Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела;
Рощупкина Ю.В. - заместитель председателя Комиссии, начальник отдела;
Качкин И.В. - член Комиссии, государственный инспектор,
в отсутствие представителей бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежская городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 10" (о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом) в присутствии представителей Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области Куракиной Г.С. (на основании доверенности от 01.12.2020 года N 7), Скоркиной Н.В. (на основании доверенности от 23.04.2021 года N 10), в присутствии представителя ООО "Федеральная медицина" Оганяна А.С. (на основании доверенности от 22.11.2021 года N 1), в присутствии представителя заинтересованного лица - ООО "РЕСУРССЕРВИСПЛЮС" Акименко С.А. (на основании доверенности от 27.12.2021 года N 1),
рассмотрев жалобу ООО "Федеральная медицина" на действия бюджетных учреждений здравоохранения Воронежской области (Заказчик-координатор бюджетное учреждение здравоохранения Воронежской области "Воронежская городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 10", аукционной комиссии Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области при проведении совместного электронного аукциона на поставку медицинских изделий (номер извещения 0131200001021012027),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО "Федеральная медицина" (далее - Заявитель) на действия бюджетных учреждений здравоохранения Воронежской области (Заказчик-координатор бюджетное учреждение здравоохранения Воронежской области "Воронежская городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 10", аукционной комиссии Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении совместного электронного аукциона на поставку медицинских изделий (номер извещения 0131200001021012027).
По мнению Заявителя, действия аукционной комиссии Уполномоченного органа нарушают положения Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102), а именно: участник электронного аукциона ООО "РЕСУРССЕРВИСПЛЮС" неправомерно признан победителем, так как заявка данного участника не соответствует требованиям Документации, Закона о контрактной системе, Постановления N 102.
В соответствии с п. 3.32 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее по тексту - Административный регламент) Комиссией объявлен перерыв в рассмотрении жалобы для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения до 29.12.2021 года 11 часов 00 минут.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, заслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение N 0131200001021012027 размещено в сети "Интернет" в единой информационной системе по адресу www.zakupki.gov.ru.
Начальная (Максимальная) цена контракта составляет 107 083 155,50 рублей.
Предметом рассматриваемого аукциона является поставка медицинских изделий.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 15.12.2021 N0131200001021012027-3 победителем признано ООО "РЕСУРССЕРВИСПЛЮС" с предложенной ценой контракта 95 304 008,34 рублей.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
- наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании ч. 2 ст. 66 Закона о контрактной системе, заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно п. 2, п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
- документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);
- документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Изучив документацию об электронном аукционе, Комиссией установлено, что в рамках реализации ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, Заказчиками установлены следующие запреты, ограничения и условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств:
30. Условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств |
Участнику закупки, заявка которого содержит исключительно предложения о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, предоставляются преимущества в отношении цены контракта в размере 15.00 процентов. В случае предоставления заявки на поставку товара, происходящего из иностранного государства, применяются правила, предусмотренные пунктом 33 Раздела 1.1 Общие положения электронного аукциона и Приказом Минфина России от 4 июня 2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд". |
31. Запреты и ограничения допуска товаров, работ, услуг, происходящих из иностранных государств |
Установлено ограничение на допуск и условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. N102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". |
Пунктом 2 Постановления N 102 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1 или перечень N 2, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок, соответствующих требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке), которые одновременно:
а) для заявок, содержащих предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1:
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок;
б) для заявок, содержащих предложения о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, включенных в перечень N 2:
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок;
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, процентная доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции которых соответствует указанной в показателе локализации собственного производства медицинских изделий;
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, на производство которых имеется документ, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования".
С учетом того, что к закупке требуются шприцы общего назначения (входят в перечень N 1 Постановления N 102, Код позиции 32.50.13.110 "Иглы хирургические; инструменты колющие; шприцы-инъекторы медицинские многоразового и одноразового использования с инъекционными иглами и без них), Документацией установлены следующие требования к составу второй части заявки участника электронного аукциона: "Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Федерального закона N44-ФЗ:
- копия сертификата о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Приказом ТПП РФ от 10.04.2015 N 29) (пп. 2.6 п. 19 Информационной карты Документации).
Исходя из технического задания Заказчика, Комиссией установлено, что к поставке требуется 23 позиции "Шприц общего назначения" с разными техническими характеристиками.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что при буквальном толковании требований Постановления N 102, подтверждение страны происхождение товара осуществляется по каждой позиции технического задания, так как эти позиции представляют собой отдельные медицинские изделия.
Изучив протоколы рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 09.12.2021 N0131200001021012027-1, подведения итогов электронного аукциона от 15.12.2021 N0131200001021012027-3, предоставленные первые и вторые части заявок участников электронного аукциона, Комиссией установлено следующее.
На участие в аукционе было подано 4 заявки, одна из которых подана ООО "Витро" (идентификационный номер заявки 111077481).
При этом по позициям N 7, N 12, N 20 технического задания предложен товар, страной происхождения которого является Китай (участник задекларировал страну происхождения товара в составе первой части заявки).
При таких обстоятельствах, как пояснили представители уполномоченного органа, аукционная комиссия осуществила проверку предложений иных участников закупки по вышеуказанным позициям для выявления их соответствиям Постановлению N 102.
Победителем электронного аукциона - ООО "РЕСУРССЕРВИСПЛЮС" (идентификационный номер заявки 111075685) по позициям N 7, N 12, N 20 Технического задания был предложен товар, страной происхождения которого является Россия и предоставлены следующие документы о подтверждении страны происхождения товара: Регистрационное удостоверения N ФСР 2008/03888 от 17.07.2019 года, производитель ООО "МПК "Елец", а также Сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 N 9037000060, выданный также ООО "МПК "Елец".
Вместе с тем, срок действия вышеуказанного сертификата истек 08.08.2020 года, в связи с чем, он не отвечает требованиям, установленным Постановлением N 102, а также Документации об электронном аукционе.
ООО "Доктор В" (идентификационный номер заявки 111081218) по позициям N 7, N 12, N 20 Технического задания предложен также товар, страной происхождения которого является Россия.
В подтверждение страны происхождения товара, ООО "Доктор В" в составе второй части были приложены Регистрационное удостоверение N ФСР 2008/03888 от 17.07.2019 года производитель ООО "МПК "Елец", а также Сертификат по форме СТ-1 N 1037001592, выданный ООО "Доктор В" для участия в электронном аукционе (производитель, заявленный в сертификате - ООО "МПК "Елец") и сертификат СТ-1, выданный ООО "МПК "Елец" N 1037001337 со сроком действия до 28.07.2022 года.
Таким образом, фактически вышеуказанным участником предложен товар одного производителя по всем спорным позициям.
Заявителем также была задекларирована страна происхождения товара Российская Федерация.
В составе второй части заявки ООО "Федеральная медицина" были предоставлены следующие документы для подтверждения страны происхождения товара:
- регистрационное удостоверение N ФСР 2008/03888 от 17.07.2019 года производитель ООО "МПК "Елец";
- копия сертификата по форме СТ-1, выданный ООО "МПК "Елец" N 1037001337 со сроком действия до 28.07.2022 года;
- регистрационное удостоверение N РЗН 2019/9116 от 30.04.2020 года, производитель ООО "Премьер-Мед";
- копия сертификата по форме СТ-1 N 1037001591, выданный ООО "Федеральная медицина".
Вместе с тем, Комиссией установлено, что копия сертификата по форме СТ-1 N 1037001591, выданного ООО "Федеральная медицина" для участия в закупке, не содержит в себе указание на производителя, а также имеет нечитаемую печать, в связи с чем, невозможно определить производителя медицинского изделия и, как следствие, данный сертификат, приложенный в составе второй части заявки, не может являться надлежащим подтверждением страны происхождения товара.
При таких обстоятельствах, по всем спорным позициям, всеми участниками предложен товар одного и того же производителя - ООО "МПК "Елец".
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о невозможности исполнения требований Постановления N 102, в связи с чем, оно не может действовать в рассматриваемом случае и должны применяться условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Приказом Минфина России от 4 июня 2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, Комиссия не усматривает в действиях Уполномоченного органа нарушений положений Закона о контрактной системе, так как отсутствуют правовые основания для отклонения заявок участников электронного аукциона.
Кроме того, Комиссия отмечает, что в случае отклонения заявки ООО "РЕСУРСЕРВИСПЛЮС" в соответствии с требованиями Постановления N 102, Заявителем не будет являться победителем, так как он, по результатам подачи ценовых предложений, занял последнее место, в связи с чем, отклонение заявки победителя не повлечет за собой восстановления прав и законных интересов ООО "Федеральная медицина".
Таким образом, руководствуясь ст. ст. 99 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Федеральная медицина" на действия бюджетных учреждений здравоохранения Воронежской области (Заказчик-координатор бюджетное учреждение здравоохранения Воронежской области "Воронежская городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 10", аукционной комиссии Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области при проведении совместного электронного аукциона на поставку медицинских изделий (номер извещения 0131200001021012027) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Заместитель председателя Комиссии Ю.В. Рощупкина
Член Комиссии И.В. Качкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 11 января 2022 г. N 036/06/64-10/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.01.2022