Дата оглашения решения: 29 декабря 2021 года город Иваново
Дата изготовления решения: 11 января 2022 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии: Михеевой Т.А. - заместителя руководителя управления;
членов Комиссии: Парфеновой А.А. - начальника отдела контроля в сфере закупок; Клюшкина А.О. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок;
заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителей:
Администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области (далее - Заказчик): Ковшова Константина Сергеевича (доверенность от 11.11.2021);
ООО "Ангара" (далее - Заявитель, Общество): Новика Андрея Александровича (доверенность от 17.11.2021);
в отсутствие представителей Комитета по управлению муниципальным имуществом, земельным отношениям и сельскому хозяйству (информация о содержании жалобы, а также о месте и времени рассмотрения жалобы была своевременно направлена указанному лицу),
рассмотрев жалобу ООО "Ангара" на действия Администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области при проведении открытого конкурса в электронной форме для заключения энергосервисного контракта на выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации системы наружного освещения города Юрьевец Ивановской области (извещение 0133300026321000025), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в редакции, действовавшей 29.12.2021 (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
22.12.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО "Ангара" на действия Администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области при проведении открытого конкурса в электронной форме для заключения энергосервисного контракта на выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации системы наружного освещения города Юрьевец Ивановской области (извещение 0133300026321000025).
Согласно первому доводу жалобы Заказчик в Разделе N4 "Критерии оценки заявок, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в электронной форме" документации об открытом конкурсе в электронной форме не установил предельно необходимое максимальное количественное значение по показателю "Наличие финансовых ресурсов - сумма годовой выручки" нестоимостного критерия оценки заявок на участие в закупке.
Во втором доводе жалобы Заявитель указал, что Заказчик, установив требование к характеристике "Мощность" световых приборов, используемых при исполнении контракта, необоснованно ограничил участников в использовании более экономичных светильников.
Согласно третьему доводу жалобы Заказчик, при установлении требований к характеристикам "Мощность" и "Световой поток" световых приборов, не учитывал положения пп. б п. 19 Постановления Правительства РФ от 24.12.2020 N2255 "Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения" (далее - Постановление N2255).
Заказчик в своих возражениях на жалобу указал, что нарушений при проведении закупки допущено не было.
При рассмотрении жалобы представитель Заказчика заявил, что при формировании документации о закупке положения Постановления N2255 не учитывались.
Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
20.10.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет было размещено извещение 0133300026321000025 о проведении открытого конкурса в электронной форме для заключения энергосервисного контракта на выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации системы наружного освещения города Юрьевец Ивановской области, а также соответствующая документация о закупке. 26.10.2021, 02.12.2021, 03.12.2021, 09.12.2021 и 16.12.2021 в извещение и документацию о закупке Заказчиком были внесены изменения.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, внесенными в них изменениями, размещенным на официальном сайте:
1) начальная (максимальная) цена контракта - 28 001 144,37 руб.;
2) дата и время окончания подачи заявок - 10.01.2022 09:00;
3) дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок - 10.01.2022 в 10:00;
4) дата подачи окончательных предложений - 12.01.2022;
5) дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 13.01.2022 в 10:00.
Комиссия Ивановского УФАС России считает первый довод жалобы необоснованным ввиду следующего.
Ч. 1 ст. 108 Закона о контрактной системе установлено, что в целях обеспечения энергоэффективности при закупке товаров, работ, услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа, неиспользуемого в качестве моторного топлива), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), а также поставок электрической энергии, мазута, угля, поставок топлива, используемого в целях выработки энергии, заказчики вправе заключать энергосервисные контракты, предметом которых является совершение исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования указанных энергетических ресурсов.
В соответствии с ч. 2 ст. 108 Закона о контрактной системе энергосервисный контракт заключается отдельно от контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), на поставки электрической энергии, мазута, угля, на поставки топлива, используемого в целях выработки энергии. Заключение энергосервисного контракта осуществляется в порядке, установленном Законом о контрактной системе, с учетом положений, предусмотренных ст. 108 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
На основании ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Такой порядок утвержден Правилами оценки заявок.
В соответствии с ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком не предусмотренных ст. 32 Закона о контрактной системе критериев или их величин значимости, установленных ч. 6 ст. 32 Закона о контрактной системе и в соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе. В случае невыполнения заказчиком требования ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
В соответствии с п. 10 Правил оценки заявок в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с п. 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями указанных Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно п. 1 письма ФАС России от 19.10.2015 NАЦ/57532/15 "О порядке оценки заявок на участие в закупке" (далее - письмо ФАС России) в целях выявления лучшего условия исполнения контракта, порядок оценки заявок, устанавливаемый заказчиком в документации о закупке, должен содержать:
1) предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке комиссией заказчика по осуществлению закупок и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;
2) инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки комиссией заказчика по осуществлению закупок;
3) зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (показателям критерия);
4) зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки, предусматривающая пропорциональное выставление баллов между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "квалификация участников закупки" (показателям критерия), учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию, возможна количественная оценка.
Согласно п. 4 Правил оценки заявок для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке критерии оценки.
Согласно п. 11 Правил оценки заявок для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил оценки заявок в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с п. 23 Правил оценки заявок в случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия оценки (показателя), за исключением случая, предусмотренного пунктом 24 Правил оценки заявок, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется по формуле:
НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
В Разделе N4 документации об открытом конкурсе указанно, что одним из показателей нестоимостного критерия оценки заявок на участие в закупке является наличие финансовых ресурсов - сумма годовой выручки.
Данный показатель определяется в рублях на основании годовой Формы 2 бухгалтерского баланса "Отчет о финансовых результатах". Оценка осуществляется по показателю выручка, код строки 2110 Формы 2 бухгалтерского баланса "Отчет о финансовых результатах".
Форма 2 бухгалтерского баланса "Отчет о финансовых результатах" предоставляется в составе копии бухгалтерского баланса (Формы 1 и 2) на последнюю отчетную дату с отметкой налогового органа. Данное требование установлено с учетом потребности Заказчика в гарантированном наличии денежных средств для исполнения контракта. Поскольку сумма годовой выручки представляет собой, в том числе, гарантию обеспечения требования кредиторов, ее размер может быть использован как показатель нестоимостного критерия оценки заявок, в том числе, исходя из того, что реализация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчика требует значительных финансовых затрат, которые в силу специфики энергосервисного контракта не оплачиваются исполнителю непосредственно после выполнения работ.
Лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия оценки (показателя) - сумма годовой выручки, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) "Наличие финансовых ресурсов - сумма годовой выручки" (НЦБ(2)i), определяется по формуле:
НЦБ(2)i = КЗ x 100 x(Кi / Кmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя, равен 0,5;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений, сделанных участниками закупки.
Для расчета рейтинга, присуждаемого предложению участника закупки, заявка которого оценивается, по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", количество баллов, присуждаемых предложению участника закупки, заявка которого оценивается, умножается на соответствующий указанному критерию коэффициент значимости:
Rbi = (НБЦ(1)i + НБЦ(2)i) * 0,4
где:
Rbi - рейтинг i-ой заявки по критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации";
НЦБ(1)i - количество баллов, присужденных участнику по показателю оценки "Наличие опыта реализации государственных и/или муниципальных энергосервисных контрактов в области замены и/или создания наружного городского освещения";
НЦБ(2)i - количество баллов, присужденных участнику присужденных по показателю оценки "Наличие финансовых ресурсов - сумма годовой выручки".
Согласно возражениям на жалобу, оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме сформирована таким образом, чтобы выбрать лучшие условия исполнения контракта.
Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что Заказчик установил формулу расчета оценки заявок по показателю "Наличие финансовых ресурсов" нестоимостного критерия оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами оценки заявок, поскольку законодательством о контрактной системе предусмотрено право, а не обязанность, устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение показателей нестоимостного критерия оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронном виде.
Комиссия Ивановского УФАС России считает второй довод жалобы обоснованным по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
П. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в описании объекта закупки указывается функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно Разделу N3 "Описание объекта закупки" документации о закупке:
Количество пунктов учета и управления уличным освещением |
Количество установленных светильников, подлежащих замене, шт. |
||
LED 50 Вт |
ДРЛ - 250 |
ДРЛ-150 |
|
20 |
43 |
569 |
407 |
Новые светильники должны удовлетворять следующим требованиям:
Светильники уличного освещения | ||
Тип светильника |
Наименование показателя (характеристики), единицы измерения |
Требования к значениям показателя (характеристики) |
Светодиодный светильник LED 35 Вт |
Мощность |
Не менее 34 Вт |
Световой поток светильника |
Не менее 3700 Лм |
|
Напряжения питания переменного тока |
176 В - 264 В |
|
Коэффициент мощности cos |
Не менее 0,95 |
|
Степень защиты от воздействия пыли и влаги |
Не менее IP 65* |
|
Коэффициент пульсаций светового потока, % |
Не более 5 % |
|
Класс защиты от поражения электрическим током |
I |
|
Способ крепления светильников |
Консольный подвес |
|
Материал корпуса |
Алюминиевый сплав |
|
Вид климатического исполнения |
не ниже УХЛ 1 |
|
Область допустимых значений коррелированной цветовой температуры |
4000 _ 283 К |
|
Срок службы светильника |
не менее 100 000 ч |
|
Светильники уличного освещения | ||
Тип светильника |
Наименование показателя (характеристики), единицы измерения |
Требования к значениям показателя (характеристики) |
Светодиодный светильник LED 55 Вт |
Мощность |
Не менее 53 Вт |
Световой поток светильника |
Не менее 5285 Лм |
|
Напряжения питания переменного тока |
176 В - 264 В |
|
Коэффициент мощности cos |
Не менее 0,95 |
|
Степень защиты от воздействия пыли и влаги |
Не менее IP 65* |
|
Коэффициент пульсаций светового потока, % |
Не более 5 % |
|
Класс защиты от поражения электрическим током |
I |
|
Способ крепления светильников |
Консольный подвес |
|
Материал корпуса |
Алюминиевый сплав |
|
Вид климатического исполнения |
не ниже УХЛ 1 |
|
Область допустимых значений коррелированной цветовой температуры |
4000 _ 283 К |
|
Срок службы светильника |
не менее 100 000 ч |
Светильники уличного освещения | ||
Тип светильника |
Наименование показателя (характеристики), единицы измерения |
Требования к значениям показателя (характеристики) |
Светодиодный светильник LED 75 Вт |
Мощность |
Не менее 70 Вт |
Световой поток светильника |
Не менее 8304 Лм |
|
Напряжения питания переменного тока |
176 В - 264 В |
|
Коэффициент мощности cos |
Не менее 0,95 |
|
Степень защиты от воздействия пыли и влаги |
Не менее IP 65 |
|
Коэффициент пульсаций светового потока, % |
Не более 5 % |
|
Класс защиты от поражения электрическим током |
I |
|
Способ крепления светильников |
Консольный подвес |
|
Материал корпуса |
Алюминиевый сплав |
|
Вид климатического исполнения |
не ниже УХЛ 1 |
|
Область допустимых значений коррелированной цветовой температуры |
4000 _ 283 К |
|
Срок службы светильника |
не менее 100 000 ч |
Согласно пояснениям представителя Заявителя, Исполнитель по контракту лишен возможности использовать более низкопотребляемые светильники для увеличения процента экономии. Подтверждением наличия светильника, соответствующего потребностям Заказчика, но с меньшим потреблением мощности, является светильник FSL 07-52-850-WA.
При изложенных обстоятельствах, Комиссия Ивановского УФАС России считает, что установленные требования к показателю противоречат положениям п. 1 ч. 1 ст. 33 и п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
Третий довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным ввиду следующего.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии. Требования к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения, установлены Постановлением N2255.
В соответствии с пп. б п. 19 Постановления N2255 показатель световой отдачи светильников для наружного утилитарного освещения должен быть не менее 125 Лм/Вт.
Исходя из положений Раздела N3 "Описание объекта закупки" документации о закупке можно определить, что показатель световой отдачи требуемых Заказчику светильников составляет 108 Лм/Вт, 99.71 Лм/Вт и 118.62 Лм/Вт.
Таким образом, действия Заказчика нарушают положения п. 2 ч. 1 ст. 33 и п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Ангара" на действия Администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области при проведении открытого конкурса в электронной форме для заключения энергосервисного контракта на выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации системы наружного освещения города Юрьевец Ивановской области (извещение 0133300026321000025) обоснованной в части второго и третьего доводов жалобы.
2. Установить в действиях Администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области нарушение п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии: ______________________________ Т.А. Михеева
Члены Комиссии: _______________________________ А.А. Парфенова
_______________________________ А.О. Клюшкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 11 января 2022 г. N 037/06/33-5/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.01.2022