Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Детская городская больница N 22" (далее - Заказчик);
ОАО "НПП КП "Квант";
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 37971-ЭП/21 от 03.12.2021) на действия СПб ГБУЗ "Детская городская больница N 22" (Заказчик) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку электронных термометров и термоиндикаторов для контроля холодовой цепи в 2022 году (извещение N 0372200026221000307) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 26.11.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200026221000307. Начальная (максимальная) цена контракта - 455 947,94 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в ненадлежащее описание объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Комиссия УФАС, ознакомившись с представленными документами и сведениями, заслушав пояснения представителей сторон, приходит к следующим выводам.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с доводами Заявителя, Заказчиком в Приложении N2 к аукционной документации указан завышенный диапазон температур, а именно, от минус 40 _ +70 °С.
В соответствии с пунктом 4311 СанПин 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (далее - СанПин 3.3686-21), все средства температурного контроля должны иметь возможность фиксировать низкие (до -25°С и ниже) отрицательные температуры.
Выслушав доводы Заявителя и возражения Заказчика, Комиссия УФАС приходит к выводу, что указанный диапазон температур не соответствует установленным нормативам, применяемым в медицинских организациях, а именно СанПин 3.3686-21.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащее описание объекта закупки нарушают пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, данный довод жалобы является обоснованным.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с доводами Заявителя, Приложением N2 к документации об электронном аукционе, установлено требование о визуальном отображении (индикации) информации о результатах контроля температуры на жидкокристаллическом (ЖКИ) дисплее, что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, так как у производителей имеются приборы с более инновационной функцией отображения информации (на ПК операторам, на смартфон).
В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (вместе с "СанПиН 3.3686-21. Санитарные правила и нормы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 15.02.2021 N 62500), в котором указано:
4347. Термоиндикатор должен иметь возможность визуальной индикации/сигнализации о нарушении температурного режима.
4349. Контроль показаний термоиндикатора должен быть визуальным, простым, однозначным и не требующим дополнительных манипуляций с прибором.
Учитывая требования к термоиндикатору в соответствии с СанПиН 3.3686-21 очевидно, что данная продукция не требует подключения к компьютеру или к какому либо другому устройству.
Прибор, предлагаемый OAO "HПП KП "Квант" самостоятельно отправляет по сети NB-IOT информацию на компьютер оператора, а также информацию на смартфон.
Для обжалуемой закупки, использование подобных характеристик будет противоречить требованиям СанПиН 3.3686-21 и наименованию объекта закупки, которым является индикатор холодовой цепи электронный, а не термогигромет и не терморегистратор.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что указанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованными.
3. По мнению заявителя, Заказчиком неверно указан код ОКПД 2 26.51.70.190 "Приборы автоматические регулирующие и контрольно-измерительные прочие" для Термоиндекатор электронный для контроля "холодовой цепи", так как Термоиндикатор представляет собой оборудование для измерения и относится к коду ОКПД 2 26.51.51 "Гидрометры, термометры, пирометры, барометры, гигрометры и психрометры"
Заказчик не согласен с доводом заявителя и считает мнение о том, что термоиндикатор представляет собой оборудование для измерения, ошибочным.
Заказчик пояснил, что Термоиндикатор это средство контроля, как указано в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 4 от 28.01.2021 N 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (вместе с "СанПиН 3.3686-21. Санитарные правила и нормы...") п. 4320:
Для выявления нарушений температурного режима (выход за пределы заданных температурно-временных условия) используют средства контроля - термоиндикаторы для "холодовой цепи".
Помимо этого, в соответствии с описанием KTPУ к данной позиции лота, приведённым в Приложении N 2 к документации об электронном аукционе: Термоиндикатор электронный для контроля холодовой цепи многократного применения "Термотест Прима/2 бис" или эквивалент: Описание в соответствии с KTPУ: Электронное устройство, предназначенное для контроля температурного интервала при хранении термолабильных изделий (например, иммунобиологических препаратов, лекарственньгх средств, диагностических систем, крови и её продуктов и др.) в холодильных/морозильных камерах или специальных устройствах.
Кроме того, Письмом Минэкономразвития России от 18.04.2016 N Д28и-1033 разъяснено, что заказчик вправе самостоятельно определить код ОКПД2 путем соотнесения объекта закупки с соответствующим кодом и наименованием позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки в области применения.
Заявитель не представил доказательств, свидетельствующих о нарушении их прав и законных интересов.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что указанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованными.
4. В соответствии с доводами Заявителя, Заказчик в Приложении N2 к документации об аукционе, указан точное наименование изделия, а именно: "Термотест Прима/2Бис", чем нарушил нормы Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с Приложением N2 к документации об аукционе, Заказчик использовал упоминание на товарный знак, но при этом указал: Термоиндикатор электронный для контроля холодовой цепи многократного применения "Термотест Прима/2 бис" или эквивалент.
Потенциальный участник закупки вправе предложить иной товар, указав достоверные, фактические сведения (их точные значения), соответствующие технической документации производителя конкретного предлагаемого товара по всем показателям, требования к которым установлены в аукционной документации.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что указанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованными.
5. По мнению Заявителя, Заказчик ограничил конкуренцию по оспариваемой закупке, установив габаритные размеры термоиндикатора.
Заказчиком установлено требование к позиции 1 (Термометр электронный для контроля температурного режима в системе холодовой цепи с возможностью регистрации нарушений и приостановки контроля, автономный) Приложения N2 к документации об электронном аукционе:
Габаритные размеры термометра, мм: длина: менее 55 более 45; ширина: менее 38 более 32; высота: менее 22 более 16
И к позиции 2: ("Термоиндикатор электронный для контроля холодовой цепи многократного применения "Термотест Прима/2 бис" или эквивалент") Приложения N2 к документации об электронном аукционе:
Габаритные размеры, мм: длина: менее 55 более 45; ширина: менее 37 более 32; высота: менее 22 более 12; Macca г.: менее 27 более 20
Заказчик пояснил, что обозначение максимальных значений габаритов, обусловлено необходимостью оптимального размещения термометра в холодильном оборудовании; с учётом предполагаемого места использования ИМИ.
Заказчику неизвестно, товар какой марки или производителя ему будет поставлен. Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставки товара с указанными характеристиками и в заявленном объеме не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц и норм закона. Отслеживание межкорпоративных и технологических связей производителей и поставщиков не входит в круг обязанностей Заказчика. Необходимое количество предложений на поставку данной продукции у Заказчика имеется.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что указанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованными.
6. По мнению заявителя, требование о наличии Регистрационного удостоверения термоиндикатора является незаконным.
Предметом закупки являются изделия медицинского назначения.
В силу ч. 1 и ч. 4 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению(...). На территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п.п. 2 и 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению(...) Документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (далее - регистрационное удостоверение). Форма регистрационного удостоверения утверждается регистрирующим органом.
Вместе с тем с учетом положений ст. 66 Закона о контрактной системе и ст. 38 Закона об основах охраны здоровья граждан, документация об электронном аукционе на поставку оборудования для контроля температурного режима холодовой цепи для нужд учреждений здравоохранения должна содержать требование о наличии во второй части заявки копии регистрационного удостоверения на медицинские изделия, изделия являющиеся предметом аукциона (данная позиция также отражена в письме ФАС России от 23.10.2014 N АД/43043/14).
Заявитель не представил доказательств, свидетельствующих о нарушении их прав и законных интересов.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что указанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованными.
7. В соответствии с п. 2 и п. 6 Правил государственной регистрация медицинских изделий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждение Правил государственной регистрации медицинских изделий" государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы я прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетание между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем (изготовителем) для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека (далее - медицинские изделия).
Документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (далее - регистрационное удостоверение). Форма регистрационного удостоверения утверждается регистрирующим органом.
В ходе проверки информации на сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения http://www.roszdravnadzor.ru по наименованию медицинского изделия "Датчик температуры и относительной влажности комбинированный квант" (товар Заявителя) не соответствует ни одно регистрационное удостоверение. Иными словами: данное изделие не зарегистрировано и не имеет регистрационного удостоверения, что также подтверждает отсутствие возможности заключения договора с участником, который предложит данный товар.
С учетом изложенного, обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако в ходе заседания Комиссии УФАС, а также в составе жалобы Заявитель не представил документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм действующего законодательства в части обжалуемого довода.
Заявитель не представил доказательств, свидетельствующих о нарушении их прав и законных интересов.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что указанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 59, 64, 66, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ОАО "НПП КП "Квант" обоснованной в части пункта 1 мотивировочной части решения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 9 декабря 2021 г. N 44-6111/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.01.2022