Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок, рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "Мастер Клининг" на действия Единой комиссии по проведению закупок для нужд государственного заказчика - ФГБОУ ВО "ГГАУ" (далее - Единая комиссия ФГБОУ ВО "ГГАУ") при проведении электронного аукциона N0310100007721000005 на оказание услуг по уборке помещений и прилегающих территорий ФГБОУ ВО "ГГАУ" (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
15 декабря 2021 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Мастер Клининг" на действия Единой комиссии ФГБОУ ВО "ГГАУ" при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная комиссия ФГБОУ ВО "ГГАУ" необоснованно отказала ему в допуске к участию в Аукционе.
Также Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, поскольку содержит требование о предоставлении в составе первой части заявки на участие в Аукционе конкретных показателей товаров, используемых при оказании закупаемых услуг, в то время, как объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по уборке, а не поставка товара.
Кроме того в своей жалобе Заявитель указал, что требования к конкретным показателям товаров, установленные в Приложении N3 к Техническому заданию Аукционной документации, размещены Заказчиком в формате PDF, который защищен от копирования, что по мнению Заявителя является дополнительным фактором, препятствующим корректному заполнению первой части заявки на участие в Аукционе.
Не согласившись с доводами жалобы ФГБОУ ВО "ГГАУ" представило в материалы дела письменные возражения.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 01 декабря 2021 года на официальной сайте Единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - ЕИС) ФГБОУ ВО "ГГАУ" были размещены извещение о проведении электронного аукциона N0310100007721000005 на оказание услуг по уборке помещений и прилегающих территорий (далее - Извещение) и Документация для проведения указанного Аукциона (далее - Аукционная документация).
Согласно части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах.
Так как рассматриваемая жалоба подана после окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, установленного Извещением о проведении Аукциона и Аукционной документацией, на основании части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе она не подлежит рассмотрению в части, касающейся обжалования положений Аукционной документации.
2. Согласно Протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 10.12.2021 года до окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе было подано четыре заявки. Решением Единой комиссии ФГБОУ ВО "ГГАУ" Заявителю, то есть участнику N2, было отказано в допуске к участию в Аукционе на основании пунктов 1 и 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в связи с несоответствием информации, предусмотренной частью 4 статьи 66 Закона о контрактной системе требованиям Аукционной документации, а именно:
- в отношении товара "Электровеник" (п.2) участником указано: "Емкость аккумулятора: 2 А/ч". Требования Заказника: "Емкость аккумулятора: от 1 до 2 А/ч";
- в отношении товара "Тележка уборочная" (п.3) участником указано: "Вес: 8 кг". Требования Заказчика: "Вес: от 8 до 10 кг".
Согласно инструкции по заполнению заявки (Приложение N2 к Техническому заданию), в случае установления Заказчиком соответствующего максимального и минимального значения показателя товара (требование к нижней и верхней границе диапазона значений) с использованием слов/словосочетаний/символов "от ... до ...", "_", находящихся за знаком ":", участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать конкретное не интервальное количественное (числовое) значение такого показателя товара, которое должно быть в пределах разности значения, установленного Заказчиком и числовой величины, указанной после знака "_" либо в пределах суммы значения, установленного Заказчиком и числовой величины, указанной после знака "_", при этом, исключая границы диапазонов, либо в границах диапазона "от ... до исключая границы диапазонов и не содержащее указания на сведения относительно минимальности и максимальности его значения (слов/словосочетаний/символов "от ... до "_").
- в отношении товара "Электровеник" (п.2) участником указано: "Продолжительность уборки: 50 минут". Требования Заказчика: "Продолжительность уборки: до 60 минут";
- в отношении товара "Генератор холодного тумана" (п.8) участником указано: "Время работы генератора без перерыва: 25 мин". Требования Заказчика: "Время работы генератора без перерыва: до 30 мин".
Согласно инструкции но заполнению заявки (Приложение N2 к Техническому заданию), установление Заказчиком требования к значениям показателей (характеристик) товаров с использованием предлогов "от" или "до", за знаком ":", информирует о предоставлении участником диапазонных характеристик, участник предлагает диапазонное значение, при этом значения, указанные после предлогов "от", "до" должны являться соответственно нижней или верхней границей диапазона, при этом участник закупки представляет сведения о конкретных показателях без использования вышеуказанных слов и знаков.
- в отношении товара "Электровеник" (п.2) участником указано: "Длина трехсекционной металлической трубки: 110 см". Требования Заказчика: "Длина трехсекционной металлической трубки: Не <90 см";
- в отношении товара "Поломоечная машина 2" (п.7) участником указано: "Мах производительность, м2/ч: 280". Требования Заказчика: "Мах производительность, м2/ч; 300";
- в отношении товара "Очиститель воздуха" (п.9) участником указано: "Фильтры: Угольный". Требования Заказчика: "Фильтры: Угольный; НЕРА". Согласно инструкции по заполнению заявки (Приложение N2 Техническому заданию), во всех случаях, не указанных в данной инструкции, значения показателей остаются неизменяемыми, включая все слова, знаки, словосочетания, союзы, предлоги и т.п., кроме слов "должен (-на, но, -иы и другие склонения слова "должен") быть", "должен" (-на, но, -ны и другие склонения слова "должен").
- в отношении товара "Генератор холодного тумана" (п.8) "Габариты: 526x120x25 мм". Требования Заказчика: "Габариты: не меньше 500x100x22 мм".
Кроме того, в отношении товара "Бактерицидный рециркулятор воздуха (тип2)" (п.6) участником указано: "Площадь обработки, м2: 128". Требования Заказчика: "Площадь обработки, максимально, м2: 128".
Согласно инструкции по заполнению заявки (Приложение N2 к Техническому заданию), при представлении сведений о значениях показателей товаров участник закупки не вправе изменять наименования показателей и наименования товаров. Изменение названия показателя товара, единиц измерения или наименования товара трактуется комиссией как непредставление сведений о показателе.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержат конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
Согласно извещению о проведении Аукциона и Аукционной документации, предметом закупки является оказание услуг по уборке помещений и прилегающих территорий.
При этом, согласно Приложению N3 к Техническому заданию "Требования к конкретным показателям товаров, поставляемым заказчику при выполнении закупаемых услуг" Аукционной документации (далее - Приложение N3), в ходе исполнения контракта необходимо поставить, помимо прочего:
- электровеник (п.2) с длиной трехсекционной металлической трубки: не <90 см., емкость аккумулятора: от 1 до 2 А/ч, продолжительность уборки: до 60 минут;
- тележка уборочная (п.3) вес: от 8 до 10 кг;
- генератор холодного тумана (п.8) время работы генератора без перерыва: до 30 мин, габариты: не меньше 500x100x22 мм;
- поломоечная машина 2 (п.7) Мах производительность, м2/ч; 300;
- очиститель воздуха (п.9) фильтры: Угольный; НЕРА";
- бактерицидный рециркулятор воздуха (тип2) (п.6) площадь обработки, максимально, м2: 128.
При этом, согласно инструкции по заполнению заявки (Приложение N2 к Техническому заданию), в случае установления Заказчиком соответствующего максимального и минимального значения показателя товара (требование к нижней и верхней границе диапазона значений) с использованием слов/словосочетаний/символов "от ... до ...", "", находящихся за знаком ":", участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать конкретное не интервальное количественное (числовое) значение такого показателя товара, которое должно быть в пределах разности значения, установленного Заказчиком и числовой величины, указанной после знака "
" либо в пределах суммы значения, установленного Заказчиком и числовой величины, указанной после знака "
", при этом, исключая границы диапазонов, либо в границах диапазона "от ... до исключая границы диапазонов и не содержащее указания на сведения относительно минимальности и максимальности его значения (слов/словосочетаний/символов "от ... до "
").
Установление Заказчиком требования к значениям показателей (характеристик) товаров с использованием предлогов "от" или "до", за знаком ":", информирует о предоставлении участником диапазонных характеристик, участник предлагает диапазонное значение, при этом значения, указанные после предлогов "от", "до" должны являться соответственно нижней или верхней границей диапазона, при этом участник закупки представляет сведения о конкретных показателях без использования вышеуказанных слов и знаков.
Во всех случаях, не указанных в данной инструкции, значения показателей остаются неизменяемыми, включая все слова, знаки, словосочетания, союзы, предлоги и т.п., кроме слов "должен (-на, но, -иы и другие склонения слова "должен") быть", "должен" (-на, но, -ны и другие склонения слова "должен").
При представлении сведений о значениях показателей товаров участник закупки не вправе изменять наименования показателей и наименования товаров. Изменение названия показателя товара, единиц измерения или наименования товара трактуется комиссией как непредставление сведений о показателе.
Однако, в нарушение требований пунктов 1 и 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе и Инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе Заявителем в составе первой части заявки на участие в Аукционе были предложены к поставке товары с указанием следующих характеристик:
- электровеник: емкость аккумулятора: 2 А/ч", продолжительность уборки: 50 минут;
- генератор холодного тумана: время работы генератора без перерыва: 25 мин, габариты: 526x120x25 мм;
- тележка уборочная" вес: 8 кг;
- поломоечная машина 2" Мах производительность, м2/ч: 280;
- очиститель воздуха, фильтры: угольный;
- бактерицидный рециркулятор воздуха (тип2) площадь обработки, м2: 128.
То есть, Заявка Заявителя не соответствует требованиям Аукционной документации (Инструкции по заполнению заявки) в части указания данных характеристик товаров.
Вместе с тем, Заявителю также было отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию: (п.7) поломоечная машина: "max производительность м/ч: 280", в то время как согласно пункту 7 Приложения N3, в ходе исполнения контракта необходимо также поставить поломоечную машину в качестве одной из характеристик которой Заказчиком установлено: "max производительность м
/ч: 300". Однако, согласно Инструкции по заполнению Заявки на участие в Аукционе использование Заказчиком, при описании наименования показателей, слов "максимальный" либо "максимальная" либо "максимальном", информирует о предоставлении участником конкретных характеристик максимальных не включая крайнее значение, участник предлагает одно значение менее требуемого Заказчиком.
При этом, отказ участнику рассматриваемой закупки, заявке на участие в Аукционе которого присвоен идентификационный номер N2 по иным основаниям, указанным в Протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 10.12.2021 года, обоснован.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что решение Единой комиссии ФГБОУВО "ГГАУ" об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе в целом является обоснованным.
3. В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система, взаимодействие которой с иными информационными системами, обеспечивает формирование, обработку, хранение и предоставление данных (в том числе автоматизированные) участникам контрактной системы в сфере закупок в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 7 Закона о контрактной системе, в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
В силу части 2 статьи 7 Закона о контрактной системе, открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 статьи 7 Закона о контрактной системе, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
На основании части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Таким образом, информация, размещаемая в ЕИС с целью проведения Аукциона, должна быть доступной. Однако законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не установлено, в каком именно формате она должна быть опубликована в сети Интернет, соответственно допускается наличие в Аукционной документации файлов в формате PDF.
При этом установлено, что Приложение N3 к Техническому заданию Аукционной документации, размещенное в ЕИС в формате PDF, позволяет копирование текста.
4. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, а также обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Статья 8 Закона о контрактной системе закрепила обязательность соблюдения при осуществлении закупок принципа обеспечения конкуренции, согласно которому контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно части 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно извещению о проведении Аукциона и Аукционной документации, предметом закупки является оказание услуг по уборке помещений и прилегающих территорий.
При этом, согласно Приложению N3 к Техническому заданию "Требования к конкретным показателям товаров, поставляемым заказчику при выполнении закупаемых услуг", в ходе исполнения контракта помимо электрощеток, электровеников, генератора холодного тумана, тележек уборочных и поломоечной машины, также бактерицидные рециркуляторы воздуха, очиститель воздуха и т.д.
Вместе с тем, пункт 1.5 Технического задания "Перечень работ, входящих в основную уборку внутренних помещений" не содержит таких работ, как очистка воздуха, дезинфекция воздуха и применение холодного тумана.
Кроме того, раздел "Инвентарь и материалы для профессиональной уборки" ГОСТа Р 57595-2017. "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Термины и определения" не включает такого оборудования, как рециркулятор воздуха и очиститель воздуха.
То есть, Аукционная документация содержит требование поставить в ходе выполнения работ по уборке помещений товары, которые функционально и технологически не связаны с предметом закупки, то есть уборкой, что ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, Аукционная документация не соответствует требованиям статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Действия должностного лица ФГБОУ ВО "ГГАУ", выразившиеся во включение в описание объекта закупки требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки и по включению в состав объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "Мастер Клининг" на действия Единой комиссии ФГБОУ ВО "ГГАУ" при проведении электронного аукциона N0310100007721000005 на оказание услуг по уборке помещений и прилегающих территорий ФГБОУ ВО "ГГАУ".
2. Признать ФГБОУ ВО "ГГАУ" нарушившей требования статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что ранее по делу NА641-12/21 государственному заказчику - ФГБОУ ВО "ГГАУ" уже было выдано предписание об устранении нарушений при проведении Аукциона N0310100007721000005, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Мастер Клининг" предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 22 декабря 2021 г. N А643-12/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.01.2022