Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю закупок (далее - комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок Управления ФАС по Кировской области;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России,
- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России,
при участии посредством ВКС:
- представителя ООО "Шанс", по доверенности,
рассмотрев материалы КОГБУ "Вятский научно-технический информационный центр мониторинга и природопользования" о включении ООО "Шанс" (далее - Общество, Подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
22.12.2021 г. в Кировское УФАС России поступили материалы от КОГБУ "Вятский научно-технический информационный центр мониторинга и природопользования" (далее - Заказчик) о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "Шанс" (далее - Поставщик) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта от 22.09.2021 г. года N 50 на поставку ноутбука (извещение N 0340200003321009500).
Рассмотрение назначено на 28.12.2021 года, откладывалось на 29.12.2021 г., стороны извещены по адресам электронной почты.
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о контрактной системе предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков.
Согласно ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением полномочий на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, и по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну, а также закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, для обеспечения федеральных нужд при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта).
Согласно п. 7.10. Приказа ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" территориальный орган в пределах компетенции территориального органа принимает решения о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных поставщиков).
Порядок ведения Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Приказом Кировского УФАС России N 10 от 23.01.2017 г. "О создании Комиссии по контролю в сфере закупок" полномочия по рассмотрению сведений заказчиков о включении в реестр недобросовестных поставщиков возложены на Комиссию по контролю в сфере закупок.
В силу ч. 7 ст.104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчиком представлены документы об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в связи с тем, что в регламентированные Контрактом сроки не поставлен ноутбук (товар необходимо поставить не позднее 10.11.2021 г.). По истечении установленного срока, Поставщик поставил товар, однако, он не был принят, поскольку не соответствовал условиям Контракта. Кроме того, Заказчик вел с Обществом претензионную работу, однако, обязательства по Контракту не были исполнены надлежащим образом.
В связи с ненадлежащим исполнением Поставщиком своих обязательств, 09.12.2021 г. Заказчик принял решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке, направил его по электронной почте, а также разместил в ЕИС.
Представитель Поставщика подтвердил письменные пояснения, сообщил, что 20.10.2021 г. Обществом были получены коммерческие предложения ноутбуков (прилагаются), необходимых Заказчику, однако, 29.10.2021 г. ответственным по исполнению данного контракта лицом был получен положительный результат COVID-19, что подтверждается ПЦР-тестом, в связи с чем находился на самоизоляции и не мог исполнять обязанности по Контракту. Кроме того, 02.11.2021 г. директор ООО "Шанс" также получила положительный тест на COVID-19, что также подтверждается ПЦР-тестом, в связи с чем не исполняла обязательства по Контракту. Только 10.11. и 12.11.2021 г. ответственный сотрудник и директор получили отрицательные тесты на COVID-19 и восстановили работу Общества и начали поиск необходимого Заказчику товара. 13.12.2021 г. была осуществлена поставка выставочного образца, в связи с чем возник износ батареи, который был указан в мотивированном отказе Заказчика от поставки товара. 24.12.2021 г. Поставщик связался с Заказчиком для согласования срока поставки товара, однако, ему сообщили, что Контракт расторгнут, после чего Поставщик увидел в ЕИС размещенное решение Заказчика. Просит не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения Поставщика, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.
24.08.2021 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены извещение и документация о проведении электронного аукциона на поставку ноутбука (извещение N 0340200003321009500); начальная (максимальная) цена контракта составила 150 000,00 руб.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки от 07.09.2021 г. контракт заключается с ООО "Шанс", заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
22.09.2021 г. между Заказчиком и ООО "Шанс" заключен контракт N 50 на сумму 150 000,00 рублей.
Согласно п. 1.1. Контракта Предметом настоящего контракта является поставка ноутбука (далее - товар) в соответствии с Техническим заданием (описание объекта закупки) (Приложение N 1), являющееся неотъемлемой частью настоящего контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить данный Товар на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
В соответствии с п. 1.3. Контракта срок поставки - в течение 30 (тридцати) рабочих дней с даты заключения контракта. Дата поставки товара согласовывается с Заказчиком.
17.11.2021 г. Заказчик направил по электронной почте Поставщику письмо N б/н о нарушении обязательств по Контракту, поскольку по состоянию на 17.11.2021 г. товар не поставлен, просит поставить ноутбук в максимально сжатые сроки.
Претензией от 26.11.2021 г. N 434 Заказчик требует поставить товар в срок не позднее 01.12.2021 г.
По состоянию на 01.12.2021 г. товар Обществом не поставлен, в связи с чем претензией N 441 от 01.12.2021 г. Заказчик устанавливает повторный срок поставки товара до 07.12.2021 г.
03.12.2021 г. Поставщик в адрес Заказчика направляет письмо N б/н, в котором указывает, что в связи с образовавшимся дефицитом компьютерной техники, поставка будет задержана, все обязательства будут исполнены в полном объеме, пени за просрочку обязательств будут оплачены. Планируемая дата отгрузки в адрес Заказчика - 07.12.2021 г.
В силу п. 9.2. Контракта Расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством и положениями частей 8-25 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии с п. 2 ст. 450 ГК РФ, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно п. 2 ст. 523 ГК РФ нарушение договора Поставщиком предполагается существенным в случаях неоднократного нарушения срока поставки товара.
По состоянию на 08.12.2021 г. обязательства по Контракту Поставщиком не исполнены, в связи с чем Заказчик принял решение N 451 об одностороннем отказе от исполнения контракта от 09.12.2021 г.
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
09.12.2021 г. Решение направлено в адрес Поставщика по электронной почте, а также 10.12.2021 г. размещено на сайте ЕИС.
14.12.2021 г. Заказчиком составлен и направлен по электронной почте мотивированный отказ от подписания документов о приемке товара по Контракту, поскольку при приемке 13.12.2021 г. товара было выявлено несоответствие товара условиям контракта (в части года выпуска). Требует устранить выявленные недостатки в течение десяти дней с момента получения мотивированного отказа.
Согласно письменным пояснениям Заказчика - 20.12.2021 г. Контракт расторгнут в одностороннем порядке.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Кировского УФАС России - 22.12.2021 г.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт недобросовестного поведения поставщика при исполнении контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Решение N 451 об одностороннем отказе от исполнения контракта принято заказчиком 09.12.2021 г., однако, информация и документы, подтверждающие надлежащее уведомление ООО "Шанс" об одностороннем отказе, в материалы дела не представлены. Информация о расторжении Контракта размещена Заказчиком на официальном сайте 22.12.2021 с нарушением срока, предусмотренного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе (до вступления решения в законную силу).
При рассмотрении материалов РНП представитель Поставщика пояснил, что 24.12.2021 г. связался с Заказчиком для согласования даты отгрузки ноутбука, однако, получил ответ, что контракт расторгнут, в связи с чем решение N 451 Общество увидело в ЕИС только 24.12.2021 г.
Таким образом, Заказчик, нарушив процедуру расторжения контракта, фактически не предоставил Обществу, предусмотренный требованиями действующего законодательства десятидневный срок для возможного устранения допущенных нарушений (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе). Следовательно, в действиях Общества отсутствовали признаки недобросовестного поведения.
Согласно п.п. а) п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе.
Таким образом, учитывая нарушение Заказчиком процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта (не представлены документы, подтверждающие надлежащее уведомление ООО "Шанс" о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта; не предоставление Поставщику срока для устранения выявленного нарушения Контракта), руководствуясь ст. 99, ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия Кировского УФАС России,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные КОГБУ "Вятский научно-технический информационный центр мониторинга и природопользования" о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) об ООО "Шанс" в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта от 22.09.2021 г. года N 50 на поставку ноутбука (извещение N 0340200003321009500), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 29 декабря 2021 г. N 043/06/104-1124/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.01.2022