рассмотрев обращение (вх. N 021451/э) Управления капитального строительства администрации Лысьвенского городского округа (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Монолитэнергопром" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на проведение технического аудита состояния очистных сооружений и сетей водоотведения (изв. N 0156600007021000001),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156600007021000001 Заказчиком проводился электронный аукцион на проведение технического аудита состояния очистных сооружений и сетей водоотведения. Начальная (максимальная) цена контракта - 46 555 709,00 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
15.06.2021 г. между Заказчиком и ООО "Монолитэнергопром" (далее - Исполнитель) заключен контракт на проведение технического аудита состояния очистных сооружений и сетей водоотведения на сумму 10 144 335,67 руб. (далее - Контракт).
В связи с неисполнением Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, 09.12.2021 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 8 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. Исполнитель обязуется провести технический аудит состояния очистных сооружений и сетей водоотведения (далее - услуга), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, установленных настоящим Контрактом.
1.2. Объем оказываемых услуг, требования к качеству и порядку оказания услуг определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.3. Срок начала оказания услуг: с момента заключения контракта.
1.4. Срок окончания оказания услуг: по 30.11.2021.
4.1. Заказчик вправе:
4.1.1. Требовать от Исполнителя надлежащего исполнения обязательств в соответствии с настоящим Контрактом, в том числе своевременного устранения выявленных недостатков.
4.1.2. Осуществлять контроль за объемом, качеством и сроками оказания услуг.
4.1.3. Проводить в любое время проверку и контроль оказания услуг, без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность.
4.1.4. Требовать от Исполнителя своевременного устранения недостатков, выявленных в ходе приемки, в течение гарантийного срока (при его установлении в контракте).
4.1.5. Привлекать экспертов, экспертные организации для проведения экспертизы оказанных услуг.
4.1.6. Отказаться от приемки и оплаты услуг, не соответствующих условиям Контракта.
4.1.7. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
4.1.8. До принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта провести экспертизу оказанных услуг с привлечением экспертов, экспертных организаций.
4.2.Заказчик обязан:
4.2.1. Обеспечить приемку оказанных услуг в соответствии с настоящим Контрактом.
4.2.2. Оплачивать принятые услуги по Контракту в соответствии с настоящим Контрактом.
4.2.3.Оказывать содействие Исполнителю по вопросам, имеющим отношение к исполнению настоящего Контракта и не требующим дополнительных материальных затрат.
4.2.4. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Исполнитель не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4.2.5. Требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с Контрактом.
4.3.Исполнитель вправе:
4.3.1. Требовать своевременной приемки Заказчиком услуг, оказанных Исполнителем по настоящему Контракту.
4.3.2. Требовать своевременной оплаты принятых Заказчиком услуг.
4.3.3. В случае оказания услуг до момента истечения срока оказания услуг сдать их досрочно.
4.3.4.Привлекать соисполнителей (субподрядчиков), обладающих всеми специальными разрешительными документами.
4.4.Исполнитель обязан:
4.4.1. Своевременно и надлежащим образом оказать услуги и предоставить Заказчику результаты оказанной Услуги, предусмотренные контрактом, а также документы, предусмотренные настоящим Контрактом, в порядке и сроки, установленные настоящим Контрактом.
4.4.2. Предоставлять Заказчику по его требованию в сроки, указанные в таком требовании, документы, относящиеся к предмету настоящего Контракта.
4.4.3. Своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта.
4.4.4.Представить Заказчику сведения об изменении своих реквизитов, адреса своего местонахождения в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня соответствующего изменения.
4.4.5. Обеспечить за свой счет устранение выявленных недостатков услуг в течение 10 календарных дней.
4.4.6. Обладать всеми специальными разрешительными документами, необходимыми для надлежащего исполнения Контракта, за исключением случаев привлечения соисполнителей (субподрядчиков) в соответствии с п. 4.3.4 настоящего Контракта.
Необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно ч. 1 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
4.2.4. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Исполнитель не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
8.3. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что Исполнитель не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
8.4. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
8.4.1. если в ходе исполнения Контракта информация об Исполнителе, в том числе учредителе Исполнителя, членах коллегиального исполнительного органа, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа Исполнителя, включена в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
8.4.2. иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ.
Из поступившего обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчика следует, что Исполнителем работы по техническому аудиту не велись. 07.10.2021 г. в адрес Исполнителя была направлена претензия N 1206 о необходимости завершить работы в срок до 30.11.2021 г.
В связи с непредставлением Исполнителем документации, полученной в результате технического обследования, 09.12.2021 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. В тот же день указанное решение было размещено. 10.12.2021 г. указанное решение вручено директору Исполнителя.
10.12.2021 г. Исполнителем была предоставлена техническая документация на бумажном носителе сопроводительным письмом N 1012/21/2 в следующем составе:
1) том 1;
2) том 2;
3) том 3;
4) электронный носитель;
5) том 4;
По результатам проверки представленной технической документации Заказчиком было принято решение об отказе приемки результатов оказания услуги по следующим основаниям: не представлены либо представлены не в полном объеме следующие материалы по Техническому заданию:
1) не достигнуты цели, указанные в пп. 1-4, 8,11-13 раздела 10 Технического задания;
2) не решены задачи, указанные в пп. а, б, в раздела 11 Технического задания;
3) не выполнены этапы N 1-3 (либо не в полном объеме) оказания услуг, указанные в разделе 12 Технического задания;
4) не установлены данные, указанные в пп. в, г, д, е раздела 14 Технического задания;
5) не выполнены требования к техническому аудиту по пп. а, б, в, г раздела 15 Технического задания;
6) не в полном объеме выполнены раздел 16 Технического задания;
7) не выполнен раздел 17 Технического задания;
8) не в полном объеме выполнен раздел 20 Технического задания;
9) не в полном объеме выполнен раздел 21 Технического задания;
10) не выполнен п. 1 приложения N 3 к Контракту;
16.12.2021 г. Заказчиком в адрес Исполнителя была направлена претензия N 1459 с требованием о расторжении контракта по соглашению сторон. Указанная претензия вручена лично директору Исполнителя.
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона о закупках решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 21.12.2021 г.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии, представитель Исполнителя указал, что надлежащее исполнение Контракта напрямую зависело от своевременного, полного представления сведений Заказчиком. Исполнителем неоднократно запрашивал исходные данные, необходимые для исполнения Контракта, ответ на которые либо не предоставлялся, либо предоставлялся с существенными задержками, что является грубым нарушением закона и обязанностей Заказчика. Так, письмом N 1806-21/1 от 18.06.2021 г. Исполнитель направил запрос о представлении исходных данных. В соответствии с протоколом совещания по аудиту и обследованию очистных и сетей водоотведения в г. Лысьва от 16.04.2021 г. N 1, Заказчик обязался представить все исходные данные в срок до 02.07.2021 г. Письмом от 09.07.2021 г. Исполнитель повторно запросил недостающие сведения с требованием предоставить их в срок до 15.07.2021 г. Однако исходная документация не была предоставлена. Письмами N 1309-21/4 от 13.09.2021 г., N 2409-21/1 от 24.09.2021 г. Исполнитель запрашивал необходимые сведения, указывая на особую важность и срочность их представления, однако сведения Заказчиком были представлены не в полном объеме. В рамках заключенного Контракта Исполнителем направлялись в адрес Заказчика Технический результат работ: отчет об обследовании инженерных систем водоотведения Лысьвенского городского округа, что подтверждается электронным письмом от 02.11.2021 г., а также электронным письмом от 01.12.2021 г. Вместе с тем, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Относительно возражений Заказчика по результатам экспертизы представленных Исполнителем документов, Исполнитель пояснил, что доводы Заказчика считаются не состоятельными и не соответствующими фактическим обстоятельствам исполнения контракта, о чем Заказчик был уведомлен и также поставлен в известность, что срок до 24.12.2021 г. будет подготовлено мотивированное возражение на них. 24.12.2021 г. в адрес Заказчика было направлено требование об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, сопроводительное письмо с итоговым результатом работ по Контракту, возражения на замечания, данные 10.12.2021 г. Вместе с тем, Заказчик отказался принимать указанные документы.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, изучив материалы и документы, представленные сторонами, пришла к выводу об отсутствии в действиях Подрядчика недобросовестного поведения и оснований для включения сведений об Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков не усматривается в силу следующего.
Так, Комиссией принят во внимание тот факт, что Исполнителем своевременно приступил к выполнению работ, в частности, у Заказчика были запрошены необходимые для оказания услуги документы. Кроме того, исходя из имеющейся переписке сторон Комиссией установлено, что Исполнителем велась активная переписка с Заказчиком, а также своевременно направлялись документы, требуемые Заказчиком. Также в адрес Комиссии были предоставлены изготовленные по результатам оказания услуг документы.
Комиссия приходит к выводу, что из материалов обращения, пояснений сторон, следует факт наличия между сторонами спора относительно причин, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Исполнителя, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, доказательства неисполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия отмечает, что совокупность изложенных обстоятельств, свидетельствует о совершении Исполнителем действий в целях его исполнения, о взаимодействии Исполнителя с представителями Заказчика. Комиссия отмечает, что имеющиеся в деле доказательства, свидетельствуют о том, что Исполнителем предпринимались меры для надлежащего исполнения условий Контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что обществом не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Исполнителя.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Исполнителем, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Монолитэнергопром" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Монолитэнергопром" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 29 декабря 2021 г. N РНП-59-548
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.01.2022