Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Е.В. Куштысева, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - начальник отдела А.А. Кириллова, ведущий специалист-эксперт О.В. Рогова (далее - Комиссия), рассмотрев жалоба ООО "Драгсервис" на действия аукционной комиссии Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - аукционная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона ЭА-N-17759/21 "Поставка лекарственного препарата Эптаког альфа (активированный) для нужд КГБУЗ КККЦОМД" (далее - электронный аукцион) на электронной торговой площадке ООО ЭТП Газпромбанк (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119200000121017336, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалобу ООО "Драгсервис" на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Существо жалобы: необоснованный отказ подателю жалобы в допуске заявки к участию в электронном аукционе.
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствуют требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежат принятию к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На рассмотрении жалобы по существу присутствовали представители уполномоченного органа, заказчика, надлежащим образом подтвердившие свои полномочия. Представители подателя жалобы подключение к интернет-видеоконференции не обеспечили.
Из содержания жалобы следует, что податель жалобы не согласен с решением аукционной комиссии о признании заявки ООО "Драгсервис" не соответствующей требованиям аукционной документации.
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчик, уполномоченный орган представили пояснения, из которых следует, что они не согласны с доводами жалобы.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей у заказчика потребностью уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Поставка лекарственного препарата Эптаког альфа (активированный) для нужд КГБУЗ КККЦОМД", извещение N 0119200000121017336.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), регулирует Закон о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Из положений извещения о проведении электронного аукциона и аукционной документации следует, что объектом закупки является "Поставка лекарственного препарата Эптаког альфа (активированный)".
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе указано, что заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В пункте 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе указано, что документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83.1 Закона о контрактной системе вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 Закона о контрактной системе.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 указанной статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Таким образом, при осуществлении закупок, предполагающих поставку товара, первая часть заявки на участие в электронном аукционе, помимо согласия участника, должна содержать наименование страны происхождения, конкретные показатели и указание на товарный знак (при наличии) товаров, поставляемых заказчику.
В соответствии пункта 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать, в том числе информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Комиссией установлено, что в разделе 5.4 Информационной карты установлены требования к содержанию и составу первой части заявки на участие в электронном аукционе:
"1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки):
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе".
Комиссия, проведя анализ аукционной документации установила, что Описании объекта закупки содержится в Приложение N 1 к Информационной карте, согласно которого, заказчику необходима поставка "Эптаког альфа (активированный). Лиофилизат для приготовления раствора для внутривенного введения, 2,4 мг".
Комиссия установила, что до окончания срока подачи заявок было подано две заявки на участие в данном электронном аукционе. Заявка подателя жалобы - N 430167. Согласно протоколу рассмотрения заявок от 17.12.2021, аукционная комиссия в результате рассмотрения первых частей заявок, допустила одного участника (N 429681) к аукциону и отклонила заявку подателя жалобы. Заявка подателя жалобы отклонена по следующим основаниям:
"- несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе
- при рассмотрении аукционной комиссией первой части заявки на участие в электронном аукционе, установлено, что заявка не соответствует требованиям, установленным документацией об электронном аукционе. В документации электронного аукциона Приложении N1 к Информационной карте - Описание объекта закупки по позиции "Эптаког альфа (активированный) было указано "Лиофилизат для приготовления раствора для внутривенного введения, 2,4 мг.", также было прописано обоснование "Перерасчёт дозировки 2,4 мг. не возможен в связи с невозможностью достижения необходимого терапевтического эффекта и несоответствия требованиям к лечебному процессу во время оказания экстренной и неотложной медицинской помощи. Указанные объёмы наполнения первичной упаковки 2,4 мг необходимы для выполнения алгоритмов лечения во избежании нарушений лечебного процесса", Участник указал : "лиофилизат для приготовления раствора для внутривенного введения 1,2 мг (60КЕД) флакон 1 пачка картонная / с р-лем: вода для ин. (флаконы) 2.2 мл - 1 шт.". В связи с чем комиссией принято решение, отказать участнику закупки в допуске к участию в аукционе".
В соответствии с пунктом 5 Особенностей описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2017 N 1380 (далее - Постановление N 1380), при описании объекта закупки не допускается указывать:
а) эквивалентные дозировки лекарственного препарата, предусматривающие необходимость деления твердой лекарственной формы препарата;
б) дозировку лекарственного препарата в определенных единицах измерения при возможности конвертирования в иные единицы измерения (например, "МЕ" (международная единица) может быть конвертирована в "мг" или "процент" может быть конвертирован в "мг/мл" и т.д.);
в) объем наполнения первичной упаковки лекарственного препарата, за исключением растворов для инфузий;
г) наличие (отсутствие) вспомогательных веществ;
д) фиксированный температурный режим хранения препаратов при наличии альтернативного;
е) форму выпуска (первичной упаковки) лекарственного препарата (например, "ампула", "флакон", "блистер" и др.);
ж) количество единиц (таблеток, ампул) лекарственного препарата во вторичной упаковке, а также требование поставки конкретного количества упаковок вместо количества лекарственного препарата;
з) требования к показателям фармакодинамики и (или) фармакокинетики лекарственного препарата (например, время начала действия, проявление максимального эффекта, продолжительность действия лекарственного препарата);
и) иные характеристики лекарственных препаратов, содержащиеся в инструкциях по применению лекарственных препаратов, указывающие на конкретного производителя лекарственного препарата.
Согласно пункту 6 Постановления N 1380 описание объекта закупки может содержать указание на характеристики, предусмотренные п.п. "в" - "и" п. 5 Постановления N 1380, в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты. При этом документация о закупке должна содержать:
а) обоснование необходимости указания таких характеристик;
Комиссия, проведя анализ аукционной документации установила, что в описание объекта закупки включено обоснование такой характеристики, а именно:
"-к поставке возможен лекарственный препарат с учетом правил взаимозаменяемости лекарственных препаратах для медицинского применения, согласно требований Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
-к поставке возможен лекарственный препарат в кратной дозировке с двойным количеством образующей то же количественное содержание действующего вещества с пересчетом количества единиц в упаковке без уменьшения общего количества лекарственного препарата, требуемого к поставке.
-к поставке возможен препарат в эквивалентной лекарственной форме с тем же количественным содержанием действующего вещества с пересчетом количества единиц в упаковке без уменьшения общего количества лекарственного препарата, требуемого к поставке.
Дозировка лекарственного препарата является одной из важнейших и неотъемлемых его характеристик в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 г. N61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и определяет его терапевтическую эффективность.
Перерасчёт дозировки 2,4 мг. не возможен в связи с невозможностью достижения необходимого терапевтического эффекта и несоответствия требованиям к лечебному процессу во время оказания экстренной и неотложной медицинской помощи.
Указанные объёмы наполнения первичной упаковки 2,4 мг необходимы для выполнения алгоритмов лечения во избежании нарушений лечебного процесса".
Кроме того, из пояснений заказчика следует, что "лекарственный препарат с МНН Эптаког альфа (активированный) - лиофилизат для приготовления раствора для внутривенного введения в дозировке 2,4 мг. применяется для остановки кровотечений и профилактики их развития, при проведении хирургических вмешательств и инвазивных процедур у пациентов с гемофилией, врождённым дефицитом фактора свёртывания крови. Дозу лекарственного препарата подбирают индивидуально и при развитии кровотечения необходимо как можно раньше его ввести. Процесс приготовления раствора для введения достаточно сложный, необходимо соблюдать правила асептики, открытые материалы используются быстро, чтобы сократить до минимума время их контакта с атмосферным воздухом. Препарат необходимо вынуть из холодильника. Не открывая его слегка нагреть, подержав в руках, не превышая нагревания препарата выше 37 градусов Цельсия, снять защищенную пластиковую накладку с флакона, обработать резиновую пробку флакона спиртовой салфеткой, открыть блистерную упаковку канюли и снять защитный колпачок с иглы канюли, пластиковую иглу канюли ввести вертикально в центр резиновой пробки, растворять лиофилизат необходимо осторожно, покачивая флакон в руках. Время, затрачиваемое на растворение флакона достигает до 3-х минут. Поскольку Заявитель предлагает вместо 1 флакона 2,4 мл поставить 2 флакона по 1,2 мл, то все эти манипуляции необходимо будет провести с каждым из двух флаконов отдельно, а значит и время растворения 2 флаконов будет увеличено до 6 минут. Затем содержимое 2 флаконов необходимо объединить в один шприц большого объёма. Учитывая, что при хирургических вмешательствах и массивных кровотечениях необходимо экстренно ввести лекарственный препарат, а процедура подготовки раствора из двух флаконов по 1,2 мг. вместо одного флакона 2,4 мг. затрудняет процесс введения лекарственного препарата медицинским персоналом для оказания экстренной помощи, поэтому к поставке указан лекарственный препарат в дозировке 2,4 мг. Кроме этого, увеличивается необоснованный расход изделий медицинского назначения (спирта, салфеток, шприцев), что приведёт к увеличению затрат времени медицинского персонала, увеличению риска ошибок в неточности дозировки".
Комиссия обращает внимание на то, что указание заказчиком товара, который является объектом закупки, в том виде и объеме, в которых они изложены в Описании объекта закупки, не свидетельствует об их необоснованности объективными потребностями заказчика, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки при необходимости.
Учитывая, что потребность заказчика является определяющим фактором, описание объекта закупки составлено в строгом соответствии с требованиями законодательства РФ. Указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы с учетом специфики его деятельности, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Проанализировав заявку подателя жалобы, комиссия установила, что к поставке предлагается товар с объемом наполнения первичной упаковки 1,2 мг, вместо 2.4 мг, а именно: "лиофилизат для приготовления раствора для внутривенного введения 1,2 мг (60КЕД) флакон 1 пачка картонная / с р-лем: вода для ин. (флаконы) 2.2 мл - 1 шт".
Таким образом, учитывая изложенное выше, Комиссия приходит к выводу о том, что аукционная комиссия правомерно отказала ООО "Драгсервис" в допуске к участию в электронном аукционе, поскольку его заявка (заявка N430167) фактически не соответствует требованиям аукционной документации.
Ввиду изложенного Комиссия приходит к выводу, что отказ в допуске ООО "Драгсервис" к участию в электронном аукционе полностью обоснован и не противоречит требованиям положений Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "Драгсервис" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
Е.В. Куштысева |
|
|
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова |
|
О.В. Рогова |
Исп. Рогова Ольга Владимировна (391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 28 декабря 2021 г. N 024/06/105-3344/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.01.2022