Резолютивная часть решения оглашена 10 января 2022 года.
Решение изготовлено в полном объеме 13 января 2022 года.
На заседании производилась видеозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу с использованием системы видеоконференц-связи ОАО "Фирма Медполимер" на положение документации электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов (идентификационный номер: 8131-А-ГЗ-Л) (номер извещения: 0357500000821000310), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
17.12.2021 Заказчиком объявлен электронный аукцион на поставку лекарственных препаратов (идентификационный номер: 8131-А-ГЗ-Л) (номер извещения: 0357500000821000310).
Извещение N 0357500000821000310 о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 17.12.2021 10:02.
Начальная (максимальная) цена контракта - 680 000,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 27.12.2021 14:00.
Оператор электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ".
24.12.2021 (вх. N1254-з) поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 10.01.2022 года в 11 часов 00 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела вх. N1254-з от 24.12.2021).
Заказчиком по мимо прочих лекарственных средств в техническое задание включен препарат "Желатин", монополия на российском рынке по производству и поставкам которого принадлежит единственной компании, включение данного препарата в один лот с другими лекарственными препаратами ограничивает конкуренцию и создает неравные условия для всех потенциальных участников закупки.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил следующее (письменные объяснения исх. N б/н от 30.12.2021 года, в материалах дела):
Включение в один лот с лекарственными препаратами лекарственного препарата одного производителя было по неосмотрительности. Данный электронный аукцион не состоялся, так как не было подано ни одной заявки, в итоге права потенциальных участников закупки не пострадали.
В результате рассмотрения жалобы установлено следующее нарушение:
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу пункта 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии статьей 111.4 настоящего Федерального закона.
Согласно техническому заданию документации об электронного аукциона необходимо поставить лекарственные препараты с различными МНН, в том числе, лекарственный препарат с МНН "Желатин" имеющий следующие показатели: "Раствор для инфузий не более 4%- 500 мл., Эквивалентных лек. форм под данным МНН не зарегистрировано. Эквивалентная дозировка: 40 мг/мл. Не входит в состав Групп взаимозаменяемости ЛП.".
По мнению Заявителя, объединять в один лот лекарственный препарат с МНН "Желатин" с иными лекарственными препаратами неправомерно, так как согласно сведениям из Государственного реестра лекарственных средств https://grls.rosminzdrav.ru на территории Российской Федерации на данный момент МНН "Желатин", принадлежит единственной компании Б. Браун Мельзунген АГ. Заявителем 20.05.2020 года был сделан запрос N14/50-7973 в ООО "Фрезениус Каби" в ответ поступило письмо от 22.05.2020 года о том, что препарат ММП "Желатин" с торговым наименованием "Гелоплазма баланс" (РУ N ЛСР-009253/08) не поставлялся обществом с ограниченной ответственностью "Фрезениус Каби" на территорию РФ в период с 01.01.2019 года по настоящее время.
Так же, при изучении указанного выше реестра Комиссия Псковского УФАС установила, что согласно сведениям из Государственного реестра лекарственных средств, лекарственным препаратом с МНН "Желатин" зарегистрирован один производитель. Препараты с торговым наименованием "Геоплазма" производитель Б.Браун Мельзунген АГ регистрационный N П N013824/01.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - N 61-ФЗ) в Российской Федерации допускаются производство, изготовление, хранение, перевозка, ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, реклама, отпуск, реализация, передача, применение, уничтожение лекарственных препаратов, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 8 статьи 32 N 61-ФЗ решение об отмене государственной регистрации лекарственного препарата и исключении лекарственного препарата из государственного реестра лекарственных средств принимается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случае отсутствия лекарственного препарата в обращении в Российской Федерации в течение трех и более лет.
Из части 1 статьи 33 Федерального закона от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" следует, что государственный реестр лекарственных средств содержит перечень лекарственных препаратов, прошедших государственную регистрацию, перечень фармацевтических субстанций, входящих в состав лекарственных препаратов.
Таким образом, требуемый к поставке лекарственный препарат с МНН "Желатин" производится и поставляется на территорию Российской Федерации единственным производителем Б. Браун Мельзунген АГ под ТН "Гелофузин", РУ N П N013824/01, что указывает на неправомерность объединения в один лот данного препарата на ряду с препаратами, совокупности требований к которым соответствуют различные ТН.
Заказчиком не представлено документов и сведений, опровергающих доводы Заявителя, а именно указывающих на тот факт, что лекарственный препарат с МНН "Желатин" соответствует продукция иных производителей, помимо ТН "Гелофузин" (РУ N П N013824/01) производства Б. Браун Мельзунген АГ.
Комиссия Управления отмечает, что если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он вправе устанавливать соответствующие требования к товарам в аукционной документации, но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки, и в составе одного лота не закупались наряду с товарами, производимыми неограниченным кругом производителей и уникальными товарами единственного производителя.
Комиссия Управления также отмечает, что в случае, если при закупке товаров среди требуемых к поставке позиций присутствует хотя бы один товар, требования к характеристикам которого установлены таким образом, что совокупности таких требований отвечает только товар единственного производителя, то положения документации о такой закупке имеют признаки ограничения количества участников закупки.
На основании вышеизложенного, в случае невозможности участников закупки закупить и поставить требуемые Заказчику уникальные позиции наряду с иными товарами, указанная закупка будет проведена только для тех лиц, имеющих договорные отношения с определенным производителем товара, что непосредственно является ограничением круга потенциальных участников закупки, что напрямую запрещается нормами статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений Комиссия Псковского УФАС приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при формировании технической части аукционной документации, поскольку МНН "Желатин" соответствует товар единственного производителя, что содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке. С учетом изложенного, Заявитель имеет право подать заявление о нарушении антимонопольного законодательства, которое будет рассмотрено в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 г. N 339.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 28.12.2021 N0357500000821000310-1, электронный аукцион признан несостоявшимся, так как для участия в аукционе не подано ни одной заявки.
Таким образом, необходимость в выдаче предписания отсутствует.
На основании вышеизложенного, в результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Псковского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ОАО "Фирма Медполимер" обоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. В связи признанием электронного аукциона несостоявшимся, предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Псковского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 13 января 2022 г. N 060/06/33-744/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.01.2022