Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью "Норма" (далее - Общество, Заявитель, ООО "Норма") (вх. N 7637 от 27.12.2021) на действия муниципального учреждения "Городская Служба Единого Заказчика" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов Советского территориального округа муниципального образования город Тула в 2022 году в рамках реализации национального проекта "Жилье и городская среда" (закупка N 0366200035621008158) (далее - Электронный аукцион, Закупка), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), при участии:
- - представителя государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) по доверенности;
- - представителю Заказчика по доверенности;
в отсутствие представителей ООО "Норма", надлежащим образом уведомленного о дате, времени и способе рассмотрения настоящего дела,
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Электронного аукциона.
Заявитель считает, что при проведении рассматриваемой закупки необходимо было установить условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н, так как в части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе установлены требования к товару "Ограждения", сведения о которых содержатся в приложении N 1 к вышеназванному приказу Минфина России, что указывает на необходимость применения национального режима, предусмотренного частью 3 статьи 14 Закона.
Представители Уполномоченного учреждения, Заказчика, присутствующие на заседании Комиссии, не согласились с доводами жалобы, представили возражения.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правил внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении Электронного аукциона, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение и документация об электронном аукционе на право заключения контракта на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов Советского территориального округа муниципального образования город Тула в 2022 году в рамках реализации национального проекта "Жилье и городская среда" (закупка N 0366200035621008158) (далее - извещение и документация об электронном аукционе) 17.12.2021 размещены в единой информационной системе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 26 878 113,86 рублей.
Контракт по итогам Электронного аукциона Заказчиком не заключен.
Согласно части 1 статьи 59 Закона под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 14 Закона при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 14 Закона).
Согласно части 4 статьи 14 Закона федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона.
Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 1 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н определено, что условия допуска применяются при осуществлении закупок товаров, указанных в приложении N 1, приложении N 2 к Приказу Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
В извещении об электронном аукционе установлено, что объектом рассматриваемой закупки является "Выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов Советского территориального округа муниципального образования город Тула в 2022 году в рамках реализации национального проекта "Жилье и городская среда"".
При этом согласно пункту 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Пунктом 38 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
Таким образом, в частности, металлические ограждения, монтаж которых предусмотрен частью II "Техническое задание" документации об электронном аукционе в рамках выполнения работ, также являются составной частью благоустройства территории.
Более того, документация об электронном аукционе, в частности часть III "Проект контракта" (далее - Проект контракта) не содержит каких-либо положений, которые бы выделяли товар "Ограждения" в обособленную единицу, подлежащую приемке со стороны Заказчика и, как следствие, принятию такого товара к бухгалтерскому учету в качестве отдельного объекта основных средств в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Вместе с тем, из письменных пояснений Заказчика следует следующее.
При выполнении закупаемых работ товары не поставляются. Материалы (комплектующие), указанные в документации об электронном аукционе, являются составной частью результата выполненных работ и не могут быть отделены (разделены) и быть определены, как отдельный поставляемый товар. Требования в соответствии с Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н Заказчиком не установлены, так как объектом закупки является выполнение работ, как единое целое, в связи с чем условия допуска не применено при проведении Закупки.
Следует отметить, что в тексте проекта контракта нет указания на то, что товар будет приниматься на основании товарной накладной или универсального передаточного документа.
Согласно пункту 1.1 Проекта контракта подрядчик обязуется по заданию заказчика выполнить работы по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов Советского территориального округа муниципального образования город Тула в 2022 году в рамках реализации национального проекта "Жилье и городская среда", в соответствии с Перечнем объектов на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий (Приложение N 1), графиком выполнения работ (Приложение N 2), техническим заданием (Приложение N 3), сметной документацией (Приложение N 4), схемами (Приложение N 5), являющимися неотъемлемой частью настоящего контракта, и сдать их результат заказчику, а заказчик обязуется принять и оплатить надлежащим образом выполненные подрядчиком работы в соответствии с условиями контракта.
В подпункте 2.3 Проекта контракта указано, что оплата за выполненные работы (этап работ) осуществляется Заказчиком на основании акта сдачи-приемки выполненных работ (этапа работ) (Приложение N 6), акта о приемке выполненных работ (форма N КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), предоставления счета на оплату и счета-фактуры, выставленных Подрядчиком.
Таким образом, из условий проекта контракта следует, что предмет контракта, права и обязанности сторон, оплата и порядок приемки касаются исключительно обязательств по выполнению работ, при этом работы считаются подтвержденными Заказчиком и подлежат оплате в соответствии с условиями контракта после подписания сторонами акта о приемке выполненных работ (форма N КС-2), акта сдачи-приемки выполненных работ (этапа работ) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), в порядке, установленном пунктами 5.1-5.4 Проекта контракта (пункт 5.9 Проекта контракта), что не позволяет сделать вывод о заключении Заказчиком договора поставки товара.
Из указанных положений Проекта контракта однозначно не следует, что при выполнении работ Заказчик приобретает товары, в том числе не определен порядок приемки и оплаты указанных товаров, не указано, что предмет контракта включает в себя приобретение и поставку товара, что свидетельствует о заключении заказчиком договора подряда без условия о поставке материалов в качестве товара.
Из документации о Закупке и Проекта контракта следует, что результатом закупки, имеющим потребительскую ценность для Заказчика, является наличие благоустроенных территорий.
Тем самым Заказчик подтвердил, что закупка осуществляется для целей получения результата работы в виде благоустроенной территории.
Таким образом, на заседании Комиссии установлено, что в отношении рассматриваемой закупки не установлены условия допуска продукции, происходящих из иностранных государств, согласно Приказу Минфина России от 04.06.2018 N 126н, поскольку объектом закупки является выполнение работ по благоустройству, а товар, подлежащий монтажу в результате выполненных работ, не принимается Заказчиком к бухгалтерскому учету в качестве отдельного объекта основных средств в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Необходимо отметить, что Заявитель участие своих представителей в заседании Комиссии не обеспечил; каких-либо документов, подтверждающих доводы жалобы, а также доказательств, свидетельствующих о необходимости установления соответствующих условий допуска в рамках рассматриваемой закупке, не представил.
Более того, данная закупка осуществляется в рамках реализации национального проекта "Жилье и городская среда".
Согласно пункту 1.1 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, в размере 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), в соответствии с подпунктами 1.2 и 1.3 пункта 1 настоящего приказа предоставляются участникам закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза.
Необходимо отметить, что такой товар как "ограды (заборы) и ограждения" в перечень товаров, закупаемых при реализации национальных проектов, предусмотренный приложением N 2 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н, не входит.
Таким образом, довод Заявителя признается Комиссией необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Правилами, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Норма" (вх. N 7637 от 27.12.2021) на действия муниципального учреждения "Городская Служба Единого Заказчика" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов Советского территориального округа муниципального образования город Тула в 2022 году в рамках реализации национального проекта "Жилье и городская среда" (закупка N 0366200035621008158) необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 11 января 2022 г. N 071/06/105-1311/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.01.2022