Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
в присутствии представителя федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Комсомольский-на-Амуре государственный университет" по доверенности,
в отсутствии представителя общества с ограниченной ответственность "Вектор" (далее - ООО "Вектор", Общество) (о дате, времени и месте рассмотрения Общество уведомлено надлежащим образом),
рассмотрев материалы дела N 7-3/740 по обращению заказчика - федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Комсомольский-на-Амуре государственный университет" (далее - ФГБОУ "Комсомольский-на-Амуре государственный университет", заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Вектор" (ИНН 5003144465) и его учредителе (генеральном директоре) Никитиной Анастасии Федоровне (ИНН 220914617891) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта (договора) от 30.08.2021 N АЭ44 N004/19 на оказание услуг по комплексной уборке помещений университета (реестровый номер 1272700076921000010), заключенного по результатам электронного аукциона N 0322100014721000004,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило обращение заказчика - ФГБОУ "Комсомольский-на-Амуре государственный университет" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Вектор" (ИНН 5003144465) и его учредителе (генеральном директоре) Никитиной Анастасии Федоровне (ИНН 220914617891) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта (договора) от 30.08.2021 N АЭ44 N004/19 на оказание услуг по комплексной уборке помещений университета (реестровый номер 1272700076921000010), заключенного по результатам электронного аукциона N 0322100014721000004.
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1078) Хабаровским УФАС России проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
Извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0322100014721000004 размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 26.07.2021.
Объект закупки: оказание услуг по комплексной уборке помещений университета.
Начальная (максимальная) цена контракта: 15 269 675,28 рублей.
Дата проведения аукциона в электронной форме: 10.08.2021.
Согласно протоколу N АЭ44 N004/19-01 рассмотрения первых частей заявок, представленных по аукциону в электронной форме от 09.08.2021 на участие в закупке подано девять заявок (NN 65, 117, 114, 54, 219, 135, 153, 100, 167), которые признаны соответствующими требованиям аукционной документации и допущены к участию в электронной процедуре.
В соответствии с протоколом N АЭ-004/19-02 подведения итогов аукциона в электронной форме от 12.08.2021 из восьми участвующих в электронной процедуре заявок (NN 65, 117, 114, 54, 219, 135, 153, 167), по результатам рассмотрения вторых частей заявок, победителем аукциона признано ООО "Вектор" (заявка N 153) с ценовым предложением 6 857 348,92 рублей.
В силу ч. 1 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
30.08.2021 между ФГБОУ "Комсомольский-на-Амуре государственный университет" и ООО "Вектор" заключен контракта (договор) N АЭ44 N004/19 на оказание услуг по комплексной уборке помещений университета (реестровый номер 1272700076921000010) (далее - Договор). Цена Договора составляет 6 857 348,92 рублей (п. 2.1 Договора).
В соответствии с п. 1.1 Договора Заказчик поручает и оплачивает, а Исполнитель принимает на себя обязательства оказать услуги по комплексной уборке помещений университета (далее - услуги) в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1), являющимся неотъемлемой частью настоящего Договора.
Согласно п. 4 Технического задания (Приложение N 1 к Договору) (далее - Техническое задание) местом оказания услуг является Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре:
- пр. Ленина 27, учебный корпус N1;
- пр. Ленина 27, учебный корпус N2;
- пр. Ленина 27, учебный корпус N3;
- ул. Комсомольская 50, учебный корпус N4;
- пр. Ленина 27, учебный корпус N5;
- пр. Ленина 27, Спорткомплекс;
- ул. Котовского 3, общежитие N3;
- пр. Первостроителей 22/2, общежитие N2.
Объем оказываемых услуг установлен в п. 6 Технического задания.
Согласно п. 7 Технического задания все услуги должны оказываться в рабочее время работы Университета: ежедневно при шестидневной рабочей неделе (понедельник-суббота) без нарушения рабочего режима и производственного процесса с соблюдением техники безопасности и охраны труда.
В силу п. 5.2 Договора сдача и приемка по объему и качеству услуг (работ), оказанных в ходе исполнения настоящего договора, осуществляется по окончании каждого отчетного периода и оформляется путем подписания Актов сдачи-приемки услуг (работ) между Заказчиком и Исполнителем в 2 (двух) экземплярах, один экземпляр - Исполнителю, второй экземпляр - Заказчику. Отчётным периодом является календарный месяц.
В соответствии с п. 1.3 Договора срок оказания услуг: с 01.09.2021 по 31.08.2022.
Согласно п. 8.1 Договора настоящий Договор вступает в силу с момента подписания и действует по 30 сентября 2022 года включительно, а в части обязательств, возникших в период действия настоящего Договора, - до полного их исполнения Сторонами.
Расторжение договора допускается по соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора в соответствии с гражданским законодательством (п. 8.2 Договора).
В силу п. 8.4 Договора Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения договора по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Материалами дела установлено, что Исполнителем (ООО "Вектор") согласно акту N 126 о невыполнении условий Договора от 09.11.2021 услуги по уборке помещений университета в соответствии с Техническим заданием с 01.11.2021 по 09.11.2021 не оказываются.
При этом в соответствии с актом от 30.09.2021 N 1 услуги за сентябрь 2021 года в рамках Договора оказаны в полном объеме и оплачены платежным поручением от 08.10.2021 N 244578 на сумму 571445,74 рублей.
Согласно акту от 31.10.2021 N 2 услуги за октябрь 2021 года оказаны в полном объеме, однако некачественно, с замечаниями, отраженными в акте, что также подтверждено актами о невыполнении условий договора от 21.10.2021 N 118, от 22.10.2021 N 119, от 25.10.2021 N 121, от 26.10.2021 N 122, от 27.10.2021 N 123, от 28.10.2021 N 125.
28.10.2021 в адрес Исполнителя (ООО "Вектор") направлена претензия о ненадлежащем исполнении условий Договора.
Однако ответ на претензию от ООО "Вектор" в адрес ФГБОУ "Комсомольский-на-Амуре государственный университет" не поступал.
С учетом выявленных замечаний услуги за октябрь 2021 года оплачены согласно платежному поручению от 19.11.2021 N 69736 на сумму 556 445,74 рублей.
Невыполнение условий Договора по уборке помещений университета в соответствии с Техническим заданием с 01.11.2021 по 09.11.2021 явились основанием для принятия заказчиком 10.11.2021 решения об одностороннем отказе от исполнения Договора.
Решение об одностороннем отказе от исполнения договора размещено заказчиком в ЕИС 11.11.2021 и 15.11.2021 направлено в адрес Исполнителя (ООО "Вектор") Почтой России заказным письмом с уведомлением исх. (почтовый идентификатор 68101665140446). Договор расторгнут 23.12.2021.
Проанализировав представленные заказчиком документы, а также информацию, размещенную в ЕИС, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с п. 8 постановления Пленума ВС РФ N 7 в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В силу требований ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России, 10.11.2021 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения договора размещено заказчиком в ЕИС 11.11.2021 и 15.11.2021 направлено в адрес Поставщика Почтой России заказным письмом с уведомлением (почтовый идентификатор 68101665140446). Договор расторгнут 23.12.2021.
При определении даты вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения договора, заказчик исходил с даты надлежащего уведомления Исполнителя (ООО "Вектор").
В силу ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, в связи с тем, что у заказчика отсутствовала информация о вручении Исполнителю (ООО "Вектор") указанного уведомления, датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС, в данном случае это 12.12.2021.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии со ст.193 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
С даты надлежащего уведомления Исполнителя (ООО "Вектор") о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения договора, заказчиком определена и рассчитана дата расторжения договора 23.12.2021.
Вместе с тем, как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России, согласно информации реестра контрактов ЕИС датой расторжения договора является 10.11.2021.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Закона N 44-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов). В реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с п.п. 4, 5, 23, 42, 44, 45, п. 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) и п. 52 ч. 1 ст. 93 настоящего Федерального закона.
В силу п. 11 ч. 2 ст. 103 Закона N 44-ФЗ в реестр контрактов включается информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения.
Согласно ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в п.п. 1 - 7, 9, 12 и 14 ч. 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена ч. 2 настоящей статьи и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в п.п. 8, 10, 11 и 13 ч. 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Из приведенных положений ст. 103 Закона N 44-ФЗ, действующих во взаимосвязи с ч. 3 ст. 7 Закона N 44-ФЗ, следует, что информация, направляемая заказчиком для включения в реестр контрактов, размещенный в единой информационной системе в сфере закупок, должна быть полной и достоверной.
Таким образом, Заказчиком в нарушение требований ч. 3 ст. 7 Закона N 44-ФЗ направлена недостоверная информация в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для целей размещения в реестре контрактов, что образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По состоянию на 22.12.2021 услуги по уборке помещений в рамках Договора оказаны и оплачены заказчиком за сентябрь 2021 года (акт от 30.09.2021 N 1, платежное поручение от 08.10.2021 N 244578 на сумму 571445,74 рублей) и за октябрь 2021 года (акт от 31.10.2021 N 2, платежное поручение от 19.11.2021 N 69736 на сумму 556 445,74 рублей).
В период с 01.11.2021 по 09.11.2021 услуги по уборке помещений университета в соответствии с Техническим заданием не оказывались, что послужило основанием для расторжения Договора.
В десятидневный срок с даты надлежащего уведомления Исполнителя (ООО "Вектор") о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе исполнения договора нарушения условий договора Исполнителем (ООО "Вектор") не устранены, уборка помещений не производилась.
Каких либо пояснений ООО "Вектор" о причинах невыполнения условий Договора на дату рассмотрения Комиссией Хабаровского УФАС России обращения заказчика в адрес Хабаровского УФАС России не поступало.
Вместе с тем, по мнению Комиссии Хабаровского УФАС России, материалы дела не свидетельствуют о добросовестном поведении ООО "Вектор" при исполнении договора, принятии Обществом достаточных мер для надлежащего исполнения своих обязательств.
При принятии решения об участии в закупочной процедуре участник (ООО "Вектор") самостоятельно просчитывает свои риски.
Материалами дела подтверждено, что на 23.12.2021 Обществом не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Также, Комиссия Хабаровского УФАС России учитывает, что Общество не представило надлежащих доказательств невозможности исполнения договора, обоснования причин неисполнения, в материалы дела не представлены доказательства фактической компенсации заказчику убытков в виде уплаты неустойки (пени, штрафов).
Таким образом, ООО "Вектор" допущено существенное нарушение условий контракта (договора).
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
Принимая участие в закупке, ООО "Вектор" осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со ст. 2 ГК РФ, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами.
При этом в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке.
Поскольку хозяйствующий субъект ООО "Вектор", обязанный соблюдать действующее законодательство, отказался (уклонился) от надлежащего исполнения контракта, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о недобросовестности действий вышеуказанного субъекта.
Обстоятельств, предусмотренных п. 15 Постановления N1078 не установлено.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. 104 Закона N 44-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить сведения, представленные заказчиком - ФГБОУ "Комсомольский-на-Амуре государственный университет" об ООО "Вектор" (ИНН 5003144465) и его учредителе (генеральном директоре) Никитиной Анастасии Федоровне (ИНН 220914617891), в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта (договора) от 30.08.2021 N АЭ44 N004/19 на оказание услуг по комплексной уборке помещений университета (реестровый номер 1272700076921000010), заключенного по результатам электронного аукциона N 0322100014721000004, сроком на два года.
2. Установить в действиях заказчика - ФГБОУ "Комсомольский-на-Амуре государственный университет" нарушение ч. 3 ст. 7 закона N 44-ФЗ.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в трехмесячный срок со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 10 января 2022 г. N РНП-1
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.01.2022