Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Парфирьевой С. Н.,
членов Комиссии:
- главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и закупок Шихановой Л.Б.,
специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Косаревой Ю.С.,
в присутствии:
представителя заказчика - муниципального казенного учреждения "Благоустройство Вилючинска" (далее - Заказчик): Багаевой И.А. (по доверенности от 01.06.2021 N 2/2021),
заявителя - индивидуального предпринимателя Степанова Д.В (далее - Заявитель),
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя на действия конкурсной комиссии Заказчика при определении подрядчика путем открытого конкурса в электронной форме по содержанию автомобильных дорог и улично-дорожной сети жилого района Рыбачий Вилючинского городского округа в рамках п. 2.1 муниципальной программы "Формирование современной городской среды в Вилючинском городском округе" (закупка N 0338300052121000054), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком начата процедура определения подрядчика путем открытого конкурса в электронной форме по содержанию автомобильных дорог и улично-дорожной сети жилого района Рыбачий Вилючинского городского округа в рамках п. 2.1 муниципальной программы "Формирование современной городской среды в Вилючинском городском округе" (закупка N 0338300052121000054) (далее - Закупка). Извещение, документация о Закупке размещены в единой информационной системе 20.11.2021. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 90 630 710,13 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов Закупки от 15.12.2021 конкурсной комиссией Заказчика были рассмотрены заявки и признаны участниками конкурса в электронной форме три участника Закупки.
Победителем конкурса в электронной форме, предложившим лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в документации о Закупке, признано ООО "Стройинвест".
23.12.2021 в Камчатское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия конкурсной комиссии Заказчика, которая, по мнению Заявителя, необоснованно не приняла к оценке по нестоимостному критерию договор подряда N 0005-АХР ДОР-2019-Геотерм от 06.08.2019 (далее - Договор).
Заказчик с доводом жалобы не согласился, в письме от 27.12.2021 N 3020/06 указал следующее.
Согласно письму Минфина России от 17.04.2020 N 24-05-05/30961 при осуществлении закупок иных товаров, работ, услуг в случае наличия в документации о закупке показателя "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участников закупки" заказчик самостоятельно устанавливает требования к порядку подтверждения наличия опыта у участника закупки, а также раскрывает содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг с предметом осуществляемой закупки.
В соответствии с частью 10 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
Постановлением администрации Елизовского муниципального района от 13.12.2018 N 1309 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Елизовского муниципального района. Автомобильная дорога п. Термальный - Мутновская ГеоТЭС в указанном перечне отсутствует.
Согласно сведений из публичной кадастровой палаты, данная автомобильная дорога является объектом незавершенного строительства и находится в частной собственности.
Кроме того, в силу пункта 4.1 Договора по завершении выполнения работ Подрядчик в течение 3 рабочих дней представляет Заказчику подписанные со своей стороны: Акт КС-2, справку КС-3 в 2 экземплярах.
Таким образом, актом приемки работ, подтверждающим приемку работ по исполнению Договора, является Акт по форме КС-2, который в составе второй части заявки Заявителя отсутствует.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации). Оценка указанных заявок не осуществляется в случае признания открытого конкурса в электронной форме не состоявшимся в соответствии с частью 9 данной статьи.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с данным Федеральным законом.
Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки и критерии этой оценки установлены в статье 32 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 данной статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В приложении к Правилам установлены предельные величины значимости критериев оценки, в том числе для работ, услуг:
- минимальная значимость стоимостных критериев оценки - 60 %,
- максимальная значимость нестоимостных критериев оценки - 40%.
Согласно пункту 1 Правил, они определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки.
В соответствии с пунктом 3 Правил "оценка", это процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями данных Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 27 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27 (1) и 27 (4) данных Правил), в том числе опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
В пункте 13.3.2.1 части 13 документации о Закупке установлен показатель нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки" "опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, значимость показателя 100%.
По данному показателю оценивается общее количество заключенных и успешно выполненных контрактов или договоров сопоставимого характера, стоимость по каждому контракту (договору) должна составлять не менее 20 % от начальной (максимальной) цены контракта.
Под успешным выполнением работ (контрактов или договоров) понимается исполнение участником закупки контрактов (договоров) в полном объеме в соответствии с условиями, установленными в контрактах (договорах).
Под работами (контрактами или договорами) сопоставимого характера понимаются контракты (договоры) на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог (общего пользования местного значения) или улично-дорожных сетей, сведения о которых содержатся в реестре контрактов (договоров), заключенных заказчиками в соответствии с Законом N 44-ФЗ или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" N223-ФЗ (субподрядные договоры при оценке не учитываются) и исполненные за период с 13.12.2016 г. по дату окончания подачи заявок на участие в конкурсе. При этом цена каждого контракта (договора) должна составлять не менее 20% от начальной (максимальной) цены контракта.
При этом учитываются только те контракты (договоры), в составе обязательных приложений которых присутствуют документы:
- копия исполненного контракта на выполнение работ сопоставимого характера и объема;
- копия акта(ов) приемки работ, подтверждающего(их) приемку работ по исполнению контракта или копия итогового акта приемки работ, содержащего(их) сведения о стоимости выполненных работ (указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия (копии) дополнительных соглашений по соответствующим (представленным) контрактам (договорам) (при наличии).
Комиссией при оценке заявок по настоящему показателю учитываются только те сведения, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в открытом конкурсе в вышеуказанном порядке. Контракт (договор), в отношении которого будет представлен неполный перечень подтверждающих документов и сведений, не будет учтен при оценке заявки на участие в конкурсе.
Максимальное количество баллов, присуждаемое заявке участника - 100 баллов.
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется по формуле:
НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя = 1.
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
При отсутствии в заявке на участие в открытом конкурсе сведений по данному показателю и/или документов, подтверждающих такие сведения, участник конкурса получает 0 баллов по данному показателю".
Комиссия, проанализировав порядок оценки заявок, установленный в конкурсной документации, приходит к следующему выводу.
Сопоставимость работ по характеру Закупки в данном случае проявляется в том, что предметом Закупки являются работы по содержанию автомобильных дорог (общего пользования местного значения) или улично-дорожных сетей, и в качестве подтверждения опыта участника по успешному выполнению работ предоставляются контракты (договоры) , заключенные в соответствии с Законом о контрактной системе, Законом о закупках по выполнению работ по содержанию автомобильных дорог (общего пользования местного значения) или улично-дорожных сетей.
Установление оценочного критерия, связанного с наличием у участника опыта работ по содержанию автомобильных дорог (общего пользования местного значения) или улично-дорожных сетей не направлено на ограничение количества участников закупки, а является способом реализации потребности в выборе наиболее квалифицированного и опытного исполнителя работ.
Согласно документации о Закупке, не представление в составе заявки на участие в конкурсе контрактов (договоров) по содержанию автомобильных дорог (общего пользования местного значения) или улично-дорожных сетей, не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе
Следовательно, значения показателя нестоимостного критерия не препятствуют участию в рассматриваемом конкурсе, не создают преимущества конкретному участнику закупки, поскольку предусматривают возможность участникам конкурса конкурировать по всем критериям, установленным заказчиком в конкурсной документации.
В данном случае условия конкурсной документации обеспечивают равные возможности для потенциальных участников закупки, имевших намерение участвовать в данном конкурсе на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог (общего пользования местного значения) или улично-дорожных сетей в соответствии с потребностями Заказчика.
Таким образом, установленный в документации о Закупке порядок оценки заявок по нестоимостному критерию оценки, указание в документации о Закупке на то, что в качестве подтверждения опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема предоставляются контракты (договоры), по содержанию автомобильных дорог (общего пользования местного значения) или улично-дорожных сетей, не противоречит Правилам, Закону о контрактной системе.
Комиссия, изучив Договор, представленный Заявителем в качестве подтверждения опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема (с приложением), пришла к следующим выводам.
Поскольку предметом Договора являются работы по содержанию автомобильной дороги п. Термальный - Мутновская ГеоТЭС для нужд АО "Геотерм", и данная дорога не является автомобильной дорогой общего пользования местного значения Елизовского муниципального района, то работы по содержанию данной дороги не являются сопоставимыми по характеру Закупки.
Кроме того, в подтверждение исполнения Договора предоставлена справка о стоимости выполненных работ и затрат от 15.10.2019 и акт N П00005299 от 15.10.2019, при этом пунктом 4.1 Договора предусмотрено, что "по завершению выполнения работ Подрядчик в течение 3 рабочих дней представляет Заказчику подписанные со своей стороны: Акт КС-2, справку КС-3 в 2 экземплярах".
Вместе с тем, согласно документации о Закупке, при оценке "учитываются только те контракты (договоры), в составе обязательных приложений которых присутствуют: копия акта(ов) приемки работ, подтверждающего(их) приемку работ по исполнению контракта или копия итогового акта приемки работ, содержащего(их) сведения о стоимости выполненных работ (указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке и при оценке заявок по настоящему показателю учитываются только те сведения, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в открытом конкурсе в вышеуказанном порядке. Контракт (договор), в отношении которого будет представлен неполный перечень подтверждающих документов и сведений, не будет учтен при оценке заявки на участие в конкурсе".
Таким образом, действия конкурсной комиссии по непринятию к оценке по нестоимостному критерию Договора, не противоречат требованиям документации о Закупке, Закону о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии ____________________ С.Н. Парфирьева
Члены комиссии: ____________________ Л.Б. Шиханова
_____________________ Ю.С. Косарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 30 декабря 2021 г. N 041/06/54.7-643/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.01.2022