Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шевченко А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Страхолетовой А.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "Интермед-Омск" (далее - заявитель, общество) на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" (далее - уполномоченное учреждение) при осуществлении закупки "Поставка медицинских расходных материалов (шприцы)" путем проведения совместного электронного аукциона (извещение N 0852500000121003455) (далее - электронный аукцион) для нужд бюджетных учреждений здравоохранения Омской области (далее - заказчики),
в присутствии представителей:
________.
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба (вх. N 12496 от 23.12.2021) на положения документации об электронном аукционе, по мнению заявителя, нарушающие требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 17.12.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным учреждением были размещены извещение и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 45137012,46 руб.
27.12.2021 на официальном сайте ЕИС размещен протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, согласно которому на участие в аукционе было подано две заявки, оба участника закупки были допущены к участию в аукционе.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 28.12.2021 наименьшее ценовое предложение составило 39720570,78 руб.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 29.12.2021 заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе. Победителем признано ООО "Медфарм Сибири".
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов, пояснений представителя уполномоченного учреждения Комиссия установила следующее.
Согласно доводам жалобы заявителя уполномоченным учреждением допущено нарушение требований действующего законодательства при составлении документации об электронном аукционе, а именно:
"1) В позициях N5, N6, N7 и N8 в параметре "игла в комплекте" указанно количество игл "две и более", а требования к размеру установлены только для одной иглы. В то время как в позициях N16 и N17 указаны размеры двух игл. Это не дает адекватно описать планируемый к поставке товар.
2) Нарушены показатели установленные Каталогом ТРУ.
В разделе описание объекта закупки (техническое задание) в позиции N 16 Шприц общего назначения, которая соответствует описанию КТРУ N 32.50.13.110-00004563, обязательного для применения. В данной позиции Заказчик должен выбрать показатель "градуированный объем шприца", юторый может выражаться как точным, так и диапазонным значением.
Заказчик выбрал показатель с диапазонным значением > 3 и < 5 кубический сантиметр; ^миллилитр. Однако в описание дополнительных параметров товара добавил требование, противоречащее указанному в КТРУ диапазону объема шприца, указав, что требуется шприц с показателем "номинальная вместимость" (что является аналогом понятия "градуированный объем шприца") равным 4 мл.
Участник Закупки не может предложить для поставки шприцы, соответствующие диапазону, установленному справочником КТРУ > 3 и < 5 кубический сантиметр; ^миллилитр, а может предложить лишь шприц 4 мл.
В разделе описание объекта закупки (техническое задание) в позиции N 17 Шприц общего назначения, которая соответствует описанию КТРУ N 32.50.13.110-00004563, обязательного для применения. В данной позиции Заказчик должен выбрать показатель "градуированный объем шприца", который может выражаться как точным, так и диапазонным значением.
Заказчик выбрал показатель с диапазонным значением > 10 и < 20 кубический сантиметр; ^миллилитр. Однако в описание дополнительных параметров товара добавил требование, противоречащее указанному в КТРУ диапазону объема шприца, указав, что требуется шприц с показателем "номинальная вместимость" (что является аналогом понятия "градуированный объем шприца") равным 19 мл.
Участник Закупки не может предложить для поставки шприцы, соответствующие диапазону, установленному справочником КТРУ > 10 и < 20 кубический сантиметр; ^миллилитр, а может предложить лишь шприц 19 мл.
Такое сокращение диапазона "градуированного объема шприца" недопустимо, так как п. 5 Правил использования Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145) прямо оговаривает условия применения дополнительных параметров товара: "Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога".
В данном случае неправомерно сокращены установленные в позиции справочника КТРУ диапазон "градуированного объема шприца". В описании указанных позиций КТРУ отсутствует вариант "градуированного объема шприца" 4 и 19 кубических сантиметров; ^миллилитров".
Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, основной задачей законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является обеспечение максимально широкого круга участников закупок и выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 6 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Пунктом 4 Правил установлено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Из пункта 5 Правил следует, что заказчик вправе, за исключением случаев, если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона, указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
При этом пунктом 6 Правил установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Также установлено, что Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, в соответствии с статьей 33 Федерального закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
По спорным позициям 16 и 17 в описании объекта закупки использована позиция КТРУ 32.50.13.110-00004563, а также указаны дополнительные характеристики с надлежащим обоснованием их использования. В частности, по спорной характеристике "номинальная вместимость" указано следующее обоснование: "Для введения точного количества лекарственного средства, п. 3.1 ГОСТ Р ИСО 7886-1-2011".
ГОСТ Р ИСО 7886-1-2011 Межгосударственный стандарт. Шприцы инъекционные однократного применения стерильные. Часть 1. Шприцы для ручного использования, содержит следующие определения:
"3.1. номинальная вместимость (nominal capacity): Вместимость шприца, обозначенная изготовителем.
Примечание. Например, вместимость 1 мл, 5 мл, 50 мл.
3.2. градуированная вместимость (graduated capacity):
3.3. полная градуированная вместимость (total graduated capacity): Объем воды при температуре (20 +/- 5) °С [или, в тропических странах, (27 +J- 5) °С], вытесненный из шприца при пересечении линией отсчета на поршне определенного интервала или интервалов шкалы.
Вместимость шприца, соответствующая линии градуировки, наиболее удаленной от нулевой линии градуировки.
Примечание. Полная градуированная вместимость может быть равна номинальной вместимости или превышать ее".
Таким образом, в соответствии с действующими правовыми актами о техническом регулировании градуированный и номинальный объем шприца не являются идентичными понятиями.
Все диапазоны значений, указанные в описании объекта закупки, включают в себя показатели, указанные заявителем в жалобе, и не противоречат друг другу.
Закупка конкретного номинального объема шприца с отсутствием расширенной градуировки способствует исключению ошибки со стороны медицинского персонала, в части превышения градуировки шприца и тем самым исключается возможность передозировки лекарственными препаратами и что способствует введению точного количества лекарственного средства.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Частью 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе допускает самостоятельное формирование Заказчиком необходимой ему закупки, исходя из своих потребностей. Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение и отвечать его фактической потребности, ,
Таким образом, в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об электронном аукционе должен установить требования к товару с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Более того, из постановления Президиума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 11017/10 следует, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Как следует из пояснений уполномоченного учреждения в документации об электронном аукционе описание объекта закупки сформировано с учетом потребностей всех заказчиков - участников совместной закупки.
Также в пояснениях уполномоченного учреждения указано следующее:
"По спорным позициям заказчикам - бюджетным учреждениям здравоохранения Омской области требуются к поставке требуются шприцы общего назначения с двумя и более иглами. Согласно практике использования подобных шприцев в медицинских учреждениях одна игла используется для непосредственной инъекции пациенту, а вторая для набора препарата в шприц.
Анализ рынка шприцев общего назначения с двумя иглами показал, что у различных производителей в комплекте идут иглы как двух одинаковых диаметров, так и различных.
Поскольку вторая игла используется исключительно для набора препарата с целью расширения круга возможных участников электронного аукциона установлено требование исключительно к одной игле, которая будет использоваться в непосредственном контакте с пациентом.
Вместе с тем, в практике используются препараты, которые требуют определенного диаметра иглы для набора. С учетом изложенного с целью обеспечения наличия различных видов шприцов в медицинских учреждениях в описании объекта закупки установлены соответствующие требования.
Следует обратить внимание, что 22 декабря 2021 года Учреждением размещены соответствующие разъяснения, что по позициям 4-8 участниками электронного аукциона могут быть предложены шприцы в комплекте с двумя иглами различных диаметров".
Комиссия согласилась с возражениями уполномоченного учреждения и не усматривает в его действиях нарушений Федерального закона о контрактной системе, в связи с чем признает жалобу заявителя необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "Интермед-Омск" на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" при осуществлении закупки "Поставка медицинских расходных материалов (шприцы)" путем проведения совместного электронного аукциона (извещение N 0852500000121003455).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
А.Н. Шевченко |
Члены Комиссии: |
А.П.Алексина
А.В. Страхолетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 30 декабря 2021 г. N 055/06/33-1278/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.01.2022