Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Резцовой А.М.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С. И.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В.
от заказчика - Голубцова О.Н.
от ООО "Палладиум" - Стариков А.С.
УСТАНОВИЛА:
Заказчик - ГБУЗ СК "Курская РБ" в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и пунктом 7 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 года N 1078, направил в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Палладиум" и указал, что ООО "Палладиум" не исполнил условия контракта, в связи, с чем заказчик в одностороннем порядке расторг контракт.
В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ и пункта 13 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ООО "Палладиум" в реестр недобросовестных поставщиков, по факту осуществления закупки путём проведения аукциона в электронной форме N 0121200004721000182 выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт врачебной амбулатории села Полтавское ГБУЗ СК "Курская РБ", расположенной по адресу: Ставропольский край, Курский район, село Полтавское, улица Грейдерная,1" в рамках программы модернизации первичного звена здравоохранения в Ставропольском крае со сроком реализации в 2021-2025 годах, назначено время и место осуществления проверки сведений поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
При рассмотрении обращения заказчик пояснил следующее:
Между государственным бюджетным учреждением здравоохранения Ставропольского края "Курская районная больница" (далее - Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Палладиум" (далее -Подрядчик) по результатам электронного аукциона N 0121200004721000182 заключен контракт N 182-03-2021 от 29 марта 2021 г. на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт врачебной амбулатории села Полтавское ГБУЗ СК "Курская РБ", расположенной по адресу: Ставропольский край, Курский район, село Полтавское, улица Грейдерная, 1" в рамках программы модернизации первичного звена здравоохранения в Ставропольском крае со сроком реализации в 2021-2025 (далее - Контракт, Объект соответственно).
Пунктом 4.1 Контракта установлен срок окончания работ - 01 июля 2021 года. В нарушение условий контракта работы к установленному сроку завершены не были.
В соответствии с пунктом 5.3.1. Контракта подрядчик обязан выполнить Работы в соответствии с условиями Контракта, в соответствии с проектно-сметной документацией, по цене Контракта, указанной в п. 2.1 Контракта, строительными нормами и правилами.
В ходе исполнения Контракта Подрядчик неоднократно нарушал условия контракта, затягивал исполнение обязательств, действуя недобросовестно, пытался внести незаконные изменения в контракт, а так же неоднократно предъявлял к оплате документы на выполнявшиеся работы либо завышенные объемы выполненных работ. Данные обстоятельства подтверждаются следующим:
22.04.2021 Подрядчиком представлены акты выполненных работ, оформленные ненадлежащим образом - отсутствовала подпись представителя Подрядчика. Акты возвращены Подрядчику для надлежащего оформления с сопроводительным письмом (исх. N1640 от 26.04.2021).
04.05.2021 Подрядчиком представлен пакет документов, датированных 06.05.2021 и 07.05.2021, в который были включены акты на фактически не выполненные на тот момент работы, а именно - демонтаж кровли. Пакет документов был возвращен Подрядчику для надлежащего оформления с сопроводительным письмом (исх. N1744 от 06.05.2021).
В ходе исполнения контракта для урегулирования спорных моментов по контракту 27.05.2021 года было проведено рабочее совещание на Объекте, по результатам которого стороны достигли соглашения что вопросы, послужившие основанием для приостановки работ, урегулированы и подрядчик обязуется возобновить работы после согласования локального сметного расчёта (далее - ЛСР), что было отражено в протоколе рабочего совещания. Однако, действуя недобросовестно, Подрядчик представил проект ЛСР только 05.06.2021, при этом включил в проект несогласованные изменения, в том числе такие, которые прямо запрещены действующим законодательством - замена материалов на иные, с ухудшенными характеристиками, а так же завышенное количество материалов. Данные факты отражены в претензионной переписке - письмо Заказчика исх. N2234 от 07.06.2021, письмо Подрядчика исх. N193 от 07.06.2021. ЛСР был согласован Заказчиком 09.06.2021 (письмо - согласование исх. N2316 от '09.06.2021), однако, несмотря на выполнение Заказчиком договоренностей, достигнутых в ходе рабочего совещания 27.05.2021, Подрядчик не возобновил работы на объекте.
После неоднократных требований Заказчика (исх. N2321 от 09.06.2021, - исх. N2343 от 10.06.2021, N2475 от 21.06.2021) работы на объекте были возобновлены 24.06.2021.
Заказчиком в соответствии с п. 5.2.16 Контракта функции строительного контроля на Объекте были переданы третьему лицу -индивидуальному предпринимателю Гордиенко Татьяне Васильевне (далее -Стройконтроль). При проверке выполненных работ Стройконтролем неоднократно выявлялись факты предъявления к оплате завышенных объемов либо фактически не исполненных работ, о чем письменно сообщалось Заказчику и Подрядчику (письма ИП Гордиенко Т.В. исх. N37 от 11.06.2021, исх. N48 от 05.08.2021, исх. N55 от 23.09.2021). Повторное представление документов на оплату затягивалось Подрядчиком. Факты некачественного выполнения работ фиксировались комиссией Заказчика с составлением актов (от 01.07.2021, 20.08.2021, 23.09.2021).
Так же, Подрядчиком игнорировалась претензионная переписка, нарушались сроки, установленные Контрактом для ответа на претензии. В нарушение п. 11.1. Контракта, обязующего сторону дать ответ по полученной претензии в течение 10 календарных дней, Подрядчиком ответы на претензионные письма направлялись позже установленного срока (письма Подрядчика исх.N300 с ответом на претензии от 15.07.2021, 06.08.2021, 18.08.2021 - нарушение срока на 52 календарных дня, исх.N 301 от 14.09.2021 с ответом на претензию от 23.08.2021 и 25.08.2021 - нарушение срока на 10 календарных дней).
В соответствии с п. 5.3.28 Контракта Подрядчик обязан по письменному требованию Заказчика предоставлять еженедельные отчеты о ходе работ. Заказчиком (исх. N4165 от 06.09.2021) запрашивались отчёты о ходе работ - до настоящего времени ответа от Подрядчика не поступило, отчеты не представлены.
В соответствии с п.2.1 Контракта цена контракта составляет 5 322 121,53 рубля. При предъявлении Подрядчиком документов на фактически выполненные работы надлежащего качества Заказчиком производилась оплата в соответствии с положениями раздела 3 Контракта. Всего оплачено 4 528 290 (четыре миллиона пятьсот двадцать восемь тысяч двести девяносто) рублей 33 копейки (платежные поручения N 1482 от 04.06.2021, N 1936 от 20.07.2021, N 2021 от 05.08.2021, N 3212 от 18.08.2021 и N 3213 от 18.08.2021).
15.09.2021 года Заказчиком был получен пакет документов на оплату выполненных работ, датированный 30.07.2021. В нарушение пункта 6.5 контракта в составе пакета документов отсутствовали предусмотренные контрактом документы:
* общий журнал работ по форме, согласно Приказу Ростехнадзора от 12.01.2007 N 7 "Об утверждении и введении в действие Порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства" (вместе с "РД-11-05-2007...")
* журнал учета выполненных работ (этапа работ) (форма N КС-ба);
* исполнительные схемы
* акты освидетельствования скрытых работ в соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 года N 1128
- сертификаты, технические паспорта, подтверждающие качество примененных материалов, изделий, конструкций.
Согласно пункта 6.5. Контракта предоставление вышеуказанных документов не в полном объеме и/или оформленными ненадлежащим образом являются безусловным основанием для их возврата Подрядчику и рассмотрения таких документов для целей Контракта как не поданных.
В ходе проверки представленных документов и фактически выполненных работ Стройконтролем выявлены нарушения - предъявление к оплате завышенных объемов работ, предъявление к оплате примененных материалов, не соответствующих ЛСР, предъявление к оплате работ, фактически принятых и оплаченных ранее, предъявление к оплате работ с неизвестным объемом. Данные нарушения были отражены Стройконтролем в письме и направлены в адрес Заказчика и Подрядчика (письмо ИП Гордиенко Т.В. исх.N55 от 23.09.2021)
Так же, при изучении представленной документации, были выявлены несогласованные изменения ЛСР, внесенные Подрядчиком в одностороннем порядке, что не допускается ни условиями Контракта, ни положениями действующего законодательства РФ. В соответствии с п. 11.12 Контракта, внесение изменений в контракт допускается только по соглашению сторон в установленных законом и оговоренных Контрактом случаях.
Учитывая ненадлежащее качество выполнения работ, предъявления к оплате фактически не выполнявшихся работ и отсутствия предусмотренных контрактом документов, Заказчиком в соответствии с п. 6.7, п. 6.8. Контракта был составлен мотивированный отказ от приемки работ, указаны выявленные недостатки, препятствующие приемке и установлены сроки устранения недостатков. Пакет документов, полученный от Подрядчика, вместе с претензионным требованием направлен в адрес Подрядчика почтовым отправлением 23.09.2021 (исх. N4768 от 23.09.2021 получено Подрядчиком 29.10.2021). Работы не приняты, документы о приемке работ со стороны Заказчика не подписывались. В соответствии с п. 6.10 Контракта работы, выполненные с изменением или отклонением от технической документации, без оформления в установленном порядке, оплате не подлежат.
В соответствии с положениями Контракта Заказчиком направлены Подрядчику требования в десятидневный срок надлежащим образом исполнить условия контракта - устранить выявленные недостатки, завершить работы на объекте и представить их для приемки Заказчиком вместе с надлежаще оформленной документацией (исх. N4768 от 23.09.2021, получено Подрядчиком 29.10.2021, исх. N4946 от 08.10.2021, получено Подрядчиком 27.10.2021), однако по состоянию на 30.11.2021 нарушения не устранены и работы на объекте не завершены. Ответа на вышеуказанные требования так же не получено.
В соответствии со ст. 711, 746 Гражданского кодекса РФ, разделами 3 и 6 Контракта обязанность оплаты выполненных работ в срок не более 30 ', (тридцати) дней возникает у Заказчика с даты подписания Заказчиком документов о приемке и предоставления Подрядчиком документов, предусмотренных п.3.2 Контракта. Пакет документов о выполненных работах, датированный 30.07.2021 года был направлен Подрядчиком 15.09.2021 и получен Заказчиком 21.09.2021 года, что подтверждается документами ФГУП "Почта России".
В настоящее время Подрядчиком не выполнены работы на объекте на сумму 793831,12 рублей.
22.11.2021 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое 22.11.2021 размещено в ЕИС
25.11.2021 отправлено заказным письмом с описью о вложении Поставщику, 01.12.2021 г. оно вручено Подрядчику. 10.12.2021 г. Заказчик получил уведомление, подтверждающее получение решения Подрядчиком. 20.12. 2021 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
Неисполнение контракта в срок повлекло причинение существенного вреда государственному учреждению выразившееся в нарушении нормальной работы врачебной амбулатории села Полтавское ГБУЗ СК "Курская РБ", в результате население с. Полтавское Курского района не получает квалифицированную медицинскую помощь.
Таким образом, Заказчик считает, что Подрядчик недобросовестно отнесся к выполнению Контракта.
Комиссия Ставропольского УФАС России, выслушав пояснения сторон, проанализировав представленные материалы, установила следующее:
Согласно статьям 309, 310 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом, в соответствии с условиями контракта, требованиями закона.
Частью 8 статьи 95 Закона о закупках расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о закупках заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 3 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 723 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, потребовать от подрядчика безвозмездного устранения недостатков в разумный срок.
Таким образом, Заказчик имел право принять решение о расторжении контракта.
При этом, согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное.
Далее, в соответствии с частью 2 статьи 104 ФЗ "О контрактной системе", в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт недобросовестного поведения поставщика при исполнении контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта.
Исходя из положений статьи 104 ФЗ "О контрактной системе" реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом обязательств, принятых в рамках осуществления закупки. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в закупках в течение установленного срока (часть 9 статьи 104 ФЗ "О контрактной системе").
При этом, в ходе рассмотрения сведений установлено, что:
30.03.2021 письмом N 106 "О разъяснении отдельных видов работ по контракту" Общество сообщило о том, что в процессе ознакомления с проектно-сметной документацией на строительство объекта были выявлены неучтенные виды и объемы работ, к примеру указанного в ЛСР количества доски недостаточно для устройства новой кровли; не учтен кровельный саморез для крепления кровельных материалов, не учтены заклепки и планки примыкания для внутренних и наружных углов карниза; не верно применены ТЕР, таким образом многое оборудование, подлежащее замене, фактически отсутствует в ЛСР; не совпадает площадь огнезащитного покрытия с Площадью (квадратурой) деревянных элементов кровли; не учтены работы по утилизации строительного мусора; некоторое оборудование, указанное в ЛСР снято с производства; отсутствуют пусконаладочные работы и пр.
15.05.2021 письмом N 162 "О разъяснении отдельных видов работ по контракту" Общество направляет Заказчику предложения по замене оборудования с аналогичными характеристиками: извещатель пожарный дымовой "ДИП-34А"; водонагреватель Аристон.
Этим же письмом Общество сообщает об отсутствии какой-либо проектной документации на капитальный ремонт системы пожарной сигнализации.
Также, в этом письме Общество сообщает Заказчику о том, что последний игнорирует вопросы по замечаниям ЛСР, а именно в письме ГБУЗ СК "Курская РБ" N1432 от 07.04.2021 не даны ответы, на поставленные вопросы, направленные ООО "Палладиум" письмом N106 от 30.03.2021. Не даны ответы по: - позиция 98 ТЕР 11-01-002-09 "Устройство бетонной подготовки" отсутствует армирование; позиция 101 "Блок оконный пластиковый двустворчатый, с глухой и поворотной створкой, однокамерным стеклопакетом" сформирована на основе коммерческого предложения, а сметного норматива из реестра.
09.06.2021 письмом N 198 "О направлении дополнительного соглашения" Общество направляет в адрес Заказчика дополнительное соглашение к Контракту и предлагает к рассмотрению ЛСР "Дополнительные работы врачебной амбулатории села Полтавское, с. Полтавское, ул. Грейдерная 1" в которую входят работы и материалы, отсутствующие в основной ЛСР Контракта.
Фактические обстоятельства дела и представленные доказательства не свидетельствуют об отсутствии недобросовестного поведения со стороны Подрядчика.
Административный процесс рассмотрения обращений Заказчиков о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков не обязывает Комиссию Ставропольского УФАС России устанавливать те факты, которые умалчиваются участниками процесса.
Вышеуказанные обстоятельства могут свидетельствовать об отсутствии виновного поведения общества при исполнении контракта, однако разрешение споров, связанных с исполнением контракта, регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации.
Комиссия Ставропольского УФАС России, в силу своей компетенции проверив действия заказчика и Общества на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной ФЗ "О контрактной системе", в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Согласно ст. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации":
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Оценив в совокупности имеющиеся доказательства, у Комиссии отсутствуют основания для включения ООО "Палладиум" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 8 статьи 104, статьей 83.2 Закона N 44-ФЗ и частью 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "Палладиум" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
А. М. Резцова
Члены комиссии
С.И. Рошевский
Е.В. Вишневская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 10 января 2022 г. N РНП-26-1664
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.01.2022