Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: Председателя Комиссии - Е.В. Куштысевой, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - А.А. Кирилловой, начальника отдела, А.В. Меньшиковой, старшего государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Тимофеевой Н.И. на действия заказчика - МКУ "Центр обеспечения жизнедеятельности города Ачинска" (далее - заказчик), при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по ямочному ремонту и грейдированию дорог, на обслуживание и содержание улично-дорожной сети, на техническое обслуживание дорожных знаков, светофорных объектов, на содержание и ремонт пешеходных тротуаров, на содержание и текущий ремонт уличного освещения, на содержание зеленых насаждений вдоль дорог г. Ачинска, на содержание пешеходных мостиков, лестниц на территории г. Ачинска" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0119300000121000520 (далее - электронный аукцион, закупка) установила следующее:
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ИП Тимофеевой Н.И. на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закон о контрактной системе, соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, уполномоченного органа, подателя жалобы, оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику было также предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, состоявшемся 30 декабря 2021, податель жалобы своих представителей не направил.
На рассмотрении жалобы присутствовали представители заказчика и уполномоченного органа, подтвердившие свои полномочия.
Из содержания жалобы следует, что, при формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующие нарушения законодательства о контрактной системе:
1. Заказчик неправомерно установил требования о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности;
2. Техническое задание составлено с нарушением требований статьи 33 Закона о контрактной системе;
3. Аукционная документация не содержит начальной максимальной цены по каждому виду работ. Участник закупки не может объективно оценить расходы, связанные с выполнением каждого вида работ.
4. Проект контракта не соответствует положениям Постановления Правительства РФ от 02.07.2014 N 606.
В адрес Красноярского УФАС России поступили письменные пояснения заказчика, из которых следует, что заказчик частично согласен с доводами жалобы, в части установления различных объемов выполнения работ в техническом задании и информационной карте, однако заказчик считает, что допущенная техническая ошибка не влечет за собой существенных последствий в части проведения закупки.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей у заказчика потребностью уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на "Выполнение работ по ямочному ремонту и грейдированию дорог, на обслуживание и содержание улично-дорожной сети, на техническое обслуживание дорожных знаков, светофорных объектов, на содержание и ремонт пешеходных тротуаров, на содержание и текущий ремонт уличного освещения, на содержание зеленых насаждений вдоль дорог г. Ачинска, на содержание пешеходных мостиков, лестниц на территории г. Ачинска", извещение N 0119300000121000520.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Первый довод жалобы комиссия Красноярского УФАС России признает обоснованным виду следующего. Как указано в пункте 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона
Как указано в пункте 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);
Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки среди которых соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Таким образом, в случае если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик устанавливает требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа.
Вместе с тем, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательного наличия у лица, выполняющего работы или оказывающего услуги, лицензии, свидетельства или иного документа, то заказчик не вправе требовать наличия такого документа у участника закупки.
Проведя анализ аукционной документации, Комиссия установила, что содержание выполняемых работ установлено информационной картой (раздел N 2 документации об электронном аукционе), проектом контракта (раздел N 4 документации об электронном аукционе) и "Техническим заданием" (раздел N 3 документации об электронном аукционе).
В разделе "Требования, предъявляемые к участникам закупки" Информационной карты установлены требования к участникам закупки среди которых: "4 Наличие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с разрешенными видами деятельности сбор отходов IV класса опасности, транспортировка отходов IV класса опасности либо наличие договора с организацией имеющей данную лицензию".
Также в разделе "Уточненные требования к содержанию второй части заявки" Информационной карты заказчик установил требования к составу второй части заявке, согласно которым вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать лицензию (либо выписку из реестра лицензий) на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с разрешенными видами деятельности сбор отходов IV класса опасности, транспортировка отходов IV класса опасности либо договор с организацией имеющей данную лицензию".
Заказчиком в документации, проекте контракта, предусмотрено условие о возможности привлечения субподрядных организаций для исполнения работ являющихся предметом контракта.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору и транспортировки отходов IV класса опасности является лицензированным видом деятельности.
Согласно Постановления Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Как указано в Приказе Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" к IV классу опасности относится мусор и смет уличный.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления).
Согласно статье 9 Закона об отходах производства и потребления лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Законом о лицензировании с учетом положений Закона об отходах производства и потребления
Согласно документации предметом закупки является выполнение работ по ямочному ремонту и грейдированию дорог, на обслуживание и содержание улично-дорожной сети, на техническое обслуживание дорожных знаков, светофорных объектов, на содержание и ремонт пешеходных тротуаров, на содержание и текущий ремонт уличного освещения, на содержание зеленых насаждений вдоль дорог г. Ачинска, на содержание пешеходных мостиков, лестниц на территории г. Ачинска. Код ОКПД 2: 42.11.20.000, 33.14.19.000, 43.21.10.220, 81.30.10.000, 81.29.19.000, 42.13.10.110.
Код ОКПД 2: 42.11.20.000 Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов. Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог утверждена Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении" (далее - Классификация). Пунктом 6 Классификации установлено, что в состав работ по содержанию автомобильных дорог входят, в том числе, по полосе отвода, земляному полотну и системе водоотвода, поддержание полосы отвода, обочин, откосов и разделительных полос в чистоте и порядке; очистка их от мусора и посторонних предметов с вывозом и утилизацией на полигонах.
Код ОКПД N 33.14.19.000 Услуги по ремонту и техническому обслуживанию прочего профессионального электрического оборудования.
Код ОКПД N 43.21.10.220 - Работы по монтажу систем освещения и сигнализации автомобильных дорог, аэропортов и портов.
Код ОКПД N 81.30.10.000 - Услуги по планировке ландшафта.
На выполнение указанных выше видов работ не требуется наличие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
С учетом изложенного, предметом закупки являются работы по ямочному ремонту и грейдированию дорог, на обслуживание и содержание улично-дорожной сети, на техническое обслуживание дорожных знаков, светофорных объектов, на содержание и ремонт пешеходных тротуаров, на содержание и текущий ремонт уличного освещения, на содержание зеленых насаждений вдоль дорог г. Ачинска, на содержание пешеходных мостиков, лестниц на территории г. Ачинска, то есть на техническое обслуживание улично-дорожной сети города, а не на ее уборку. При этом, установление в документации о закупке требований к участникам закупки о предоставлении в составе заявки лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности может привести к ограничению количества участников закупки.
Второй довод жалобы также является обоснованным в виду следующего. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В информационной карте "Требования к качеству, функциональным, техническим характеристикам объекта закупки", пункте 4.1.2 Контракта заказчик указал "При выполнении работ по ямочному ремонту и грейдированию улично-дорожной сети объемом 5170,0 м2 (с 15 мая по 15 августа 2022 года)".
Однако в разделе 3 Технического задания на выполнение работ по ямочному ремонту и грейдированию улично-дорожной сети (с 15.05.2022 по 15.08.2022) содержит объем работ в количестве 6500 м2, что не соответствует положениям информационной карты и проекта контракта в которых указан объемом выполняемых работ 5170,0 м2, разница в объемах составляет 1330 м2.
В своих пояснениях заказчик указывает, что указанные разночтения в объеме выполнения работ не является препятствием для определения объема работы в так как работы должны выполнятся в соответствии с техническим задание в котором объем выполняемых работ указан верно.
Комиссия Красноярского УФАС России обращает внимание, что в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, а не вводить участников закупки в заблуждение.
Третий довод жалобы является необоснованным ввиду следующего. Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Как указано в части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
Как установлено комиссией обоснование начальной максимальной цены контракта размещено в разделе 5 документации. Начальная максимальная цена контракта на выполнение комплекса работ была рассчитана заказчиком на основании поступивших трех коммерческих предложений от потенциальных подрядчиков, что соответствует положениям Закона о контрактной системе.
Четвертый довод жалобы также является необоснованным в виду следующего. Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Для создания идентификационного кода закупки использован код ОКПД 42.11.20.000. С 26.08.2019 г. необходимо использовать типовой контракт на выполнение работ по строительству (реконструкции), капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений. Объект закупки: Работы по строительству или реконструкции автомобильной дороги; работы по капитальному ремонту автомобильных дорог; работы по ремонту автомобильных дорог. Приказ Минтранса России N37 от 05.02.2019 2) Случаи применения типового контракта (типовых условий контракта): - Подготовка извещений об осуществлении закупок, а также приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом - Подготовка проектов контрактов, являющихся неотъемлемой частью документации о закупке, извещений о проведении запроса котировок - Заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). 3) Условия применения типового контракта (типовых условий контракта): Условием применения типового контракта, типовых условий контракта является одновременное соответствие показателей для применения типового контракта, типовых условий контракта, данным, характеризующим конкретную закупку. 4) Иные показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта: Не установлено. 5) Размер цены контракта, при котором применяется типовой контракт, типовые условия контракта: От 0,00 до 100 000 000 000 000 000,00 в Российских рублях.
Согласно пункту 1.3 части 1 Приложения N 1 "Типовые условия контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции), капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений" Приказа Минтранса России от 05.02.2019 N 37 "Об утверждении типовых условий контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции), капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений и информационной карты типовых условий контракта" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.06.2019 N 54850) заказчиком в проекте контракта предусмотрено требование о привлечении подрядчиком к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 25 процентов от цены контракта (объем привлечения устанавливается заказчиком в виде фиксированных процентов и должен составлять не менее 5 процентов от цены контракта).
Анализ документации и проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью такой документации, показал Комиссии, что проект контракта не противоречит положениям статьи 34 Закона о контрактной системе и типовому проекту контракта.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ИП Тимофеевой Н.И. частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 1 статьи 31, части 1 статьи 33, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в аукционную документацию.
4. Продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе не менее, чем на 7 дней, начиная со дня выставления измененной документации о проведении электронного аукциона в единой информационной системе.
5. Передать материалы по жалобе уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Председатель Комиссии |
Е.В. Куштысева |
|
|
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова |
|
А.В. Меньшикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 30 декабря 2021 г. N 024/06/105-3355/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.01.2022