Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
Комитета по образованию (далее - Заказчик);
СПб ГОООО "Всероссийское добровольное пожарное общество" (далее - Заявитель);
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 39723-ЭП/21 от 16.12.2021) на действия СПб ГБНОУ "Центр регионального и международного сотрудничества" (Заказчик) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту комплексных систем обеспечения безопасности (КСОБ) в учреждениях, находящихся в ведении Комитета по образованию в 2022-2023 годах (извещение N 0372200058821000043) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 01.12.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200001221000043. Начальная (максимальная) цена контракта - 35 283 467,64 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в отсутствии в составе документации о закупке утверждённых и прошедших экспертизу Регламентов по эксплуатации и техническому обслуживанию систем противопожарной защиты.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Комиссия УФАС, ознакомившись с представленными документами и сведениями, заслушав пояснения представителей сторон, приходит к следующим выводам.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель пояснил, что на руководителя организации возлагается обязанность по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности, в том числе к системам противопожарной защиты и разработке Регламента технического обслуживания систем противопожарной защиты, в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.
Регламенты по эксплуатации и техническому обслуживанию систем противопожарной защиты, разработанные и утвержденные руководителем организации являются Стандартом организации.
Такие регламенты декларируют требования к порядку эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения (далее - СОПБП) на данном конкретном объекте (в том числе к порядку технического обслуживания и ремонта, к порядку продления сроков эксплуатации, действиям персонала, использующего СОПБП).
Вместе с тем, в составе Конкурсной документации отсутствуют регламенты технического обслуживания, что не позволяет полноценно оценить порядок выполнения работ (оказания услуг), требования к ним и их объем, и не соответствует требованиям п.54 Правил противопожарного режима.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" стандарты организаций разрабатываются организациями самостоятельно исходя из необходимости их применения для обеспечения соответствующих целей, указанных в статье 3 настоящего Федерального закона.
Таким образом, в составе документации по закупке должны быть размещены Регламенты по эксплуатации и техническому обслуживанию систем противопожарной защиты, разработанные и утвержденные руководителем организации, а также прошедшие экспертизу.
Заказчик пояснил, что В техническом задании установлены требования к качеству услуг, к их техническим и функциональным и эксплуатационным характеристикам. Пункт 1.3.13. Технического задания содержит указания на перечень нормативных документов, которыми должен руководствоваться подрядчик при оказании услуг. Также в Техническом задании указано, что "Исполнитель обязан также руководствоваться иными нормативно-правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации и регулирующими порядок оказания услуг, а также технической и эксплуатационной документацией КСОБ".
Обслуживание систем АПС, СОУЭ, АУПТ, установленных в учреждениях, подведомственные комитету образования Санкт-Петербурга, осуществляются в рамках типовых регламентов, установленных, в том числе, ГОСТ Р 59636-2021, ГОСТ Р 59638-2021, ГОСТ Р 59638-2021. В связи с этим, разработка конкретизированных регламентов работ, не осуществляется.
На объектах защиты, подведомственные комитету образования Санкт-Петербурга, содержится проектная (рабочая) документация, содержащая в том числе инструкции заводов-изготовителей оборудования, которыми необходимо руководствоваться при осуществлении работ по техническому обслуживанию.
Техническое задание (с обязательными приложениями) содержит всю необходимую информацию, позволяющую оценить объем, необходимость и достаточность выполнения работ по техническому обслуживанию систем противопожарной защиты.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу, что потребности заказчика определены максимально полно и конкретно. В связи с этим, утверждение о том, что потребности заказчика не определены, не соответствует действительности.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 8, 33, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу СПб ГОООО "Всероссийское добровольное пожарное общество" необоснованной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 декабря 2021 г. N 44-6112/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.01.2022