Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):
СПб ГБУ "Мостотрест" (далее - Заказчик):
ООО "Заслон" (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 39501-ЭП/21 от 15.12.2021) на действия аукционной комиссии при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на услуги по защите 24 объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства (извещение N 0172200002521000511) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 30.11.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002521000511. Начальная (максимальная) цена контракта - 80 735 606,25 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном признании заявки ООО "Заслон" не соответствующей требованиям аукционной документации.
Уполномоченный орган, Заказчик с доводами жалобы не согласны по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Комиссия УФАС, ознакомившись с представленными документами и сведениями, заслушав пояснения представителей сторон, приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 указанной статьи, не допускается (ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе, принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается. Заявка на участие в электронном аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в связи с отсутствием в ней информации и электронных документов, предусмотренных пунктом 5 части 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, а также пунктом 6 части 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 8 ст. 69 Закона о контрактной системе, результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе. Указанный протокол должен содержать информацию о порядковых номерах пяти заявок на участие в таком аукционе (в случае принятия решения о соответствии пяти заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, или в случае принятия аукционной комиссией на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми участниками такого аукциона, принявшими участие в нем, решения о соответствии более чем одной заявки на участие в таком аукционе, но менее чем пяти данных заявок установленным требованиям), которые ранжированы в соответствии с частью 18 статьи 68 указанного Федерального закона и в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией о таком аукционе, или, если на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми его участниками, принявшими участие в нем, принято решение о соответствии установленным требованиям более чем одной заявки на участие в таком аукционе, но менее чем пяти данных заявок, а также информацию об их порядковых номерах, решение о соответствии или о несоответствии заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о нем, с обоснованием этого решения и с указанием положений указанного Федерального закона, которым не соответствует участник такого аукциона, положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем, информацию о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждой заявки на участие в таком аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 14.12.2021 N91516, заявка ООО "Заслон" признана несоответствующей требованиям документации.
"Основание для отказа в принятии банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на основании п. 2, 3 ч. 6 ст. 45 ФЗ N 44.
Представленная в качестве обеспечения заявки банковская гарантия от 07.12.2021 N ЭГ- 253299/21 участника закупки не соответствует требованиям п. 2 ч. 2 ст. 45 ФЗ N 44, пп. 2 п. 16.23 р. 16 "Размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок, условия банковской гарантии" документации о закупке, а именно:
В банковской гарантии указаны несоответствующие обязательства Принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией, а именно:
- непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных Законом, до заключения контракта БЕНЕФИЦИАРУ обеспечения исполнения контракта, заключаемого по итогам Закупки;
В соответствии с положениями банковской гарантии от 07.12.2021 N ЭГ- 253299/21 Бенефициаром выступает Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга.
В соответствии с пп. 2 п. 16.23 р. 16 "Размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок, условия банковской гарантии" документации о закупке, безотзывная банковская гарантия должна содержать следующие условия исполнения гарантом своих обязательств в части неисполнения принципалом своих обязательств: "- уклонение или отказ участника закупки заключить контракт; - непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных Законом, до заключения контракта заказчику обеспечения исполнения контракта".
Поскольку заключение контракта осуществляется заказчиком по закупке, а не Бенефициаром, которым в соответствии с положениями банковской гарантии выступает Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга, указание в банковской гарантии условия, подразумевающего возможность заключения контракта с Комитетом по государственному заказу Санкт-Петербурга, а так же предоставления Комитету по государственному заказу Санкт-Петербурга обеспечения исполнения контракта, не позволяет надлежащим образом определить сторону соответствующего обеспечиваемого обязательства в случае его неисполнения.
В соответствии условиями документации о закупке заключение контракта осуществляется с заказчиком, которым является Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Мостотрест".
Кроме того, в соответствии условиями документации о закупке предоставление обеспечения исполнения контракта осуществляется в отношении заказчика, которым является Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Мостотрест".
Таким образом, указанные нарушения являются основанием для отказа в принятии банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на основании п. 2, 3 ч. 6 ст. 45 ФЗ N 44.
Позиция подтверждена решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.10.2016 по делу N А 56-28943/2016, а также решениями комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок от 13.04.2021 по делу N 44-1707/21 (извещение об осуществлении закупки N 0172200002521000011), от 30.09.2021 по делу N 44-4497/21 (извещение об осуществлении закупки N 0172200002521000238), от 25.10.2021 по делу N 44-4888/21 (извещение об осуществлении закупки N 0172200002521000361).".
Согласно ч. 2 ст. 44 Закона о контрактной системе, обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки.
В силу ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе, банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных ч. 15 ст. 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия банковской гарантии с учетом требований ст.ст. 44 и 96 настоящего Федерального закона;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
Частью 6 ст. 45 Закона о контрактной системе установлено, что основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в ч.ч. 2 и 3 настоящей статьи;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, установленный ч. 5 настоящей статьи, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа (ч. 7 ст. 45 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п. 7 ст. 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).
Из содержания документации следует, что Заказчиком установлены следующие требования к обеспечению заявки на участие в рассматриваемом аукционе:
"Участник электронного аукциона обязан представить обеспечение заявки, в размере 807 356 рублей 06 копеек".
В случае предоставления обеспечения заявки в форме банковской гарантии участник аукциона предоставляет банковскую гарантию на сумму, указанную в пункте 16.1 настоящего раздела настоящей аукционной документации.
Бенефициаром по такой банковской гарантии выступает Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга: ИНН 7842304108, КПП 784201001, Получатель: УФК по г. Санкт-Петербургу (Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга,) Реквизиты банковского счета: СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ГУ БАНКА РОССИИ/УФК ПО г. Санкт-Петербургу, БИК 014030106, р/с 40102810945370000005, к/с 03100643000000017200 КБК (поле N104 платежного поручения) 83411610056020000140, ОКТМО (поле N105 платежного поручения) 40911000. При этом исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на указанный счет.
Банковская гарантия, выданная участнику аукциона банком для целей обеспечения заявки на участие в аукционе, должна соответствовать требованиям статьи 45 Закона.
Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок.
Участник аукциона в случае предоставления обеспечения заявки в виде банковской гарантии одновременно с подачей заявки направляет оператору электронной площадки посредством аппаратно-программного комплекса электронной площадки информацию об уникальном номере реестровой записи из реестра банковских гарантий, предусмотренного частью 8 статьи 45 Закона.
Оператор электронной площадки осуществляет взаимодействие с реестром банковских гарантий в соответствии с требованиями, установленными в соответствии с частью 2 статьи 24.1 Закона.
Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом уполномоченному органу, в установленных частью 15 статьи 44 Закона случаях;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
безотзывная банковская гарантия должна содержать следующие условия исполнения гарантом своих обязательств в части неисполнения принципалом своих обязательств:
- уклонение или отказ участника закупки заключить контракт;
- непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных Законом, до заключения контракта заказчику обеспечения исполнения контракта.
3) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими бенефициару;
4) срок действия банковской гарантии с учетом требований статьи 44 Закона. Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок;
5) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, представляемых бенефициаром банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии;
6) обязанность гаранта уплатить бенефициару неустойку в размере 0,1 % денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки.
Комиссия УФАС, ознакомившись с представленной Заявителем в качестве обеспечения заявки банковской гарантии констатирует следующее.
В банковской гарантии указаны несоответствующие обязательства Принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией, а именно:
- непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных Законом, до заключения контракта БЕНЕФИЦИАРУ обеспечения исполнения контракта, заключаемого по итогам Закупки;
В соответствии с положениями банковской гарантии от 07.12.2021 N ЭГ- 253299/21 Бенефициаром выступает Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга, а не государственный Заказчик - СПб ГБУ "Мостотрест", которому участник закупки должен в силу прямого указания Закона представить обеспечение исполнения контракта.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что решение аукционной комиссии о несоответствии представленной Заявителем банковской гарантии требованиям документации является обоснованным, а, следовательно, у аукционной комиссии отсутствовали основания для принятия решения о соответствии заявки Заявителя требованиям аукционной документации.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС находит доводы Заявителя необоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Заслон" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 декабря 2021 г. N 44-6136/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.01.2022