Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: Председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Е.В. Куштысева, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - начальник отдела А.А. Кириллова, ведущий специалист-эксперт О.В. Рогова (далее - Комиссия), рассмотрев жалоба общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация "Илир" на действия конкурсной комиссии - Департамента муниципального заказа Администрации города Красноярска (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме "Оказание услуг по охране кладбищ города Красноярска" (далее - конкурс), размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0119300019821002394, установила следующее:
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО ЧОО "Илир" на действия заказчика при проведении открытого конкурса (далее - жалоба).
Существо жалобы: принятие конкурсной комиссией неправомерного решения о признании победителем открытого конкурса в электронной форме ООО АО "Эльбрус".
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствуют требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежат принятию к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, уполномоченного органа, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
Заседание Комиссии по рассмотрению жалобы проведено 29.12.2021 путем видеоконференцсвязи в присутствии представителей заказчика, уполномоченного органа, надлежащим образом подтвердившие свои полномочия.
В связи с запросом дополнительной информации, Комиссия решила объявить в своей работе перерыв до 12 часов 45 минут 30.12.2021 года. После перерыва на заседании Комиссии также присутствовали представители уполномоченного органа, заказчика. Представители подателя жалобы подключение к интернет-видеоконференции не обеспечили.
Из содержания жалобы следует, что заказчиком неправомерно учтены в качестве подтверждения квалификации по оказанию охранных услуг сопоставимого характера все контракты, которые представило ООО АО "Эльбрус", а так же по мнению подателя жалобы необоснованно отклонена заявка ООО ЧОО "Илир", так как конкурсной документацией не было предусмотрено, что при определении опыта не будут учитывать контракты, к которым не будут приложены уведомления о начале и об окончании охранных услуг, чем конкурсная комиссия нарушила статью 54.7 Закона о контрактной системе.
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчик, уполномоченный орган представили пояснения, из которых следует, что они не согласны с доводами жалобы.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей у заказчика потребностью уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме "Оказание услуг по охране кладбищ города Красноярска", извещение N 0119300019821002394.
В соответствии с частью 3 статьей 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 3 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
Согласно части 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Как указано в пункте 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации). Оценка указанных заявок не осуществляется в случае признания открытого конкурса в электронной форме не состоявшимся в соответствии с частью 9 статьи 54.7 Закона о контрактной системе.
В силу части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки).
Согласно пункту 10 Правил оценки в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В пункте 11 Правил оценки, в том числе, указано следующее:
- для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
- для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
- сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
- значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
В силу пункта 27 Правил оценки Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 21 и 27 настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Оказание услуг охраны является лицензируемым видом деятельности.
Статья 3 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации (далее - Закон об охране) устанавливает следующие виды охранных услуг:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 соответствующей части рассматриваемой нормы;
7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 названного Закона.
Предметом контракта в соответствии с закупочной документацией (пункт 3.1 Информационной карты, Инструкция по заполнению заявки) является:
- охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона РФ от 11.03.1992 N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в РФ";
- охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
- обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона РФ от 11.03.1992 N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в РФ";
- обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.
Согласно довода подателя жалобы, для подтверждения квалификации участника, должны быть представлены контракты, отвечающие именно предмету контракта, то есть исполненные контракты должны быть представлены на оказание 2, 3, 5, 6 видов охранных услуг. По мнению подателя жалобы, победитель конкурса ООО АО "Эльбрус" специализируется на охране медицинских учреждений, контракты которых относятся к седьмому виду охранных услуг "охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 названного Закона" в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 N8 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", соответственно ни один контракт по охране объектов террористической защищенности не мог быть рассмотрен заказчиком по критерию "Квалификация участников закупки" так как не относится к аналогичному предмету контракта услугам.
Из анализа конкурсной документации Комиссия установила, что в пункте 41 Конкурсной документации указаны Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме и величины их значимости:
1. нестоимостной критерий оценки 40%;
2. стоимостной критерий оценки 60%.
В Разделе 4 документации "Критерии оценки заявок" заказчиком установлены следующие нестоимостные критерий оценки:
"Нестоимостной критерий оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
2.1. "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема".
2.2. "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами".
2.3. "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг".
Документы, подтверждающие квалификацию участника конкурса в электронной форме, должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, дополнениями, изменениями, являющимися их неотъемлемой частью. Представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полночитаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати".
В соответствии с частью 2 раздела 4 Закупочной документации установлено, что Квалификация участников закупки должна быть подтверждена копиями исполненных договоров (контрактов) на оказание услуг охраны за последние 5 лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, стоимостью каждого исполненного договора (контракта) не менее 10 000 000,00 рублей, с приложением документов, подтверждающих надлежащее исполнение договоров (контрактов), а именно копии актов сдачи-приемки оказанных услуг, подтверждающих исполнение данных договоров (контрактов), и копии уведомлений о начале и об окончании охранных услуг в территориальные органы Росгвардии.
Согласно Правил оценки заявок, требования к описанию указанного показателя, а также к предмету контракта услуг сопоставимого характера отсутствуют, однако исходя из прямого толкования наименования указанного показателя, участник закупки должен обладать опытом сопоставимого характера, а соответственно иметь опыт оказания именно охранных услуг.
Согласно пояснениям уполномоченного органа, установление требования к объекту охраны неправомерно, так как установление такого требования не говорит, о том, что участник оказывая услуги охраны, например, учебного заведения или органа администрации или медицинского учреждения, не имеет соответствующего опыта оказания услуг охраны вообще.
Таким образом, довод подателя жалобы о том, что в данном случае контракты по охране объектов антитеррористической защищенности не могли рассматриваться заказчиком по критерию оценки "Квалификация участников закупки", так как не относятся к аналогичным предмету контракта услугам, несостоятелен.
Кроме того, комиссия уполномоченного органа не вправе самостоятельно толковать требования к оценке заявок, в том числе принимать решение о незачете договоров или контрактов в подтверждение опыта участника закупки, в случае если в таких контрактах будет объект охраны при оказании услуг отличный от объекта закупки.
Комиссия, изучив заявку победителя конкурса ООО АО "Эльбрус установила, что во второй части заявки обществом представлены копии исполненных контрактов на оказание услуг охраны, за последние 5 лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, стоимостью каждого исполненного договора (контракта) не менее 10 000 000,00 рублей, с приложением документов, подтверждающих надлежащее исполнение договоров (контрактов), а именно копии актов сдачи-приемки оказанных услуг, подтверждающих исполнение данных договоров (контрактов), и копии уведомлений о начале и об окончании охранных услуг в территориальные органы Росгвардии. Данные контракты соответствуют требованиям заказчика, установленным в конкурсной документации, а именно требованиям к нестоимостному критерию оценки "Квалификация участников закупки".
Комиссия приходит к выводу о том, что принятие конкурсной комиссией решения о признании победителем открытого конкурса в электронной форме ООО АО "Эльбрус" является обоснованным и не противоречат положениям Закона о контрактной системе. Соответственно довод подателя жалобы является необоснованным.
Кроме того, из доводов жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, конкурсная комиссия неправомерно не приняла во внимание представленные им в составе заявки договоры, ввиду чего присвоила его заявке неверное количество баллов.
Проанализировав заявку подателя жалобы Комиссия установила, что в составе такой заявки были представлены копии договоров на оказание услуг охраны, однако не были представлены в нарушение требований аукционной документации копии уведомлений о начале и об окончании охранных услуг в территориальные органы Росгвардии.
Таким образом, учитывая полномочия и обязанности конкурсной комиссии в рамках Закона о контрактной системе, Комиссия приходит к выводу о правомерности действий конкурсной комиссии при рассмотрении заявки подателя жалобы в указанной части.
Кроме того согласно части 6 статьи 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Ввиду изложенного Комиссия уведомляет о невозможности дать оценку доводам жалобы, в которых идет указание на результаты оценки заявок участников закупки.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация "Илир" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии Е.В. Куштысева
Члены Комиссии А.А. Кирилова
О.В. Рогова
Исп. Рогова Ольга Владимировна (391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 30 декабря 2021 г. N 024/06/105-3343/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.01.2022