На основании пункта 2 части 15 статьи 19 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), в связи с поступлением обращения ФГБОУ ВО "Удмуртский государственный университет" (далее - Заказчик) о нарушении при осуществлении электронного аукциона на поставку тумб прикроватных (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок - 0313100004021000117, далее - Аукцион), в отношении Заказчика возбуждена внеплановая проверка.
В соответствии с частями 15, 28 статьи 99 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 25.01.2021 N 6 "О проведении внеплановых проверок соблюдения законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и создании Инспекции по проведению внеплановых проверок", приказом Удмуртского УФАС России N140 от 29.12.2021 "О проведении внеплановой проверки соблюдения ФГБОУ ВО "Удмуртский государственный университет" законодательства о контрактной системе в сфере закупок",
Инспекция Удмуртского УФАС России (далее - Инспекция) в составе:
руководитель Инспекции: <_> - начальник отдела контроля закупок,
участники Инспекции: <_>, кворум соблюден,
на заседании Инспекции Удмуртского УФАС России 10.01.2022 посредством видеоконференцсвязи
в присутствии:
представителей Заказчика: <_>,
проведя внеплановую проверку соблюдения Заказчиком законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд,
УСТАНОВИЛА:
15.12.2021 Заказчик разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение и документацию об Аукционе на поставку тумб прикроватных.
23.12.2021 - дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 30.12.2021, поступило четыре заявки на участие в Аукционе: АНО Содействия отдыху и лечению организации инвалидов "Инватур", ИП <_>, ООО "Мебельная фабрика "Идея", ООО "Соната", признанные соответствующими требованиям Аукционной документации.
Согласно обращению в п. 19 Информационной карты Аукционной документации ошибочно указано, что участие в Аукционе могут принимать только субъекты малого предпринимательства или социально ориентированные некоммерческие организации.
При проведении внеплановой проверки представители Заказчика пояснили, что в извещении о проведении Аукциона и Аукционной документации допущена ошибка относительно указания о том, что участниками Аукциона могут быть только субъекты малого предпринимательства или социально ориентированные некоммерческие организации, данная ошибка допущена из-за того, что 15.12.2021 Заказчик размещал извещения и закупочные документации в ЕИС по нескольким закупкам, умысла на нарушение Закона о контрактной системе у Заказчика не имелось.
При проведении внеплановой проверки Инспекция Удмуртского УФАС России, рассмотрев довод обращения о том, что Заказчик ошибочно указал, что участие в Аукционе могут принимать только субъекты малого предпринимательства или социально ориентированные некоммерческие организации, пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч. 4 ст. 27 Закона о контрактной системе, преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе предоставляются при осуществлении закупок:
1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
2) организациям инвалидов;
3) субъектам малого предпринимательства;
4) социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с п. 13, п. 14 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе информацию о преимуществах участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, информацию о предоставлении преимущества в соответствии со ст. 28, ст. 29 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе, заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок, при проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе, при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 ст. 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Закона о контрактной системе, в случае заключения по результатам применения конкурентных способов контракта с участником закупки, являющимся учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы, цена контракта, цена каждой единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе) увеличивается на пятнадцать процентов соответственно от цены контракта, предложенной таким участником закупки, от цены единицы товара, работы, услуги, определенной в соответствии с Законом о контрактной системе на основании предложения такого участника о сумме цен единиц товара, работы, услуги. Предусмотренное настоящей частью увеличение не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, начальные цены единиц товара, работы, услуги.
Согласно ч. 2 ст. 28 Закона о контрактной системе, Перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества в соответствии со ст. 28 Закона о контрактной системе, утверждается Правительством Российской Федерации.
До 01.01.2022 (т.е. в том числе, на момент утверждения Аукционной документации, а также на момент размещения в ЕИС извещения о проведении Аукциона и Аукционной документации) Перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества в соответствии со ст. 28 Закона о контрактной системе, был утвержден Постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 N649 (далее - Постановление N649).
Код ОКПД2, указанный в Извещении о проведении Аукциона (31.09.12.124), включен в Перечень, утв. Постановлением N649.
При этом в настоящее время (с 01.01.2022) Постановление N649 является недействующим, вместо него принято Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2021 N3500-р (далее - Распоряжение N3500-р), которым утвержден перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества участнику закупки, являющемуся учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы, в данный перечень код ОКПД2, содержащийся в Извещении о проведении Аукциона, не включен.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, к участию в Аукционе допускаются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.
Согласно п. 19 Информационной карты Аукционной документации, в аукционе могут принимать участие только субъекты малого предпринимательства или социально ориентированные некоммерческие организации (в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п. 20 Информационной карты Аукционной документации, при проведении Аукциона установлено преимущество учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы в размере до 15 процентов к предложенной цене (сумме цен единиц товара (работы, услуги)), но не более НМЦК (начальной цены единицы товара (работы, услуги)).
Таким образом, в извещении о проведении Аукциона и Аукционной документации одновременно установлены как преимущества для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, так и ограничения для участия в Аукционе только субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, при этом учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы создаются в организационно-правовой форме казенных учреждений и унитарных предприятий, которые не могут относиться к субъектам малого предпринимательства в силу установления в ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" исчерпывающего перечня юридических лиц, которые могут относиться к субъектам малого предпринимательства, в данном перечне не указаны ни учреждения, ни предприятия.
Таким образом, одновременное установление преимущества по ст. 28 Закона о контрактной системе и ограничения по ст. 30 Закона о контрактной системе является неправомерным, т.к. в такой ситуации заявка учреждения либо предприятия уголовно-исполнительной системы будет подлежать отклонению в связи с тем, что учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы не могут относиться к субъектам малого предпринимательства. В извещении о проведении Аукциона и Аукционной документации Заказчиком неправомерно указано, что принять участие в Аукционе могут только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, т.к. до 01.01.2022 установление преимущества по ст. 28 в отношении товара с кодом ОКПД2 - 31.09.12.124 являлось обязанностью.
В связи с изложенным, Заказчиком нарушены положения ч. 3 ст. 7, ч. 4 ст. 27 Закона о контрактной системе.
С учетом выявленного нарушения, учитывая то обстоятельство, что в настоящее время Постановление N649 является не действующим, а вместо него принято Распоряжение N3500-р (в перечень товаров, работ, услуг, утвержденный Распоряжением N3500-р, код товара, указанный в Извещении о проведении Аукциона, не включен) Инспекция Удмуртского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранения выявленного нарушения путем аннулирования определения поставщика по Аукциону.
Также Инспекция Удмуртского УФАС России признает, что в связи с тем, что Заказчик добровольно обратился с обращением о допущенном нарушении Закона о контрактной системе, то оснований для передачи материалов дела уполномоченному должностному лицу Управления для возбуждения административного производства не установлено.
Инспекция по проведению внеплановых проверок на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях заказчика - ФГБОУ ВО "Удмуртский государственный университет" нарушение ч. 3 ст. 7, ч. 4 ст. 27 Закона о контрактной системе.
2. Выдать заказчику - ФГБОУ ВО "Удмуртский государственный университет" предписание об аннулировании определения поставщика по Аукциону.
3. Материалы для возбуждения административного производства уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России не передавать.
Настоящее решение может быть обжалован в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Руководитель Инспекции: ____________<_>
Участники Инспекции: ____________<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 10 января 2022 г. N 018/06/99-1270/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.01.2022