Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей Служба охраны по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы охраны Российской Федерации (далее - Заказчик):;
в отсутствие представителей ООО "ВентПРО" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленных о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 40594-ЭП/21 от 23.12.2021) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на услуги по техническому обслуживанию зданий, инженерных систем и оборудования (извещение N 0172100011321000049) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 01.12.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172100011321000049.
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 503 821,45 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились, в установлении ненадлежащего порядка оценки конкурсных заявок.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки является предметом нестоимостной оценки заявки, полученной от участника закупки.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу п.п. 10 и 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению либо оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций, заказчик обязан установить следующие величины значимости критериев оценки:
значимость стоимостных критериев оценки - 40 процентов;
значимость нестоимостных критериев оценки - 60 процентов.
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), допускается установление в документации о закупке в качестве нестоимостных критериев оценки исключительно критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", показателей такого критерия, указанных в пункте 27(2) настоящих Правил.
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению либо оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций, заказчик обязан установить показатель, указанный в подпункте "б" пункта 27 настоящих Правил. При этом значимость показателя должна составлять не менее 45 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
В соответствии с п. 25 Правил Показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по показателю "функциональные, потребительские свойства товара", следовательно, в случае его использования, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Анализ конкурсной документации показал, что в рамках нестоисмостных критерия оценки Заказчиком использован, в том числе, показатель "Качество услуг, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки" и его оценка:
1. Оценка заявок по нестоимостному критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
1.1. В отношении показателя "Качество услуг":
1.1.1. Максимальное количество баллов по данному показателю составляет 100 (сто).
1.1.2. По данному показателю оценивается:
- наличие у участника закупки функционирующей круглосуточно аварийно-диспетчерской службы;
- время принятия мер с момента подачи заявки Заказчиком по устранению неисправностей аварийного характера и неисправностей, препятствующих нормальной эксплуатации Объектов;
- наличие у участника закупки внедренной системы менеджмента качества, соответствующей требованиям национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) "Системы менеджмента качества. Требования".
2.1.3. Качество услуг подтверждается предоставлением копий следующих документов:
Таблица N 3
N п/п |
Наименование оценки |
Подтверждающие документы*(1) |
1 |
2 |
3 |
1 |
Наличие у участника закупки функционирующей круглосуточно аварийно-диспетчерской службы |
Выписка из приказа (положения) о создании функционирующей круглосуточно аварийно-диспетчерской службы. |
2 |
Время принятия мер с момента подачи заявки Заказчиком по устранению неисправностей аварийного характера и неисправностей, препятствующих нормальной эксплуатации Объектов |
Участник закупки декларирует в произвольной форме время принятия мер с момента подачи заявки Заказчиком по устранению неисправностей аварийного характера и неисправностей, препятствующих нормальной эксплуатации Объектов |
3 |
Наличие у участника закупки внедренной системы менеджмента качества, соответствующей требованиям национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) "Системы менеджмента качества. Требования" |
Сертификат, выданный уполномоченным органом |
2.1.4. Количество баллов, присуждаемых по данному показателю, определяется по шкале оценки:
Таблица N 4
N п/п |
Значение показателя |
Количество присуждаемых баллов |
1 |
2 |
3 |
1 |
Наличие у участника закупки функционирующей круглосуточно аварийно-диспетчерской службы с действующими одним (или более) городским стационарным и одним (или более) мобильным номером телефона, с круглосуточным дежурным автомобилем с водителем. |
45 |
2 |
Наличие у участника закупки функционирующей круглосуточно аварийно-диспетчерской службы с действующими одним (или более) городским стационарным и одним (или более) мобильным номером телефона. |
20 |
3 |
Наличие у участника закупки функционирующей круглосуточно аварийно-диспетчерской службы с действующими одним городским стационарным или одним мобильным номером телефона. |
0 |
4 |
Время принятия мер: - по устранению неисправностей аварийного характера - в течение 1 (одного) или менее часа с момента подачи заявки Заказчиком; - неисправностей, препятствующих нормальной эксплуатации Объектов - в течение 12 (двенадцати) или менее часов с момента подачи заявки Заказчиком |
45 |
5 |
Время принятия мер: - по устранению неисправностей аварийного характера - в течение 2 (двух) часов с момента подачи заявки Заказчиком; - неисправностей, препятствующих нормальной эксплуатации Объектов - в течение 24 (двадцати четырех) часов с момента подачи заявки Заказчиком |
20 |
6 |
Время принятия мер: - по устранению неисправностей аварийного характера - в течение более 2 (двух) часов с момента подачи заявки Заказчиком; - неисправностей, препятствующих нормальной эксплуатации Объектов - в течение более 24 (двадцати четырех) часов с момента подачи заявки Заказчиком |
0 |
7 |
Наличие у участника закупки внедренной системы менеджмента качества, соответствующей требованиям национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) "Системы менеджмента качества. Требования" |
10 |
8 |
Отсутствие у участника закупки внедренной системы менеджмента качества, соответствующей требованиям национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) "Системы менеджмента качества. Требования" |
0 |
2.1.5. Количество балов по показателю "Качество услуг" корректируется с учетом коэффициента значимости указанного показателя:
где:
- количество баллов, присуждаемое i-й заявке по показателю "Качество услуг" критерия;
- коэффициент значимости показателя критерия - ;
- общее количество баллов, присуждаемое по показателю критерия, согласно предложению участника закупки.
2.1.6. Для получения оценки (значения в баллах) по показателю для каждой заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами комиссии.
2.1.7. В отношении данного показателя присваивается 0 (ноль) баллов в случае:
- не указания участником закупки сведений по данному показателю или указания информации о качестве услуг, по которой в соответствии со шкалой оценки присваивается 0 (ноль) баллов;
- отсутствия в составе заявки документов, подтверждающих качество услуг;
- представления информации, не соответствующей условиям оценки.
2.2. Количество баллов, присуждаемое заявке по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", равен количеству балов по показателю "Качество услуг":
2.3. Рейтинг заявки по критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" равен оценке в баллах, полученной участником закупки по результатам оценки по критерию оценки с учетом коэффициента значимости критерия оценки:
Конкурсная документация содержит предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю) и инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией, что соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
В силу ч.ч. 1 и 9 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из анализа ч.ч. 1 и 9 ст. 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
В данной части конкурсная документация содержит исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателям), при этом каких-либо доказательств, свидетельствующих о невозможности выявления лучших условий исполнения контракта на основании спорного порядка оценки Заявителем не представлено.
Доказательств, которые подтверждали бы наличие каких-либо ограничительных факторов Заявитель не представил, при этом, учитывая, что Закон о контрактной системе, а также Правила не ограничивают право Заказчика самостоятельно формировать перечень документов и информации, подтверждающих соответствие, следовательно, данный довод жалобы не находит своего подтверждения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 32, 54.1, 54.2, 54.3, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ВентПРО" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
-------------------------------------------
*(1) В первой части заявки участника закупки (в том числе в подтверждающих документах в соответствии со столбцом 3 таблицы N 3) не допускается указание сведений об участнике закупки. В противном случае участник закупки не допускается к участию в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 54.5. Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30 декабря 2021 г. N 44-6101/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.01.2022