФ доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок, а также на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В ходе ознакомления с документацией об электронном аукционе установлено, что заказчиком в документации об электронном аукционе (Техническом задании) установлено требование о предоставлении участником закупки для заключения контракта (до направления проекта контракта), в том числе следующих документов:
- копию доверенности, выданную и оформленную в соответствии с гражданским законодательством (в случае если участник представляет интересы собственника квартиры) (ч.3 ст. 27 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, ст. 185 Гражданского кодекса РФ);
- копию выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, или иной документ, подтверждающий права собственности на отчуждаемое имущество, в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено требование о наличии документа, подтверждающего государственную регистрацию права собственности.
Как следует из пояснений Администрации МР "Печора", представленных письмом от 28.12.2021 N 01-74-15777э. (вх. N 6624э. от 29.12.2021), а также озвученных в ходе заседания Комиссии Коми УФАС России, требуемые от участника закупки документы, указанные в Техническом задании, в срок до направления проекта контракта такому участнику не предоставлены.
Комиссией Коми УФАС России установлено, что ООО "ПСК "Перспектива" 20.12.2021 направлен протокол разногласий к проекту контракта (в виде заполненного проекта муниципального контракта). Согласно указанному проекту контракта Поставщик обязуется передать Заказчику 1-комнатную квартиру, общей площадью 28.8 кв.м., расположенную по адресу: Российская Федерация, Республика Коми, г. Печора, Печорский проспект, д. 84, кв. 3, принадлежащую на праве собственности <___.>.
Однако из представленных в материалы жалобы Заказчиком выписок из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 20.12.2021, 22.12.2021 площадь указанной квартиры составляет 30.6 кв.м., что не соответствует заявленной ООО "ПСК "Перспектива" в проекте муниципального контракта, а также в заявке на участие в электронном аукционе, площади, по состоянию на 20.12.2021 данное жилое помещение не находилось в собственности <__..>. Регистрация права собственности на <___> была оформлена только 21.12.2021.
Из представленных ООО "ПСК "Перспектива" в материалы жалобы копий документов следует, что доверенность на совершение ООО "ПСК "Перспектива" от имени <__..> всех необходимых действий на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ", в том числе действий, связанных с участием в электронном аукционе "Приобретение благоустроенной квартиры", а также подписания муниципального контракта, в том числе и средствами ключа электронной цифровой подписи, заключаемого по результатам проведения электронного аукциона, оформлена лишь 23.12.2021 (то есть после определения победителя закупки).
Таким образом, Комиссия Коми УФАС России, принимая во внимание изложенное выше, считает, что ООО "ПСК "Перспектива" не исполнив требование Технического задания в части предоставления до направления победителю закупки проекта контракта копий документов, а именно:
- копии доверенности, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством (в случае если участник представляет интересы собственника квартиры) (ч.3 ст. 27 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, ст. 185 Гражданского кодекса РФ);
- копии выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, или иной документ, подтверждающий права собственности на отчуждаемое имущество, в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено требование о наличии документа, подтверждающего государственную регистрацию права собственности,
предоставило при направлении 20.12.2021 протокола разногласий к проекту контракта недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям Технического задания.
Доказательств, подтверждающих факт своевременного направления обществом в адрес Заказчика указанных выше документов до принятия администрацией МР "Печора" решения об отказе от заключения муниципального контракта, ООО "ПСК "Перспектива" в материалы жалобы не представлено.
Следовательно, принятие 23.12.2021 Заказчиком решения об отказе от заключения контракта с ООО "ПСК "Перспектива" Комиссия Коми УФАС России считает правомерным.
3.5. Следует отметить, что одним из оснований, послуживших для принятия Заказчиком решения об отказе от заключения контракта с ООО "ПСК "Перспектива" по итогам указанной выше закупки, является наличие конфликта интересов и коррупционного фактора.
Заказчиком пояснено, что при детальном изучении данных было установлено, что директор ООО "ПСК "Перспектива" является гражданским мужем руководителя отдела координации размещения муниципальных закупок Управления финансов муниципального района "Печора" - <__..>, входящей в состав аукционной комиссии по оспариваемой закупке. Собственник жилого помещения по адресу: Республика Коми, г. Печора, Печорский проспект, д. 84, кв. 3 - <__..> является супругом родной сестры <__..>, то есть все участники сделки - выгодоприобретатели, состоящие в близких отношениях.
Отмечено, что <__.>, являясь руководителем отдела координации размещения муниципальных закупок Управления финансов муниципального района "Печора" и секретарем аукционной комиссии, имела доступ к закрытой информации о состоянии закупок, в том числе количестве заявок, поданных на каждый аукцион, имела влияние на членов комиссии, рассматривающих заявки.
Указано, что специалисту по противодействию коррупции администрации МР "Печора" дано поручение о проведении внутреннего расследования на предмет коррупционной составляющей и возможного сговора должностных лиц (в том числе работающих вне администрации МР "Печора").
Комиссия Коми УФАС России отмечает, что в силу требований части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, в частности Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Частью 1 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ установлены запреты на осуществление организатором закупки или заказчиком действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе на координацию деятельности участников закупки, создание преимущественных условий участия в закупке для отдельных её участников (в том числе путем открытия доступа к информации), нарушение порядка определения победителя закупки.
Круг лиц, одновременное участие которых при осуществлении закупок свидетельствует о конфликте интересов, определяется в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Комиссия Коми УФАС России полагает, что при определении конфликта интересов, который может иметь место при проведении аукциона в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, должностным лицом должны быть учтены положения Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", согласно которым под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) (часть 1 статьи 10 Федерального закона N 273-ФЗ). Под личной заинтересованностью лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, понимается возможность получения доходов (в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, связанным с ним корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2 статьи 10 Федерального закона N 273-ФЗ).
Между тем надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции не относится к компетенции антимонопольного органа. В связи с чем, Комиссией принято решение о направлении материалов указанной жалобы для рассмотрения по подведомственности в адрес Печорской межрайонной прокуратуры.
4. В ходе проведения внеплановой проверки в рамках рассматриваемой жалобы Комиссией Коми УФАС России установлено следующее.
Частями 9, 11 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
В случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным частями 9 и 10 настоящей статьи, заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем установления факта, являющегося основанием для такого отказа, составляет и размещает в единой информационной системе протокол об отказе от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о лице, с которым заказчик отказывается заключить контракт, о факте, являющемся основанием для такого отказа, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
Как следует из материалов жалобы, заказчиком в ходе процедуры заключения контракта 23.12.2021 принято решение об отказе от заключения муниципального контракта с ООО "ПСК "Перспектива" - единственным участником закупки, оформленное в протоколе от 23.12.2021 N ПОК1, размещенном на официальном сайте 23.12.2021.
Вместе с тем, протокол об отказе от заключения контракта от 23.12.2021 N ПОК1 не содержит информации о факте, являющемся основанием для такого отказа, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что в действиях администрации МР "Печора" имеет место нарушение части 11 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом стадии закупки, а также с учетом того, что допущенное Заказчиком нарушение в части оформления протокола не в полном объеме носит формальный характер, не влияющий на результат закупки, Комиссией Коми УФАС России принято решение предписание об устранении Заказчиком нарушения части 11 статьи 31 Закона о контрактной системе не выдавать.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПСК "Перспектива" необоснованной.
2. Признать администрацию МР "Печора" нарушившей часть 11 статьи 31 Закона о контрактной системе в виде неуказания в протоколе об отказе от заключения контракта от 23.12.2021 N ПОК1 информации о факте, являющемся основанием для такого отказа, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
3. Не выдавать администрации МР "Печора" предписание об устранении нарушения части 11 статьи 31 Закона о контрактной системе.
4. Решить вопрос о передаче уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России материалов жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
<__..> |
Члены Комиссии <__..>
<__..>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 30 декабря 2021 г. N 011/06/83/2-1066/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.01.2022